Прохорова Олеся Викторовна. ПОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

 

Скачать программу

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.

Цель программы:

Формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Задачи программы:

  1. Формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
  2. Формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни человека;
  3. Воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
  4. Развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  5. Охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни

Примерное тематическое планирование

«Вот и осень подоспела»

Список используемой литературы:

  1. Л.А. Обухова, А.В. Кочергина, Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Москва «Вако» 2005г.
  2. С.Н. Николаева «Юный эколог» Система работы в старшей группе детского сада. Москва. Мозайка-Синтез, 2010г.
  3. Л.Н. Тимофеева «Ребенок и окружающий мир» С.-Петербург, Детство-Пресс, 2011г.
  4. О.Н. Масленникова, А.А. Филипенко «Экологические проекты в детском саду», Волгоград, Издательство «Учитель», 2011г.
  5. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой старшая группа» Издательство Мозаика Синтез, 2012г.
  6. Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром» ФГТ Издательство Мозаика Синтез, 2012г.
  7. С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» Москва «Просвещение 2000»
  8. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать» популярное пособие для родителей и педагогов Ярославль, «Академия развития», 1997г.
  9. С.Е. Шукшина «Я и мое тело» Программа занятий и упражнений, дидактические игры, Москва. Школьная пресса, 2009г.
  10. Т.И. Подрезова «Материал к занятиям «Времена года» «Лес» «Грибы». Москва. Айрис Пресс, 2008г.

Литература для чтения детям:

Осень

  1. С.Козлов «Сосновая шишка»
  2. Я. Аким «Зайчик»
  3. И.Бунин «Листопад»
  4. Н.Сладков «Эхо», «Кто как спит», «Под снегом», «Почему ноябрь пегий»
  5. Л.Толстой «деревья дышат»
  6. А.Ремизов «Хлебный голос»
  7. И.Соколов-Микитов «Листопадничек»
  8. В.Бианки «Прячутся…»

Зима

  1. Н.Сладков «Жалобы на сугробе», «Столовая прорубь», «Птичьи столовые», «Суд над декабрем»
  2. Л.Толстой «Зайцы»
  3. И.Полуянов «Шепот снегов»
  4. А.Пушкин «Идет волшебница зима»
  5. Н.Некрасов «Мороз воевода»
  6. Г.Скребицкий «Четыре художника»

Весна

  1. Н.Сладков «лесной календарь» «Воробьишкина весна» «Весенние радости» «Медвежья горка»
  2. А.Плешеев «Весна»
  3. В.Степанков «Чудеса весны»
  4. Р.н сказка «Снегурочка»
  5. Э.Шим «Солнечная капель»
  6. Г.Скребицкий «На лесной опушке весна»

Лето

  1. К.Бальмонд «Камарики-макарики»
  2. Я. Аким «Веселое лето»
  3. Н.Сладов «Сорока воровка» «Хитрый одуванчик» «Бежал ежик по дорожке» «Все хотят петь»
  4. Л.Толстой «Как мальчик рассказывал про то как его в лесу застала гроза» Быль, «Черепаха»
  5. М.Глинская «Хлеб»

Диагностика по экологическому воспитанию детей старшая группа.

Характерные особенности времён года.

Задание «Осень».

Цель: выяснить знания детей о временах года – осень. О характерных признаках этого времени года.

Материал: картины с изображением осенней природы, овощей, фруктов, животных, растений, птиц.

Контрольные вопросы:

  1. Какие приметы осени тебе известны?
  2. Что человек убирает осенью с полей, огорода?
  3. Почему осенью становиться меньше насекомых?
  4. Как животные готовятся к зиме?
  5. Куда улетают птицы осенью?
  6. Что происходит с растениями осенью?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

Задание «Зима».

Цель: выяснить знания детей о характерных особенностях зимы.

Материал: картинки зимней природы, новогоднего праздника. Картинки медведь в берлоге, заяц на снегу.

