Пояснительная записка
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Скачать программу
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.
Цель программы:
Формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
Задачи программы:
- Формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
- Формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни человека;
- Воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
- Развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- Охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни
Примерное тематическое планирование
«Вот и осень подоспела»
Список используемой литературы:
- Л.А. Обухова, А.В. Кочергина, Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Москва «Вако» 2005г.
- С.Н. Николаева «Юный эколог» Система работы в старшей группе детского сада. Москва. Мозайка-Синтез, 2010г.
- Л.Н. Тимофеева «Ребенок и окружающий мир» С.-Петербург, Детство-Пресс, 2011г.
- О.Н. Масленникова, А.А. Филипенко «Экологические проекты в детском саду», Волгоград, Издательство «Учитель», 2011г.
- О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой старшая группа» Издательство Мозаика Синтез, 2012г.
- Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром» ФГТ Издательство Мозаика Синтез, 2012г.
- С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» Москва «Просвещение 2000»
- Н.В. Елкина, О.В. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать» популярное пособие для родителей и педагогов Ярославль, «Академия развития», 1997г.
- С.Е. Шукшина «Я и мое тело» Программа занятий и упражнений, дидактические игры, Москва. Школьная пресса, 2009г.
- Т.И. Подрезова «Материал к занятиям «Времена года» «Лес» «Грибы». Москва. Айрис Пресс, 2008г.
Литература для чтения детям:
Осень
- С.Козлов «Сосновая шишка»
- Я. Аким «Зайчик»
- И.Бунин «Листопад»
- Н.Сладков «Эхо», «Кто как спит», «Под снегом», «Почему ноябрь пегий»
- Л.Толстой «деревья дышат»
- А.Ремизов «Хлебный голос»
- И.Соколов-Микитов «Листопадничек»
- В.Бианки «Прячутся…»
Зима
- Н.Сладков «Жалобы на сугробе», «Столовая прорубь», «Птичьи столовые», «Суд над декабрем»
- Л.Толстой «Зайцы»
- И.Полуянов «Шепот снегов»
- А.Пушкин «Идет волшебница зима»
- Н.Некрасов «Мороз воевода»
- Г.Скребицкий «Четыре художника»
Весна
- Н.Сладков «лесной календарь» «Воробьишкина весна» «Весенние радости» «Медвежья горка»
- А.Плешеев «Весна»
- В.Степанков «Чудеса весны»
- Р.н сказка «Снегурочка»
- Э.Шим «Солнечная капель»
- Г.Скребицкий «На лесной опушке весна»
Лето
- К.Бальмонд «Камарики-макарики»
- Я. Аким «Веселое лето»
- Н.Сладов «Сорока воровка» «Хитрый одуванчик» «Бежал ежик по дорожке» «Все хотят петь»
- Л.Толстой «Как мальчик рассказывал про то как его в лесу застала гроза» Быль, «Черепаха»
- М.Глинская «Хлеб»
Диагностика по экологическому воспитанию детей старшая группа.
Характерные особенности времён года.
Задание «Осень».
Цель: выяснить знания детей о временах года – осень. О характерных признаках этого времени года.
Материал: картины с изображением осенней природы, овощей, фруктов, животных, растений, птиц.
Контрольные вопросы:
- Какие приметы осени тебе известны?
- Что человек убирает осенью с полей, огорода?
- Почему осенью становиться меньше насекомых?
- Как животные готовятся к зиме?
- Куда улетают птицы осенью?
- Что происходит с растениями осенью?
Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.
Критерии оценки:
1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 15 – 18 баллов.
Средний уровень – 12 – 14 баллов.
Низкий уровень – 6 – 9 баллов.
Задание «Зима».
Цель: выяснить знания детей о характерных особенностях зимы.
Материал: картинки зимней природы, новогоднего праздника. Картинки медведь в берлоге, заяц на снегу.
Контрольные вопросы:
- Какая погода зимой?
- Что происходит с растениями зимой, почему на деревьях нет листочков.
- Что зимой делают звери? Почему уснул медведь?
- Почему стало меньше птиц?
- Каким трудом занимается человек на улице? Чем ты занимаешься на прогулке?
- Какой праздник отмечают зимой?
Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.
Критерии оценки:
4. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
5. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
6. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 15 – 18 баллов.
Средний уровень – 12 – 14 баллов.
Низкий уровень – 6 – 9 баллов.
Задание «Весна».
Цель: выяснить знания детей о весне и её характерных признаках.
Материал: картинки весенней природы, животных, растений, птиц.
- Какие приметы весны тебе известны?
- Как изменяется погода весной?
- Почему стали возвращаться птицы?
