Интеграция образовательных областей:
- Познание
- Социализация
- Коммуникация
- Труд
- Музыка
Программные задачи:
Закреплять и систематизировать знания детей о садовых и полевых цветах. Уточнить, из каких частей состоит цветок (стебель, корень, листья, соцветия), как размножаются цветы, почему необходимо беречь цветы и какую роль они играют в природе.
Материал: слайды с изображением цветов, луковиц, корневищ и семян цветов, живые цветы.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением цветов. Чтение книг, энциклопедий, разучивание стихов и загадок о цветах.
Ход занятия
Воспитатель: Весна!!! Прекрасная погода. Ребята, давайте отправимся на волшебном паровозике в лес. Сели. Поехали!!! (Раздаётся гудок паровоза). Паровозик отправляется в путь, он трудолюбиво вращает колёсиками…но вот он увидел белые полянки цветов среди полянок снега и сошёл с рельсов. Подъехал к полянкам и остановился.
В.- Как вы думаете, что за цветы он увидел? Слайд 1 (подснежники)
Правильно, это первоцветы- подснежники, посмотрите какие листья и стебель у цветка.
Полюбовались подснежниками, и паровозик повёз нас дальше, пока не увидел жёлтые поля. Что это за цветы? Слайд 2 (мать-и-мачеха)
В.- Почему цветы имеют такое название? (ответы детей)
В.- Ребята, мы увидели целые поля цветов, поэтому их как называют? (Полевые)
В.- А за то, что они первыми цветут, как их называют? (первоцветы)
Видите, лепестки мать-и-мачехи закрываются, значит, скоро пойдёт дождь. Слайд 3
Едем дальше. Посмотрите в окно, видите садовые участки? На них тоже расцвели красивые цветы. Но они растут в садах. Как их называют? (садовые)
В.- Кто знает, какие цветы первыми расцветают на садовых участках? (нарциссы, тюльпаны, гиацинты, крокусы) Слайд 4-7.
В.- Прошла весна, а за весной наступило какое время года? (лето). И наш маленький паровозик снова везёт нас в лес. Он доехал до поля быстро, а потом сошёл с рельсов и остановился. Как вы думаете, почему? (увидел цветы). А какие он увидел цветы, вы сейчас отгадаете. Слайд 8-11.
Загадки о цветах:
1. На лугу растёт кудряшка- белая рубашка,
Сердечко золотое. Что это такое? (ромашка)
2. Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку. (мак)
3. Неказистый, неприметный, он качает головой,
Не серебряный, не медный, а голубенький иль белый
Этот маленький цветок. Перезвоны, переливы не разносит ветерок. (колокольчик)
4. Очень яркий, синеглазый, любит прятаться во ржи. (василёк)
В.- Молодцы, ребята! Все загадки отгадали!
А теперь ваши глаза должны отдохнуть. Проводится упражнение для глаз.
Посмотри скорее, друг: Расцвели цветы вокруг. Раз, два, три, четыре, пять - Будем с вами мы играть! Дети выполняют круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении.
В.-Посмотрите, у всех цветов есть стебли, но они разные: прямостоящие (флоксы), колючие (розы), стелющие (настурция), с короткими стеблями (анютины глазки). Окраска у листьев разных оттенков зелёного цвета. Слайд 12-15.
В.- И сами листочки на ощупь разные. Вы когда-нибудь трогали их? Кто знает, какие они? (Гладкие-пионы, гладиолусы, ворсистые-бархатцы, шершавые-георгины). Слайд 16-19.
И по форме соцветий цветы бывают разные. Слайд 20-23 (астры, львиный зев, лилия, гвоздика, ирис)
В.- Предлагаю прогуляться. Встали (проводится физкультминутка).
Тёмным лесом и зелёным лугом мы шагаем друг за другом. (ходьба обычная)
Чтоб цветы не помять, ноги поднимаем. (ходьба с подниманием колен)
И меж деревьями змейкою шагаем. (ходьба змейкой)
Мы цветочки в поле увидали и, сгибая ноги, быстро побежали. (х. в быстром темпе.)
И опять мы ходим полем, лесом, лугом. Ищем мы цветочки, чтоб сплести веночки. (ходьба врассыпную с приседанием.)
Вот букет красивый вскоре мы собрали. (ходьба обычная)
И ковёр нарядный на траве соткали. (построение в круг)
Воспитатель читает стихотворение В. Викторова «Цветок».
Цветок на лугу я сорвала на бегу. Сорвала. А зачем-объяснить не могу. В стакане он день простоял и завял. А сколько бы он на лугу простоял?
В.- Можно просто так рвать и бросать цветы? Как вы думаете, зачем цветы нам нужны? (Мы любуемся их красотой, они предсказывают погоду, кормят пыльцой и нектаром насекомых.)
А знаете ли вы, что многие цветы лекарственные? Кто знает такие цветы?
Если у Тани пропадёт аппетит, мы её напоим настоем из корней одуванчика. Из листьев одуванчика для всех детей можно приготовить салат, в них много витаминов. Заболит голова у Коли –напоим отваром из ромашки, заболят глазки у Кати-сделаем примочки из настоя василька, заболит горло у Данила-будет полоскать настоем из календулы, будет кашлять Маша- дадим попить настоя из мать-и –мачехи.
Да здравствуют цветы
Всех видов, всех расцветок-
И яркой красоты. И скрытые меж веток…
Да здравствуют цветы!!! Все. Все они прекрасны!!!
(М. Мгшвили)
В.-А сейчас поиграем и немного отдохнём. Надевайте на голову маски цветов, кто какой хочет. Вы будете цветочками полевыми и садовыми, пока играет музыка, цветочки покачиваются на ветру, как только музыка замолкает все цветочки должны собраться в кружок «Полевые цветы», и «Садовые цветы». (играют 2 раза)
В.- Ребята, как вы думаете, кто-нибудь ухаживает за полевыми цветами? А за садовыми?
Как размножаются полевые цветы? А садовые?
С космеи, с календулы собирают семена осенью, а весной сажают. (это однолетние растения)
Многолетние размножаются по-разному. Слайд 24 (луковицы гладиолуса, тюльпана, нарцисса)
В.- Что необходимо для роста всех растений? (тепло, вода, земля, солнце)
Как вы помогаете маме или бабушке ухаживать за цветами на даче?
В.- Ребята мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы такие умнички. А цветы вам отправили сладкие гостинцы.
На лугу
Бежит тропинка через луг, Ныряет влево, вправо. Куда ни глянь, цветы вокруг, Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад, Пахуч и свеж в часы рассвета. Красивых, радужных цветов На них разбросаны букеты.
И. Суриков
|