2018 – 2019 уч. г.
Подготовили: воспитатель высшей категории Тюнькова В.А. инструктор по ФК Семёнова Н.И. 2019г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Радуга» с приоритетными направлениями интеллектуального, эстетического и физического развития воспитанников.
Не бросайте животных... прошу вас, они самые преданные и любят вас независимо от того, кто вы и сколько у вас денег.
Эльчин Сафарли
Актуальность:
Проблема существующих бездомных животных является одной из актуальных проблем нашего города и имеет неблагоприятные экологические и социальные последствия. Также бездомность вызывает большие страдания животных, их гибель и санитарный риск человечеству. Собаки являются разносчиками экто и эндо паразитов, возбудителей кишечных заболеваний. Сами они нередко становятся жертвами со стороны людей и даже садизма.
Скачать конспект
«Мы в ответе за тех, кого приручили — сказал в начале 20 века Антуан де Сент-Экзюпери». К сожалению, фраза эта звучит так часто, что потеряла истинный смысл. Люди заводят домашних животных, не сознавая всей меры ответственности. Вдоволь наигравшись, они выбрасывают питомца на улицу.
В России бродячих четвероногих больше, чем в другой стране. Безответный людям проще выкинуть или усыпить «бедолаг», чем пристроить в надежные руки.
Проблема:
Роль собак в воспитании, социализации, прививании правильных нравственных начал детям очень велика и благотворна. Собаки учат ответственности, вдумчивости, верности, постоянству чувств. Дети, наблюдавшие доброе отношение к животным и приученные относиться к ним по-хорошему, значительно реже проявляют жестокость по отношению к кому бы то ни было, в том числе и к окружающим людям. Но с другой стороны, общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильным в силу целого ряда причин: прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с животным, ребенок, удовлетворив свою любознательность, втягивает его в свою игру. А без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка. Поэтому, еще в дошкольном возрасте, детям необходимо прививать правила экологической культуры.
Основание для создания проекта:
«Не навреди!» — одна из заповедей общения человека с природой. Любовь, понимание и забота – это то, что ждет природа от каждого человека. Цивилизованность общества в значительной степени определяется отношением к соседям по планете – животным. Чем цивилизованнее общество, тем больше понимание того, что человек на Земле не главный. Многое бы потерял человек в жизни, не будь в этом мире братьев наших меньших – собак. Многие тысячелетия собака доказывает человеку свою верность и преданность.
Вид проекта: исследовательский
Длительность: средней продолжительности
Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5- 6 лет)
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Цель проекта:
Развитие экологического сознания дошкольников и формирование осознанного и правильного отношения к представителям животного мира через различные виды деятельности.
Задачи:
Обучающая:
Совершенствовать знания детей про природное окружение, как целостный мир, формировать познавательный интерес к миру животных, природе родного края. Совершенствовать знания детей о безопасном поведении с животными. Дать представление о жизни домашних животных- собака, происхождение, породах, питании, условиях содержания, внешнем виде, связи с дикой природой. Формировать доброе отношение к животным, соблюдая при этом правила общения с ними.
Развивающая:
Развивать умение детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач, четко отвечать на вопросы воспитателя, развивать внимание, творческое воображение, мышление, память,
Активный и пассивный словарь, развивать умение составлять небольшие творческие рассказы. Развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения. Развивать творчество, креативность, любознательность у участников проекта. Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, о жизненных проявлениях, повадках и условиях содержания домашних животных.
Социализирующая:
Формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения. Совершенствовать формы взаимодействия с семьями воспитанников, повышать активность родителей, как участников проекта, формировать навыки коллективного труда, организаторские способности, развивать самооценку, самоконтроль, создать условия для реализации познавательной и социальной активности детей, воспитывать желание оказывать помощь, чувство ответственности.
Воспитательная:
Формировать доброе отношение к животным, соблюдая при этом правила общения с ними.
Воспитывать заботливое и ответственное отношение к домашним животным.
Основные средства реализации проекта:
- Информирование родителей о задачах и содержании проекта.
- Вовлечение родителей в совместную работу, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком взаимодействия.
- Подготовка оборудования.
- Обогащение предметно-развивающей среды.
- Включение детских работ в эстетически развивающую среду.
Функции участников проекта:
- Заведующий ДОУ- создание условия для организации проведения мероприятия.
- Старший воспитатель — обеспечивает необходимость документации, литературы для всех участников проекта.
- Музыкальный руководитель — подготовка и проведение развлечений.
- Инструктор по физической культуре — оказание помощи в проведении интегрированных занятий и развлечений.
- Дети, воспитатель и родители.
Ожидаемый результат:
Овладение знаниями о собаке как о друге и помощнике человека, об особенностях внешнего вида, повадках собак; о безопасном поведении с животными.
Овладение элементарными навыками продуктивной деятельности.
Проявление заботливого и ответственного отношения к животным – собакам.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
Данный этап направлен на мотивацию детей и родителей к предстоящей деятельности и поиск ресурсов.
Беседуя в группе о бездомных животных, мы выяснили, что дети довольно часто встречают их в городе и пришли к выводу, что им надо помочь, предположили, что даже дети детского сада могут помочь бездомным животным.
Задачи.
Выявить уровень знаний детей о собаках, отношении к ним.
Привлечь внимание детей к разнообразию пород собак и их способности оказывать помощь людям.
Информировать родителей о том, какую пользу приносит домашний питомец в развитии эмоциональных качеств, трудолюбия, сдержанности ребенка.
Познакомить и обсудить задачи и план мероприятий по проекту
Деятельность педагога, детей и родителей
Деятельность педагога
- Составление презентации «Породы собак», подбор методической литературы, художественной литературы, пополнение книжного уголка, подбор наглядного материала для бесед, НОД, дидактических игр, подбор музыкального репертуара, подготовка консультаций для родителей.
- Оформление мини- музея "Лучший друг человека- собака" (разработка паспорта мини- музея, подбор экспонатов и др.)
- Разработка интерактивной экскурсии "Собака- наш четвероногий друг"
Совместная деятельность педагога с детьми
Проблемные ситуации "Как собака и человек стали жить вместе?" "Как собаки приспособились жить в мире людей?"
С помощью метода трех вопросов мы выяснили:
Искренняя заинтересованность детей помогла нам привлечь родителей к реализации проекта. Они помогали детям отвечать на поставленные вопросы используя интернет, телевидение, литературу.
Диагностика. Анализ полученных результатов
Просмотр документального фильма «Необычные истории»
Работа с родителями
- Консультация для родителей «Роль домашнего животного в жизни вашего ребенка»
- Выпуск рекламного буклета «Верные друзья»
- Выпуск сказки "Как собака и человек стали друзьями"
- Помощь в создании мини- музея.
- этап. Основной
Задачи.
Дать представление о многообразии пород, особенностях внешнего вида собак, расширять кругозор воспитанников.
Формировать интерес к познавательной литературе о собаках.
Познакомить детей с интересными фактами из жизни собак.
Воспитывать интерес, желание заботиться.
Формировать интерес к художественной литературе, учить связно, выразительно пересказывать текст без помощи взрослого
Учить лепить животных, передавая их характерные особенности.
Расширять знания детей о предметах ухода, продуктах питания животных.
Познакомить детей с особенностями поведения собак различных пород. Закрепить правила безопасного поведения с собаками.
Закрепить знания детей о том, какую помощь могут оказать собаки людям разных профессий, развивать кругозор.
Формировать умение творчески развивать сюжет игры.
Продолжать знакомить с особенностями жизни бездомных животных. Показать на примере художественного произведения особенности взаимоотношений различных животных.
Учить детей рисовать собак различных пород в движении, правильно передавая строение и величину.
Закреплять умение работать в коллективе, согласовывать игровые действия. Воспитывать любовь к природе, желание с нежностью относиться ко всему живому.
Закреплять знания о профессии ветеринара. Развивать умение принимать на себя главную роль в игре. Воспитывать чуткое, заботливое отношение к животным.
Закреплять правила безопасного обращения с собаками.
Учить детей выполнять поделку способом оригами. Совершенствовать творческий подход к делу, самостоятельность, аккуратность.
Направить родителей на совместную деятельность с детьми по проекту.
Развивать желание родителей оказывать посильную помощь в пополнении и обогащении развивающей среды группы.
Формировать интерес к объекту проектной деятельности, развивать творчество и любознательность участников проекта, желание вносить свой вклад в общее дело.
Привлечь родителей к пополнению мини- музея экспонатами.
Развивать у родителей желание оказывать помощь в оформлении предметно-развивающей среды группы.
Формировать у родителей позицию активного и заинтересованного участника педагогического процесса. Воспитывать чувство гордости за результат совместной деятельности со своим ребенком по проекту.
Деятельность педагога, детей и родителей
Игровая деятельность:
Дидактические игры — «Угадай по описанию», «Чей домик?», «Угадай породу», «Придумай кличку ласково».
Пазлы- «Домашние животные».
Сюжетно-ролевые игры- «Скорая помощь», «Ветеринарный центр».
Подвижные игры — «Охотники, зайцы и собаки», «Чудесный шарик»,
«Воробьишки и кот», «У кого мяч?», «Лохматый пес».
Коммуникативная деятельность.
Беседы: «Почему собака кусает?», «Домашние животные и ребенок»,
«Почему дети обижают животных», «Как вести себя с незнакомыми животными», «Расскажи о животных, которые живут у тебя дома», «Как ухаживать за животными», «Если бы я нашел щенка».
Прослушивание песен:
«Пропала собака» муз. В. Я. Шаинского, «Маленькая страна» И. Николаев,
«Не дразните собак» Е. Птичкин, М. Пдяцковский
Заучивание стихотворений:
«Собачкины огорчения» Б. Заходер, «Бездомный пес» В. Плющиков, «Мой пес» А. Барто, «Мой щенок» С. Михалков, «Бродячая собака» Ю. Мориц
Коммуникативные игры:
«Назови породы собак», «Ласковые клички собак»
Художественная литература:
«Пудель» С. Маршак, «Кот в сапогах» Ш. Перро, «Усатый полосатый» С. Маршак, «Дворняжка» Г. Новицкая, «Первая охота» В. Бианки, «Бочонок- собачонок» Б.Заходер, «Дружок» Н.Носов, «Почему собаки так быстро едят?» А. М. Шмидт, «Про собаку, у которой не было имени» Т. Г. Николаева, «Белка и Стрелка» С. Георгиев, «Как собака друга искала»
Е. Агинского
Пальчиковые игры:
«Собачка», «Про кошку», «Пес Барбос», «Прятки», «Мы играли», «Две маленькие собачки»
Конструирование:
Из конструктора — «Будка для собаки», «Собачка-дворняжка», «Домашние животные», «Питомник для бездомных собак»
Из подсобного материала — «Породы собак» (из бросового материала)
«Такса» из природного материала
Ручной труд — «Собака-друг человека» (оригами), аппликация из бумаги «Пудель», аппликация из ниток «Овчарка»
Продуктивная деятельность:
Рисование:
«Мой щенок» — красками, «Мой маленький друг» — карандашами, «Овчарка на страже Родины» — аппликация+ рисование.
Аппликация:
«Пудель» из бумаги, аппликация из ниток «Овчарка», «Такса» обрывная аппликация.
Лепка:
«Собака со щенком» — из пластилина, «Щенок» из соленого теста.
Рассматривание репродукций и картин:
«Собака со щенятами» Веретенникова, наглядное пособие «Домашние животные»
Театрализованная деятельность:
Инсценировка «Никому не нужный пес»
Взаимодействие с родителями:
- Памятка «Как вести себя с незнакомыми животными»
- Презентация «Породы собак»
- Индивидуальные беседы с родителями «Как изготовить книжку-малышку»
- Домашнее задание: Найти, рассмотреть, написать, оформить информацию о любой породе собак.
- Сбор материала для мини- музея
- Создание выставочной площадки «Мы такие разные»
- Подбор фотоматериала «Моя любимая порода собак». Пополнение коллекции игрушек собак для обыгрывания построек
- Изготовление макета жилища для собаки «Укромное местечко Грея»
- Подбор материала из жизни собак
- Акция «Мама, прочитай мне сказку».
- этап. Заключительный
Презентация проекта.
Выставка рисунков «Всем на свете нужен дом» и игрушек для бездомных животных.
Театрализованное представление «Никому не нужный пес»
Изготовление книжек-малышек «Породы собак»
Результаты реализации проекта.
Реализация проекта «Никому не нужный пёс» по повышению уровня познавательного интереса в рамках экологического воспитания дошкольников показал свою эффективность:
- Дети показали высокую активность в реализации проекта:
дети всей группы принимали участие в изготовлении листовок, сувениров для детей из других групп и других садов, в организации выставки рисунков бездомных животных;
- семь детей представили найденную ими с родителями информацию о бездомных животных;
- двенадцать детей вместе с родителями составили рассказы о домашних и бездомных животных;
- 100% семей приняло участие в сборе кормов для бездомных животных.
- В рисунках дети отрази характерные особенности бездомных животных, их эмоциональное состояние используя разные средства выразительности.
- В отзывах родители положительно оценили работу по реализации проекта.
- В ходе реализации проекта дети активно использовали сюжеты о бездомных животный в сюжетно-ролевых, режиссёрских играх и играх драматизациях.
- На этом работа по помощи домашним животным у нас не остановилась. Осенью этого года мы хотим стать инициаторами проведения городского фестиваля творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы в ответе за тех, кого приручили» и уже вместе с детьми других садов собирать корм, сделать листовки, выучить и рассказать стихи и песни о бездомных животных.
Реализация проекта помогла детям почувствовать, что они могут делать добрые дела и их забота нужна братьям нашим меньшим, что земля наш общий дом и для людей, и для животных и мы несем ответственность, за то чтобы она была уютным домом для всех живущих на ней.
|