Краснова Н. А. (воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ № 9, «Северный колледж физической культуры и спорта», г. Мончегорск,)
Современное развитие российского государства, становление гражданского общества требует, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, способного к сотрудничеству, отличающегося мобильностью, динамизмом, обладающего чувством ответственности за свою страну. В XXI веке проблемы сохранения окружающей среды занимают ведущее место среди глобальных проблем современности. Одной из важнейших причин экологического неблагополучия является не достаточно сформированное экологическое сознание и экологическая культура. Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.
Скачать презентацию
На этапе дошкольного детства у ребенка формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры, практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его гармоничное развитие. Небрежное и даже жестокое отношение к природе в нашем обществе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания.
Поэтому, коллективом нашего дошкольного учреждения было принято решение создать такие условия и развивающую предметно-пространственную среду в дошкольном учреждении, которая позволит создать условия для формирования у детей экологической культуры.
Цель: Создание экологической интерактивной площадки с целью формирования у детей дошкольных учреждений и начальных школ города основ экологической культуры, научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к миру природы.
Задачи:
- Познакомить детей с группами живых организмов – сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них.
- Дать первичные представления экологии человека, первоначальные представления о биологических потребностях человека, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде.
- Раскрыть элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах использование в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов).
- Привлечь родительскую общественность к воспитанию у подрастающего поколения экологической культуры, участию в различных мероприятиях экологической направленности.
Не всем детям, проживающим на крайнем севере, может представиться возможность увидеть всё многообразие животного и растительного мира, необычайно красивых уголков нашей планеты. Созданная интерактивная экологическая площадка «Созерцай природу сердцем» позволила окунуться в практическую, исследовательскую и образовательную деятельность экологической направленности.
В рамках проекта на базе нашего дошкольного учреждения создана интерактивная экологическая площадка, которая заняла место на видовом балконе (169, 3м2):
- обучающую эко стену (длина 26 м 55см, высота 3м10см) с трёхмерной инсталляцией деревьев-вкладышей, кустарников, насекомых, экологические бизиборды, среды обитания животных европейской части России, Арктики, которые будут четко прослеживать цепочку взаимосвязи между животными и растениями
-макеты хвойных, цветущих, плодоносящих деревьев и кустарников, животных и птиц.
-интерактивную панель, которая позволит транслировать познавательные и социальные ролики, фильмы о животном мире Арктики и его обитателях, играть в электронные игры, направленные на экологическое воспитание, проигрывать в игровой интерактивной форме игровые обучающие ситуации.
-интерактивная песочница, которая позволяет в режиме реального времени продемонстрировать процессы эволюции земной поверхности, увидеть ледниковый период, самостоятельно создать настоящую живую географическую карту любого уголка России.
-мобильный интерактивный пол, который усилил творческую составляющую любого мероприятия, дети могут оказаться на берегу Северного Ледовитого океана, понаблюдать за морскими обитателями и т.д.
-цифровая био-система по выращиванию растений позволила провести опыты, изучить процесс произрастания растений: от семечки до взрослого растения. Различные опыты помогают убедиться, что живая природа очень чуткая и хрупкая.
Педагогами, специалистами нашего дошкольного учреждения проводиться широкий спектр мероприятий экологической направленности:
- виртуальные экскурсии и путешествия познавательного характера
- экологические тренинги и исследовательские встречи
- интерактивные игровые обучающие игры и ситуации
- практические занятия в зимнем саду
- опытно-экспериментальные встречи
- экологические акции, волонтерские движения и праздники.
Инновационные методы наглядного и практического воздействия позволят сформировать у детей основы экологической культуры, устойчивую потребность заботливого и бережного отношения ко всему окружающему миру, желание сохранять и приумножать его богатства
Занятия в детском саду имеют свою специфику, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Добиться этого нам помогла компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. Использование анимации, вставок видеофрагментов сделало возможным показ динамических процессов, смоделировать явления, которые нельзя продемонстрировать в обычных условиях или трудно увидеть, наблюдать в повседневной жизни (северное сияние, звуки леса, пение птиц и т.д.). Анализ проектной деятельности показал применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оптимизирует восприятие учебного процесса, повышает мотивацию, заинтересованность детей, позволяет активизировать непроизвольное внимание, развить произвольное; расширяет возможности работы с наглядным материалом, что способствовало достижению поставленных нами целей. ИКТ позволяют модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить его эффективность, мотивировать ребенка на поисковую деятельность, дифференцировать подачу материала с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.
К каким результатам мы пришли?
- Родители повысили свою педагогическую компетенцию, получив возможность из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными участниками образовательного процесса.
- Дети знают животных, занесенных в Красную книгу, проявляют желание больше узнать об их жизни, повадках.
- Понимают взаимосвязь Человек – Природа.
- Высказывают предположения и делают простейшие умозаключения (например, что от человека зависит многообразие видов животных, живущих на Земле).
Приведем примеры высказываний:
- Что произойдет, если все льды на Северном полюсе растают? – Будет наводнение. Дед Мороз утонет.
-Что произойдет, если ручей пересохнет? – Животные умрут без питья. Рыбки и лягушки погибнут.
- Что произойдет, если исчезнут птицы? – Вредных насекомых будет больше.
- Что произойдет, если ученые изобретут черного зайца? – Зайца быстро съедят.
- Дети рядом с родителями, совместно осуществляют поиск, создают творческие работы.
- Знают профессии, связанные с животными.
- Действуют согласованно, договариваются в процессе продуктивной деятельности.
- Активно используют новые слова в свободном общении.
- Получают положительные эмоции в ходе подготовки и проведения проекта.
Экологический бизиборд и интерактивная площадка, как средства нравственно-патриатического воспитания детей дошкольного возраста. Собрание проходило в нетрадиционной форме в виде ознакомительной экскурсии по интерактивной экологической площадке «Созерцай природу сердцем».
Отправиться в виртуальное путешествие, стать участником экологических тренингов и исследовательских встреч, окунуться в игровые, обучающие ситуации – всё это теперь могут воспитанники 9 детского сада, а также дети и гости других садов города и области.
Участие детей в различной деятельности становится первой ступенью в его дальнейшем развитии и образовании: от наблюдения, слушания и эпизодического участия – к партнёрству и сотрудничеству в экологически значимой деятельности, которая так необходима для сохранения природы.
Интерактивная экологическая площадка помогает раскрыть для детей различные виды связей между неживой и живой природой, между компонентами живой природы, раскрыть связь между человеком и природой, показать, что человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее. Показать всю ответственность воздействия человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое).
Ценность проекта заключается в том, что инновационные методы наглядной и практической деятельности позволят сформировать у детей основы экологической культуры, устойчивую потребность заботливого и бережного отношения ко всему окружающему миру, желание сохранять и приумножать его богатства, научиться созерцать природу сердцем.
Литература
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2010
- Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.
|