Составила воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ№118 г.Комсомольска-на-Амуре КАРАВАЕВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА
История создания экологической тропы, её актуальность, цель и задачи, этапы создания.
Впервые проблемы экологического образования в СССР обсуждались на Тбилисской межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды. Однако вопросы дошкольного воспитания на конференции не поднимались. В 90-е годы появился ряд авторских экологических программ, и вопросы экологии стали включаться в содержание отдельных разделов комплексных программ. Впоследствии, отдельные требования к экологическому воспитанию дошкольников были сформированы в книге «Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений (раздел «Развитие экологической культуры детей»). Этот документ впервые закрепил требование к дошкольным учреждениям любого типа проводить работу в области экологического воспитания.
Так как современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека. Ведь мы все должны научиться соблюдать законы природы, изменить свое потребительское отношение к природе. В результате этого и в нашей стране появился ряд документов, где указано о необходимости формирования системы непрерывного экологического образования. Один из них – это проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел.
Скачать конспект
Итак, можно сказать, что во второй половине 20 века, наше государство стало уделять много внимания непрерывному экологическому образованию, в том числе и у дошкольников.
Цель и задачи экологического образования
Можно выделить основную цель экологического образования — формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Эту цель можно решить посредством следующих задач:
- Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;
- Формирование знаний о природе;
- Развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за её сохранение;
- Формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;
- Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;
- Воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;
- Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
- Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
- Развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.
Я считаю, что очень важно сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая развивающую среду экологической направленности, в которой ребенок мог бы познать окружающий мир, мог бы самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы, и активно взаимодействуя с ними.
Одним из важнейших компонентов экологической развивающей среды в детском саду является экологическая тропа.
Впервые понятие экологическая тропа появилось в США. В начале века лесничий Бентон Маккей предложил учредить нечто вроде «Заповедника для пешеходов» — проложить тропу по Аппалачскому хребту. Эта тропа стала любимым местом отдыха и общения с природой многих американцев Востока США.
Впоследствии подобные тропы стали возникать в национальных парках Америки, Канады, Франции, Великобритании и других странах.
В последние годы многие школьные и дошкольные учреждения создают свои экологические тропы. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функцию. Можно выделить три типа экологических тропинок:
- На территории дошкольного учреждения;
- В природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.;
- В здании детского сада.
Возникает вопрос: По каким критериям отбираются объекты экологической тропы? Я придерживалась двух основных критериев:
- Разнообразие и привлекательность объектов живой и неживой природы;
- Доступность для дошкольников.
Этапы создания экологической тропы МДОУ №118
1. Создание экологической тропы началось с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов. Я сфотографировала детский сад, все объекты нашей экологической тропы и необходимые ориентиры, вывела их на фотобумаге и заламинировала.
Объекты экологической тропы:
- Березовая Аллея
- Рябиновая аллея
- Кедр
- Лиственница
- Клен ясновидный
- Тополь
- Черёмуха
- Аллея сирени
- Смородиновый куст
- Фруктовый сад (вишня, яблоня)
- Куст шиповника
- Огород (помидор, фасоль, горох, лук, огурец, капуста, морковка, редиска, свекла, картошка, кабачок, тыква, укроп, петрушка, подсолнух, кукуруза, хрен).
- Муравейник
- Мир насекомых (жук, бабочка, божья коровка, гусеница, комар, комар долгоножка, червяк, пчела, шмель, оса, мошка, жук щелкунчик, моль, слепень, клещ)
- Цветочная клумба (ирисы, бархатцы низкорослые, георгины многолетние, георгины низкорослые однолетние, сальвия, петуния простая и махровая, хризантемы низкорослые, анютины глазки-виолы, партулак). Клумба-цветник в форме бабочки, солнышка и гусеницы выложена мною в 2010 году.
Тропа Здоровья – спортивная площадка
- Аптечка Айболита (одуванчик, ромашка лекарственная, васильки, мать – и – мачеха, подорожник)
- Заброшенный луг
Исследовательская (песочница)
- «Птичий городок»
- Старый пенёк
Метеоплощадка со специальным оборудованием служит обучению детей элементарному прогнозированию состояния погоды.
Перечень метеооборудования:
- Барометр — прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.
- Термометр — для изменения температуры воздуха.
- Анемометр — прибор для изменения скорости ветра.
На метеоплощадке также находятся:
- Флюгер, ветряной рукав — прибор для опеределения направления и силы ветра.
- Дождеметр — служит ля измерения количества осадков,
- Растения-барометры, цветочные часы;
2. Приклеила их на лист фанеры в соответствии с их местоположением. Получилась своеобразная карта-схема экологической тропы. Установила её в начале тропы.
3. Выбрала вместе с детьми хранителя экологической тропы – Грибка Боровичка. И установили его в начале экологической тропы. Изготовили его из подручных материалов: туловище из спила дерева, голова из пятилитровой бутылки, окрашенной в желтый цвет. Шляпа из старого тазика, глаза из очков для плавания. Руки из веревок, прикрепленных к дереву степлером для мебели. Кисти рук — перчатки, прикрепленные к веревке. Ноги сделаны из детских туфлей. На нем надеты детские штанишки. Кармашек нашит впереди. Волосы из ниток, прикрепленных степлером к верху сруба степлером. В кармашек кладутся задания для детей, иногда конфеты за помощь. Здесь же находятся необходимые материалы и инструменты для исследования и работы на тропе.
4. Вместе с детьми своей группы мы сочинили девиз и речёвку для нашей экологической тропы.
ДЕВИЗ
«По тропинке мы шагаем А вокруг берёзы, ели, Громко песенку поем. И рябина под окном. И узнать мы всё желаем Захотим узнаем сами, Про природу, что кругом. Что в саду растет кругом.»
РЕЧЁВКА
«Раз, два, три, четыре, Три, четыре, раз, два. Это кто шагает в ряд? Боровичков наших отряд.
Смелые, умелые, на солнце загорелые. Любим мы играть и прыгать, Любим петь и танцевать. А еще и днем, и ночью
Очень дождика мы ждем. Потому — что мы — Грибочки. Мы — от дождика растем!»
5. Изготовили эмблемы для детей
6. На каждой точке экологической тропы создали сказочного персонажа, который рассказывает детям об особенностях данного экологического объекта:
- Лебедь, вырезанный из шины
- Лягушка, сделанная из колес
- Садовник Поливайкин из старой лейки
- Ослик, цапля и жираф из пластиковых бутылок
7. Составила рекомендации по использованию объектов экологической тропы для работы с детьми
8. Составила картотеку:
- дидактических игр,
- конспектов занятий
- настольных игр,
- демонстрационного материала,
- настольного театра
- сюжетно-ролевых игр
- книг
ВЫВОД
Можно сказать, что экологическая тропа позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, помогает детям изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их.
|