Контрольные вопросы:

  1. Какая погода зимой?
  2. Что происходит с растениями зимой, почему на деревьях нет листочков.
  3. Что зимой делают звери? Почему уснул медведь?
  4. Почему стало меньше птиц?
  5. Каким трудом занимается человек на улице? Чем ты занимаешься на прогулке?
  6. Какой праздник отмечают зимой?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

4. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

5. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

6. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

Задание «Весна».

Цель: выяснить знания детей о весне и её характерных признаках.

Материал: картинки весенней природы, животных, растений, птиц.

  1. Какие приметы весны тебе известны?
  2. Как изменяется погода весной?
  3. Почему стали возвращаться птицы?
  4. Какие изменения происходят с растениями весной?
  5. Какие заботы появились у птиц с наступлением весны?
  6. Что делают животные с приходом весны?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

Задание «Лето».

Цель: выяснить различают ли дети времена года, знают приметы лета, узнают его на картинке.

Материал: картинки с летней природой, птицами, животными.

  1. Опиши, какое время года ты видишь на картинке?
  2. По каким приметам ты узнал, что это лето?
  3. Чем занимаются люди в саду, на огороде летом?
  4. Что делают животные летом?
  5. Чем занимаются птицы?
  6. Что ты любишь делать летом?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов

Живая природа.

Задание «Растительный мир».

Цель: выяснить знания детей о многообразии растительного мира, умеют ли различать растения, знают органы растения и их функции.

Материал: картины природы, разных растений, картинки со стадиями роста и развития растений, муляжи фруктов и овощей.

  1. Относятся ли растения к живым организмам? Как это определить?
  2. Чем дерево отличается от кустарника?
  3. Название, каких деревьев ты знаешь, покажи их на картинке.
  4. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
  5. Где можно встретить растения, как они приспосабливаются к разным условиям жизни?
  6. Назови и покажи на картинке органы растения, для чего они необходимы.
  7. Назови и покажи на картинке стадии роста и развития гороха.
  8. Почему нужно беречь природу? Как человек использует растения в своей жизни?
  9. Разбери картинки по группам: овощи и фрукты. Назови их. Чем они полезны?
  10. Посмотри на картинки и разбери их по группам: деревья, кустарники, травы.

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 25 – 30 баллов.

Средний уровень – 20 – 24 баллов.

Низкий уровень – 10 – 15 баллов.

Задание «Животный мир».

Цель: выяснить знания детей о животном мире.

Материал: картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых.

  1. Назови, каких домашних животных ты знаешь. Почему они так называются?
  2. Каких зверей можно встретить в лесу? Почему их называют дикими?
  3. Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
  4. Каких животных живущих в воде ты знаешь? Почему рыбы могут жить только в воде?
  5. Какие животные живут в почве?
  6. Каких насекомых ты знаешь? Покажи их на картинке.
  7. Относятся ли животные к живым организмам?
  8. Разложи правильно картинки со стадиями роста и развития курицы.
  9. Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «красная книга».
  10. Каких домашних и диких птиц ты знаешь? Покажи их на картинке и назови правильно.

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 25 – 30 баллов.

Средний уровень – 20 – 24 баллов.

Низкий уровень – 10 – 15 баллов.

Показатели валеологического воспитания и обучения детей старшей группы:

Объём валеологических знаний детей 5-6 лет

Познавательная сфера:

– Иметь первичные представления о некоторых внутренних органах (коже, желудке, крови, кишечнике, лёгких, мозге); их местонахождение и основные функции;

– Знать условия, в которых человек может быть здоровым;

– Гигиена органов чувств, зубов, кожи, осанки;

– Уметь отличать здорового человека от больного, молодого от старого по внешним признакам и проявлениям поведения;

– Иметь элементарные представления о своем рождении;

– Сознавать роль матери, отца, семьи у здорового ребёнка.

– Понимать важность: режима дня, питания, овладение культурно-гигиеническими навыками, практическими умениями закаливания, умения правильно двигаться, выполнять разные гимнастические упражнения для укрепления своего здоровья;

  • Пользоваться правилами безопасности в процессе выполнения движений, прогулок по улицам, при переходе дороги и т.п.

