Наблюдение – основное средство познания природы. Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед нами, - воспитать любовь к природе своего края, к Родине.
Достичь этого можно в том случае, если мы будем знакомить ребенка с её тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. Во все времена года в природе есть явления, которые доступны наблюдению детей дошкольного возраста.
У ребенка восприятие природы быстрее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, мы можем воспитать у детей многие положительные качества личности, познакомить с природными явлениями, объяснить их причины и взаимосвязь.
Этой зимой я провела с детьми цикл наблюдений за объектами природы. Например, игра- занятие «Берегите елочку» с детьми подготовительной группы (ОНР). Мы познавали мир природы в игровой форме, в процессе которой решали поставленные цели и задачи: Расширять представление детей о хвойных деревьях. Продолжать знакомить с пользой хвойных лесов для здоровья людей. Учить детей видеть красоту родной природы, беречь и охранять ее. Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Перед игрой провела беседу, чтобы выяснить и уточнить знания, необходимые для данного мероприятия. Это поможет детям понять игровое задание и более осознанно его выполнить. Дети подготовительной к школе группы уже много знают о деревьях, но они чаще сталкивались с растениями в основном в весенне-летний и осенний периоды и поэтому хорошо знают листья, , цветы, плоды и семена. А вот зимой детям трудно узнать знакомые им деревья и кустарники. Чтобы пополнить знания ребят, я решила проводить игры с природным материалом зимой. Но так как в это время года наиболее характерные признаки растений исчезают, надо вернуться к играм с более простыми дидактическими задачами: предлагать детям находить предметы по описанию частей растения и др. Сначала игры проводили на участке, здесь дети без труда узнавали, где какие растут деревья, с которыми они познакомились во время экскурсии за пределами детского сада. И я поняла, что дети не только усваивают в игре новые знания, но и активней, чем раньше, сопоставляют свои успехи с успехами товарищей. Даже ввела элемент соревнования, где дети достигали лучших результатов в честной борьбе, помогали друг другу справиться с заданием. Во время прогулок дети сами могли организовывать знакомую игру, я лишь напоминала им о бережном отношении к природе, указав на то, что сохраняя растения, они сохраняют красоту своего любимого участка, парка, своего края.
Во время наблюдений и в других видах деятельности я использую художественное слово.
Отгадать загадку – значит найти решение задачи, отвечать на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.
Предмет о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы шифровки различны. Подобные загадки трудны и потому, что в них раскрываются признаки, воспринимаемые при длительном и долговременном наблюдении. В течении года надо наблюдать сосну и ель, чтобы сделать вывод о их цветовом постоянстве. И тогда нетрудно отгадать загадку:
Хвойная одёжка, смоляная ножка. Мохнатая лапка, зеленая шляпка. (Елка)
Художественное описание, соединенное с живым восприятием природы, поможет образованию ярких образов, обогатит словарь детей. После таких наблюдений чтение в группе рассказа С. Михалкова «Елочка» с последующей беседой поможет закрепить у детей полученные в природе представления.
Я убеждена, что умелое сочетание художественного слова с непосредственными наблюдениями, игровой деятельностью и деятельностью детей в природе воспитывает внимание и интерес к окружающей их природе, создает основу для глубокого понимания ими родной природы, любви к ней.
|