- Какие изменения происходят с растениями весной?
- Какие заботы появились у птиц с наступлением весны?
- Что делают животные с приходом весны?
Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.
Критерии оценки:
1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 15 – 18 баллов.
Средний уровень – 12 – 14 баллов.
Низкий уровень – 6 – 9 баллов.
Задание «Лето».
Цель: выяснить различают ли дети времена года, знают приметы лета, узнают его на картинке.
Материал: картинки с летней природой, птицами, животными.
- Опиши, какое время года ты видишь на картинке?
- По каким приметам ты узнал, что это лето?
- Чем занимаются люди в саду, на огороде летом?
- Что делают животные летом?
- Чем занимаются птицы?
- Что ты любишь делать летом?
Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.
Критерии оценки:
1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 15 – 18 баллов.
Средний уровень – 12 – 14 баллов.
Низкий уровень – 6 – 9 баллов
Живая природа.
Задание «Растительный мир».
Цель: выяснить знания детей о многообразии растительного мира, умеют ли различать растения, знают органы растения и их функции.
Материал: картины природы, разных растений, картинки со стадиями роста и развития растений, муляжи фруктов и овощей.
- Относятся ли растения к живым организмам? Как это определить?
- Чем дерево отличается от кустарника?
- Название, каких деревьев ты знаешь, покажи их на картинке.
- Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
- Где можно встретить растения, как они приспосабливаются к разным условиям жизни?
- Назови и покажи на картинке органы растения, для чего они необходимы.
- Назови и покажи на картинке стадии роста и развития гороха.
- Почему нужно беречь природу? Как человек использует растения в своей жизни?
- Разбери картинки по группам: овощи и фрукты. Назови их. Чем они полезны?
- Посмотри на картинки и разбери их по группам: деревья, кустарники, травы.
Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.
Критерии оценки:
1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 25 – 30 баллов.
Средний уровень – 20 – 24 баллов.
Низкий уровень – 10 – 15 баллов.
Задание «Животный мир».
Цель: выяснить знания детей о животном мире.
Материал: картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых.
- Назови, каких домашних животных ты знаешь. Почему они так называются?
- Каких зверей можно встретить в лесу? Почему их называют дикими?
- Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
- Каких животных живущих в воде ты знаешь? Почему рыбы могут жить только в воде?
- Какие животные живут в почве?
- Каких насекомых ты знаешь? Покажи их на картинке.
- Относятся ли животные к живым организмам?
- Разложи правильно картинки со стадиями роста и развития курицы.
- Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «красная книга».
- Каких домашних и диких птиц ты знаешь? Покажи их на картинке и назови правильно.
Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.
Критерии оценки:
1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 25 – 30 баллов.
Средний уровень – 20 – 24 баллов.
Низкий уровень – 10 – 15 баллов.
Показатели валеологического воспитания и обучения детей старшей группы:
Объём валеологических знаний детей 5-6 лет
Познавательная сфера:
– Иметь первичные представления о некоторых внутренних органах (коже, желудке, крови, кишечнике, лёгких, мозге); их местонахождение и основные функции;
– Знать условия, в которых человек может быть здоровым;
– Гигиена органов чувств, зубов, кожи, осанки;
– Уметь отличать здорового человека от больного, молодого от старого по внешним признакам и проявлениям поведения;
– Иметь элементарные представления о своем рождении;
– Сознавать роль матери, отца, семьи у здорового ребёнка.
– Понимать важность: режима дня, питания, овладение культурно-гигиеническими навыками, практическими умениями закаливания, умения правильно двигаться, выполнять разные гимнастические упражнения для укрепления своего здоровья;
- Пользоваться правилами безопасности в процессе выполнения движений, прогулок по улицам, при переходе дороги и т.п.
– Использовать знания о некоторых признаках детских болезней, с целью предупреждения заболеваний;
– Знать об отрицательном влиянии вредных привычек на здоровье;
– Значение тренировки мышц для здоровья человека;
– Роль двигательной активности для укрепления скелета и мышц;
– Необходимость обращаться ко взрослому в случае недомогания, болезни.
Социальная сфера:
– Понимать взаимосвязь человека и природы, использовать знания на практике;
– Регулировать свой образ жизни и состояние здоровья в зависимости от времени года, погодных условий; выполнять правила поведения на природе и в общественных местах;
– Уважительно относиться к своим родителям и родственникам;
Нравственная сфера:
– Проявлять чуткость к старым больным людям, желание им в чём-то помочь;
– Не волновать родителей, воспитателей и других людей своим отрицательным поведением;
– Соблюдать правила этического поведения при общении со взрослыми, детьми разного пола, уважать их;
|