Авторы проекта: Калинина М.Н., Алексеенко Н.С.
Актуальность: Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания.
В современном обществе особо остро стоит вопрос об экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Ведь охрана природы и окружающей среды являются актуальными в эпоху научно-технического прогресса.
Скачать конспект
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Цель: формировать знания детей о различных растениях, о правильном уходе за ними; формировать знания о необходимости охраны и защиты природы; Расширить представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растений (почва, влага, тепло и свет); формировать трудовые умения и навыки.
Задачи:
- Формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средство становления осознанно-правильного отношения к природе);
- Развитие познавательного интереса к миру природы;
- Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- Формирование умений и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Участники: воспитатель, родители и воспитанники первой младшей группы
Тип проекта: краткосрочный
Продолжительность: 15 апреля – 31 мая
Формы и методы работы:
- Наблюдения;
- Опыты и исследования;
- Развивающие игры;
- Просмотр слайдов, фрагментов познавательных фильмов и программ;
- Чтение художественных произведений;
- Рассматривание иллюстраций;
- Слушание музыкальных произведений, звуков природы;
- Экскурсии на другие участки детского сада;
- Труд в природе.
Этапы работы:
I этап: Предварительная работа (15 апреля – 20 апреля)
- Беседа на тему: «Краса Земли – цветы» (см. Приложение №1);
- Рассматривание иллюстраций с изображением клумб с цветами;
- Продуктивная деятельность: рисование с использованием нетрадиционных техник рисования «Желтый одуванчик»;
- Игры: подвижные, дидактические, настольные
II этап: Практическая работа (21 апреля – 20 мая)
- Организация труда в уголке природы;
- Привлечение родителей в проектную деятельность
- Посадка растений;
- Наблюдение за ростом рассады
III этап: Заключительная часть проекта (21 мая – 31 мая)
- Высадка рассады на участок детского сада;
- Организация труда на участке детского сада;
- Наблюдение за ростом цветов на клумбах (уход, полив, рыхление).
Предполагаемый результат:
- осознание детьми бережного отношения к природе, важность ее охраны и формирование практических знаний, умений, навыков в уходе за растениями;
- рост профессионализма воспитателя, реальные достижения в работе с детьми, знания и практические владения методами экологического образования и воспитания.
Приложение №1
Беседа – диалог на тему «Краса Земли – цветы»
Цели: расширять знания младших школьников о цветах, воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, развивать воображение, память, внимание, познавательные способности учащихся, расширять кругозор.
Содержание беседы.
- Ребята, вы любите цветы? Что вам больше нравится: любоваться ими, дарить или рисовать цветы?
- Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Цветы всегда были любимы людьми. Даря их друг другу, они выражали свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение. Цветы всегда вдохновляли художников, поэтов, музыкантов. Давайте и мы ближе познакомимся с цветами, полюбуемся ими и, может быть, сами станем чуточку добрее, мудрее, красивее.
- Ребята, вы хорошо знаете цветы? А вот сейчас мы и проверим.
Есть одна игра для вас - Я прочту стихи сейчас. Я начну, а вы кончайте, Дружно хором отвечайте.
В траве густой, зелёной, он выглядит нарядно.
Но с пашен, как сорняк, он выгнан беспощадно.
Головка голубая и длинный стебелёк.
Ну, кто ж его не знает? Ведь это … (василёк)
Золотая середина и лучи кругом,
Это, может быть, картина: солнце в небе голубом?
Нет, не солнце на бумажке,
На лугу цветок … (ромашка)
Подрастёт – нарядится в беленькое платьице.
Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.
А пока стоит одетый в жёлтый сарафанчик.
Все зовут его, ребята, просто … (одуванчик)
Нам каждому весенняя природа дорога.
Ручьями распускаются холодные снега.
От снега очищаются и хвоя, и валежник,
И первый появляется в проталине … (подснежник) (демонстрация иллюстраций цветов)
- Русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками, Морозом и Ветром, решила не пускать на Землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело Землю и открыло дорогу Весне. Поэтому подснежник считают первым цветком, встречающим весну.
Многие первоцветы – лекарственные растения. Собирая первоцветы, как лекарственные травы, человек часто вырывает их с корнем, нанося вред растениям, вытаптывает места их произрастания. Весной и летом вы иногда бываете в лесу, в поле, на лугу. Там растут красивые цветы. Люди собирают большие букеты первоцветов, ландышей, фиалок, колокольчиков (демонстрация иллюстраций цветов). А знаете ли вы, что многие из цветов всё реже и реже встречаются в природе? Сорвавший красивый цветок человек, наверное, не думает, что бессмысленно погубил еще одно растение исчезающего вида. И не знает, что на нашей планете в опасности уже 25 тысяч видов растений. Если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время – их надо беречь!
- Не рвите цветы, не рвите - Пусть будет нарядной земля, А вместо букетов дарите Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля!
«Сказка о ромашках».
- А сейчас я предлагаю вам перенестись на 100 лет вперёд и послушать, какая печальная история произошла с девочкой Машей и мальчиком Мишей.
Однажды в саду около дома они увидели какой-то неизвестный цветок, похожий на солнце с белыми лучиками. Никто не мог объяснить происхождение удивительного цветка. Подумали даже, что семечко его прилетело из Космоса на летающей тарелке. И только старенькая бабушка, которой было почти 100 лет, вспомнила, что этот цветок называется ромашкой. Когда-то на Земле были огромные поляны, сплошь покрытые ромашками. Цветы были очень красивы, и люди рвали их, делая пышные букеты. А ромашек становилось всё меньше и меньше. Потом они исчезли совсем. Чудом сохранившаяся одна ромашка и вызвала такое удивление у людей.
Вот, что может случиться, если мы не будем беречь полевые цветы. Очень многие растения исчезают с лица Земли, в первую очередь с красивыми цветками. Давайте беречь родную природу!
Давайте подведём итог нашей беседы:
- Какие цветы вы знаете?
- Что нужно делать, чтобы сохранить цветы, чтобы каждую весну и каждое лето они радовали нас своим пёстрым хороводом?
А теперь давайте вместе с вами посадим наши цветочки и будем за ними ухаживать (дети вместе с воспитателем сажают семена)
|