– Использовать знания о некоторых признаках детских болезней, с целью предупреждения заболеваний;

– Знать об отрицательном влиянии вредных привычек на здоровье;

– Значение тренировки мышц для здоровья человека;

– Роль двигательной активности для укрепления скелета и мышц;

– Необходимость обращаться ко взрослому в случае недомогания, болезни.

Социальная сфера:

– Понимать взаимосвязь человека и природы, использовать знания на практике;

– Регулировать свой образ жизни и состояние здоровья в зависимости от времени года, погодных условий; выполнять правила поведения на природе и в общественных местах;

– Уважительно относиться к своим родителям и родственникам;

Нравственная сфера:

– Проявлять чуткость к старым больным людям, желание им в чём-то помочь;

– Не волновать родителей, воспитателей и других людей своим отрицательным поведением;

– Соблюдать правила этического поведения при общении со взрослыми, детьми разного пола, уважать их;

Просмотров: 556
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Завадская Светлана Николаевна. Конспект открытого занятия на развитие связной речи для детей с ОНР (ІІІ уровень) (старшая группа) Тема: «Животные на ферме»
  • Миронова Марина Алексеевна. Консультация для родителей «Почему ребёнок не говорит?
  • Горбунова Ольга Николаевна. Конспект НОД с использованием образовательной робототехники «MRT №2» J Серия Кики – Базовый уровень №5 Тема: «Спасти оленей!»
  • Абрамова Татьяна Валериевна. Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР (III уровень) 5-6 лет на тему: «Космическое путешествие»
  • Абрамова Татьяна Валериевна. Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР (II уровень) 4-5 лет на тему: «Спасение котенка Сеньки»
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • Сафонова Диана Сиреневна. Конспект подгрупповой логопедической организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (III уровень) на тему: «Звук [К]. Буква К. Лексическая тема: 'Домашние животные'
  • Яценко Елена Ильинична. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «СЕГОДНЯ Я РЕБЁНОК-ЗАВТРА ИНЖЕНЕР!»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Писарева Людмила Викторовна. Консультации для родителей «Ребёнок и книга»
  • Аликина Наталья Анатольевна. Название работы: «Организация психологической недели в ДОУ как форма эффективного взаимодействия системы «Ребёнок-родитель-педагог».
  • Бескоровайная Галина Ивановна. «Памятка для родителей о соблюдении правил безопасности, если ребёнок один дома»
  • Гафиятуллина Лилия Рафаиловна. Статья 'Что должен знать ребёнок при поступлении в школу?'
  • Нардекова Светлана Анатольевна. В семье особый ребёнок
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Салимзянова Айгуль Разяповна. «Здоровый ребёнок – в здоровой семье»
  • Орлова Зинаида Викторовна. Агрессивный ребёнок
  • Чурсина Ольга Анатольевна. Консультация для педагогов 'Агрессивный ребёнок в группе'
  • Галина Клопшина. Неуверенный ребёнок
  • Екатерина Александровна Карташова. Консультация для родителей. «Родительская любовь: как ребёнок её воспринимает»
  • Галушко Олеся Константиновна. 'Ребёнок — наша опора и светлое будущее'
  • Подчасова Инна Ивановна. «Уставший ребёнок»
  • Терентьева Светлана Юрьевна. Ваш ребёнок познаёт мир.
  • Юникова Елена Александровна. Консультация для родителей «Если ребёнок мечтает о домашнем питомце»
  • Бурова Ирина Ашрафовна. Готов ли ребёнок к школе?
  • Кошелева Светлана Александровна. «А Ваш ребёнок произносит звук «Р»?
  • Бевз Майя Антоновна. Ребёнок и компьютер. Вред или польза.
  • Плуталова Татьяна Владимировна. Конспект НОД по экологическому образованию для детей 3-4 лет «Почему листья осенью желтеют»
  • Максимова Тамара Витальевна. Проект в подготовительной к школе группе на тему: «Я – ребёнок имею право»
  • Вандышева Валентина Леонидовна. Методическая разработка развлечения для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Красота природы в разные времена года»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь