Тема: «Все о магнитах» (играем с Симкой) Романенко Екатерина Анатольевна Воспитатель Ставропольский край Александровский район с. Александровское Дата: 06.05.2014 Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции. Задачи: Образовательная область «Познание». - систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; - пополнить знания детей об использовании свойств магнита человеком; продолжать учить самостоятельно, осуществлять возможные решения, проверять эти решения, делать выводы с результатами этой проверки; - продолжать учить делать обобщения. Образовательная область «Социализация»
– стимулировать самостоятельность и активность детей; – воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре; развивать коммуникативные навыки; - воспитывать желание приходить на помощь другим. Образовательная область «Коммуникация» – обогащать словарь детей (магнетизм, магнетические, немагнетические предметы, притяжение, притягивает, примагничивает магнитные силы; магнитное поле. Предварительная работа: – опыты с магнитом; игры с магнитной доской и магнитными буквами; игры с магнитом в уголке экспериментирования; исследовательская деятельность дома “Что притягивает магнит?”. Материал и оборудование: - посылка, презентация «Электронное послание от Фиксиков» ; – на каждого ребёнка: магнит, коробочка с магнетическими (скрепки, гвозди, шурупы, детали конструктора и др.) и немагнетическими (картон, бумага, кусочки дерева, резины и пластмассы) предметами, коробка из-под обуви, скрепки, скотч; – таблица-схема для занесения результатов эксперимента (см. приложение); видеописьмо от Симки (м/ф «Фиксики») Ход занятия: Добро пожаловать в нашу лабораторию! Мне на электронную почту пришло очень интересное письмо! А вот от кого?! Попробуйте догадаться! Включается монитор, и на экране открывается презентация: 1. «У нас случилась неприятность. Кусачка стащила у нас все металлические детали перепутала и сложила вместе с пластмассовыми, резиновыми и деревянными под кровать. Нам самим не справиться, а Димдимыч уехал с родителями в путешествие. Помогите нам, пожалуйста разобрать их!» Что же нам делать? Как помочь маленьким друзьям? Дети: Выбрать все металлические детали. Воспитатель: А как вы сможете отличить железные детали от остальных? Дети: Что бы сделать это правильно, нужно использовать магнит. «Вот перед вами обычный магнит. Много секретов в себе он хранит». - Что мы знаем о свойствах магнита? - Как эти свойства можно проверить? Вот мы и сейчас проверим. « Важное дело – Эксперимент! В нём интересен нам каждый момент». Дети берут магниты и самостоятельно извлекают с его помощью из коробки железные предметы. - Как называются предметы, притягиваемые магнитом? - Из какого материала сделаны эти предметы? - Что осталось в коробочке, почему? А для того чтобы мы запомнили хорошо и ещё другим рассказали, давайте запишем наши результаты. РЕЗИНА - ДЕРЕВО - ЖЕЛЕЗО + ПЛАСТМАССА - БУМАГА - Вывод: Магнит притягивает железные предметы. Молодцы, вы справились!
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру « Притягивает не притягивает».
Игра проводится по подобию «Съедобное не съедобное» .
А вот еще одно сообщение от Симки и Нолика!
Просматривается следующий слайд.
2. Что ж, давайте посмотрим, что за секрет скрывается в посылке от Фиксиков?
Воспитатель достает фигурку Фиксика, ставит на поверхность коробки. С обратной стороны, при помощи палочки с магнитом передвигает фигурку по плоскости.
В чем же секрет, такого чуда?
Дети высказывают предположения.
«Подсказкой» для устройства магнитного театра служит опыт, в котором по бумажному экрану движется скрепка под действием магнита.
В результате поисков – экспериментирования, раздумья, обсуждений – дети приходят к выводу о том, что если к бумажным фигуркам прикрепить какие-либо легкие стальные предметы (скрепки, кружочки и т.д.), то они будут удерживаться магнитом и двигаться по экрану сего помощью (магнит при этом подносят к экрану с другой – невидимой зрителю – стороны).
После выбора персонажей дети изготавливают свои магнитные игрушки для кукольного театра, который решают показать малышам.
3. В процессе изготовления театральных кукол на магнитах, выясняется, что не все магниты одинаковы.
Воспитатель предлагает детям разобраться, как сравнить силы магнитов.
Рассматривается каждое из предложений детей, как узнать, какой из магнитов сильнее. Детям при этом не обязательно формулировать свои предложения словесно. Ребенок может выразить свою мысль наглядно, действуя с предметами, необходимыми для этого, а педагог вместе с другими помогает вербализовать ее.
В результате обсуждения выявляются два способа сравнения силы магнитов:
1. по расстоянию – сильнее тот магнит, который притянет стальной предмет (скрепку), на большем расстоянии (сравниваются расстояния между магнитом и тем местом, где находится притянутая им скрепка);
2. по количеству скрепок – сильнее тот магнит, который удерживает у своего полюса цепочку с большим количеством стальных скрепок (сравнивается количество скрепок в цепочках, «выросших» у полюсов магнитов), или же – по густоте железных опилок, прилипших к магниту.
Обратите внимание на эксперименты – «подсказки» с двумя магнитами разной силы, которые можно показать детям в случае их затруднений:
1. одинаковые стальные скрепки один из магнитов притягивает с большого расстояния, чем другой;
2. один магнит удерживает у своего полюса целую цепочку с большим количеством скрепок, чем другой (или более густую «бороду» железных опилок).
Пусть дети в ходе этих экспериментов определят, какой из магнитов сильнее, а затем объясняют, как они догадались, что им «подсказало» ответ.
Подсчитав количество скрепок у полюсов разных магнитов и сравнив их, дети приходят к выводу, что силу магнита можно измерить количеством скрепок, удерживаемых в цепочке около его полюса.
Таким образом, скрепка в этом случае является «меркой» для измерения силы магнита.
Дополнительно. Можно взять вместо скрепок другие стальные предметы (например, шурупы, кусочки стальной проволоки и т.д.) и составить из них цепочки у полюсов магнитов. Это поможет детям убедиться в условности выбранной «мерки», в возможности ее замены другими.
Итог.
· Чем мы с вами сегодня занимались?
· Как вы думаете, удались нам опыты, предложенные Фиксиками?
· В каких экспериментах вы испытали затруднения?
· Что вы смогли понять после проделанных опытов?
· Как мы можем передать нашим друзьям, Фиксикам, результаты наших исследований?
Что ж, давайте соберем карты фиксации наших опытов и рисунок нашего театра в конверт. И оставим на видном месте.
Спасибо, ребята, за сотрудничество!
|