Шестакова Елена Юрьевна, воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад 99»
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. (Китайская пословица)
Экологическое воспитание детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени и является одним из основных направлений в воспитательной работе детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребенка, формирования нравственных и эстетических чувств [5, с.3].
Экологическое образование не теряет своей ценности при введении новых федеральных государственных требований к содержанию и организации дошкольного образования. Напротив, интегрированный подход к организации дошкольного образования, отраженный в новых требованиях, только подчеркивает значимость и ценность экологического образования в дошкольном детстве в связи с его мировоззренческим и интегративным характером[6, с4].
Н.Г. Лаврентьева пишет, что проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Всеми признано: в системе непрерывного экологического образования начальное звено – дошкольное детство. Именно в этот возрастной период идет становление важных качеств человеческой личности и в частности закладываются основы экологической культуры[6, c6].
Экологическое воспитание будет осуществляться успешно, если создать следующие педагогические условия:
- Давать детям систематические экологические знания; научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли.
- Формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т.е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними.
- Развивать моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками и привычками морального поведения.
- Давать экологические знания в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе.
Ранний возраст — самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад.
Успех в экологическом воспитании малышей раннего возраста, обеспечивается, прежде всего, пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.
Экологическое воспитание ребенка раннего возраста, как определяет М.В. Коробова, означает содействие взрослых развитию доброго и любознательного малыша, открытого миру природы. Если мы научим малышей смотреть и видеть, знать и любить и, конечно, беречь природу, через полтора — два десятилетия подрастет поколение, достойное нового века и нового тысячелетия [3, c. 5].
По мнению Л. А. Каменевой, Н. Н. Кондратьевой, Л. М. Маневцовой. Е. Ф. Терентьевой, самостоятельного опыта для полноценного развития ребенка недостаточно. Процессом ознакомления детей раннего возраста с предметами и явлениями окружающего мира нужно планомерно и целенаправленно руководить. Мышление маленьких детей наглядно-действенно, поэтому необходимо, чтобы они знакомились с предметами и явлениями в натуре [4, с. 81].
Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними – тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т.е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним[1, с. 3].
Ребенок раннего возраста видит окружающий его мир «глазами и руками». Потребность действовать с предметами, играть с ними неукротима: ребенок всё хочет взять в руки, опробовать предмет в действии. В основе его познавательной деятельности лежат сенсомоторные процессы, деятельность всех анализаторов. Все сложное дети усваивают через конкретное. Конкретное, доступное непосредственному восприятию, действию, обозначаемое словом, составляет основу для обобщения и накопления опыта. Одним из важнейших средств в формировании экологических представлений является развитие сенсорных способностей. Так как, именно природа постоянно привлекает внимание малыша, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств: зрение, осязание, обоняние, слух. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях[2, с. 45]. Малыши узнают об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т.д., и лишь на этой основе возникают и развиваются такие самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление. Ведь для того чтобы вспомнить что-либо, надо было раньше это видеть или слышать.
Таким образом, основной задачей экологического воспитания в раннем возрасте является закладывание первых ориентиров в мире неживой природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечение понимания первоначальных связей в природе. В процессе формирования элементарных экологических представлений у детей раннего возраста совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и др.), развиваются внимание и интерес к наблюдаемым объектам живой и неживой природы, формируется доброжелательно отношение к ним. Большое место в первичном ознакомлении детей с природой отводится развитию сенсорных эталонов и сенсорики в целом.
Литература:
- Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. – № 7 2005. С. 2-5.
- Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – № 7 2004. С. 45-49.
- Малыш в мире природы: методическое пособие для воспитателей и родителей/ М.В. Коробова, Р.Ю. Посылкина; [науч. ред. Г.Г. Григорьева]. – М.: Просвещение, 2005. – 94с.
- Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учеб. пособие для пед. уч-щ по спец. «Дошк. воспитание» / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. П.Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, 1991. — 240с.
- Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» Изд. 2-е, перераб., доп. / 3-е, стереотип. Каменева Н. Г., Кондратьева Н. Н., Каменева Л. А., Изд.: Детство-пресс, 2003. -319с.
- Экологическое образование дошкольников: инновационная система организации: учебно-методическое пособие / Н. Г. Лаврентьева, Т. А. Арялина, О. В. Колесникова; под ред. Н. Г. Лаврентьевой; Забайкал. гос. гумм. — пед. ун-т. – Чита, 2011. – 161с
|