(старшая группа)
Цель:
- Расширять знания детей о географии своей страны, познакомить с природно-климатическими особенностями Республики.
- Продолжать знакомить с северной и южной столицами Республики Казахстан, закрепить знания о государственной символике Республики Казахстан (гимн, герб, флаг), о Президенте Республики Казахстан, как гаранте благосостояния казахстанцев.
- Дать детям представление о Казахстане, как многонациональном государстве, где каждый народ имеет право развивать свой язык и культуру.
- Воспитывать уважение к своей стране, Президенту Республики Казахстан; воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Скачать конспект
Материалы: карта Республики Казахстан; маленькая карта Республики Казахстан; карточки-билеты; иллюстрации и фотографии достопримечательностей Астаны; наборы гербов и флагов; фотографии животных; иллюстрации «Природные зоны Казахстана»; карточки для игры «Где чей дом?»; листы с изображением халатов, наборы казахских орнаментов; модули – цветы; указка, магниты, лист А3 со стебельками.
Ход урока.
І. Ситуация успеха.
- Ребята, сегодня я приготовила для вас сюрприз, но вы должны его найти. Вы будете искать, а я – играть на металлофоне. Чем громче звучит металлофон, тем ближе вы находитесь к сюрпризу. (Находят куклу в казахском национальном костюме).
- Как вы думаете, кто она по национальности? Почему так думаете?
- Давайте поздороваемся с куклой.
- С?леметсі? бе.
- Давайте спросим у куклы, как ее зовут?
- Сіздін аты?ыз кім?
- Менім атым Сауле.
- Куклу зовут Сауле. Она приглашает вас в путешествие по нашей стране – Республике Казахстан. Во время путешествия мы познакомимся со столицами Республики Казахстан, с государственной символикой, с природой нашей страны, животными, населяющими Казахстан, с орнаментами, которые используются для украшения одежды.
- Как вы думаете, что это за картинка? Это карта нашей Республики. Посмотрите, какая большая у нас страна. Как много в ней городов и сел, гор, степей и лесов, рек и озер. И даже моря есть. Мы с вами живем вот здесь. (Показ на карте).
- Как называется наш город? (Петропавловск)
ІІ. Основная часть.
1). — Ребята, а как можно путешествовать? (пешком, на машине, на поезде, на самолете)
- Вот и мы с вами вначале отправимся в путешествие на поезде. Но чтобы сесть в поезд, нам нужно приобрести билеты. Подходите к кассе. Встаньте в очередь, и приобретите себе билет. На каждом билете обозначен вагон и место, на котором пассажир доедет до своего города. На ваших билетах тоже обозначены места. Найдите свой вагон, и займите свои места.
- Почему сели именно в этот вагон? (На столах – иллюстрации хвойного, лиственного лесов и цветочной поляны; на билетах – соответствующие картинки).
Вывод: в Казахстане очень богатая природа, есть хвойные и лиственные леса, горы и степи, разнообразная растительность, поэтому и вагоны у нас такие разные.
2). — Все нашли свои места? Садимся поудобнее. Наш поезд отправляется.
- Сауле, а куда мы едем?
- Мы едем в главный город нашей страны – в северную столицу. Ребята, а как называется северная столица нашей Родины? (Астана). Верно. Астана находится на севере Казахстана. Вот здесь. (Показ на карте).
- В Астане расположено здание Парламента Республики Казахстан, Дворец Президента, комплекс Байтерек и много других достопримечательностей (показ иллюстраций). В Парламенте заседают депутаты, которые принимают разные важные законы, для того, чтобы казахстанцам хорошо жилось.
- Кто стоит во главе нашего государства? Верно, Президент. А как зовут нашего президента? (Н. А. Назарбаев).
- У каждого государства есть своя государственная символика – гимн, герб, флаг.
- Как вы понимаете, что такое символика? (ответы детей).
- Сколько на Земле стран, столько гимнов, гербов и флагов. У Казахстана тоже есть свой гимн, герб и флаг. Гимн – это особая песня. Гимн исполняют в очень торжественных случаях. А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Наш герб и флаг».
Дидактическая игра «Наш герб и флаг». (Работа в парах)
Выбрать из набора гербов и флагов разных стран герб и флаг Республики Казахстан.
Вопросы: 1.Какого цвета флаг? Какой еще цвет присутствует на флаге?
2. Что изображено на флаге?
3. Что изображено на гербе?
- Жарайсы?дар! Молодцы! Все справились с заданием!
Вывод: итак, северная столица Казахстана – Астана. Главой Республики Казахстан является Президент. Зовут нашего Президента Н.А. Назарбаев. у Казахстана есть своя государственная символика – гимн, герб, флаг.
3). – А сейчас мы с вами отправляемся в южную столицу нашей Республики.
- Как называется южная столица? (Алматы). Верно. А чтобы было быстрее, мы полетим туда на самолете.
4). Физминутка «Самолеты».
Самолеты загудели — вращение согнутых в локтях рук перед собой
Самолеты полетели — руки в стороны, поочередные наклоны в стороны
На полянку тихо сели — присесть, руки к коленям
Да и снова полетели.
5). Конфликтная ситуация
- Итак, мы прилетели в южную столицу нашей Родины – г.Алматы. (Показ на карте).
- А как вы думаете, что обозначает слово «Алматы»?
- Как переводится с казахского слово «алма»? (яблоко)
- Как переводится с казахского слово «ата»? (дедушка).
- Значит как можно перевести с казахского языка название города Алматы? (дедушка яблок).
- Такое название город получил за огромные яблоневые сады, растущие вокруг города и за вкусные ароматные яблоки из этих садов.
6). – В г.Алматы мы с вами посетим Алмаатинский государственный зоопарк. Как много здесь живет разных птиц и животных. (показ фотографий). В природе они живут в различных климатических зонах и никогда не встречаются друг с другом. А в зоопарке белый медведь живет рядом со львом, а рысь – недалеко от обезьян. И сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Где чей дом?».
Дидактическая игра «Где чей дом?». (КРР)
Расселить животных в места их обитания: животные Казахстана и Африки.
- Кто из животных живет на территории Казахстана?
Вывод: мы еще раз закрепили, какие животные живут на территории Казахстана.
7). Энергоджайзер.
- Жарайсы?дар! Молодцы! Все справились! Давайте себе хлопнем 3 раза: бір, е?і, ?ш.
8). И снова в путь. Мы с вами летим в наш областной центр – г.Усть-Каменогорск. (Показ на карте). Здесь мы посетим областной краеведческий музей. Вы знаете, что мы живем в многонациональном государстве.
- Люди каких национальностей живут в Казахстане? (ответы детей).
- У каждого народа свои традиции и обряды, своя национальная одежда. И украшают эту одежду тоже по-разному, своими национальными узорами. В музее регулярно проводятся выставки национальной одежды и работники музея предлагают вам украсить казахский национальный халат «шапан» орнаментом. Но использовать вы должны только элементы казахских узоров. Итак, играем в модельеров.
Игра «Подбери узор». (КРР)
Из предложенных орнаментов выложить узор на халате. Взаимопроверка команд.
- Какие красивые шапаны получились! Жарайсы?дар! Молодцы! Оцените работу своих товарищей!
- Чем вы украшали шапаны? (казахскими национальными узорами).
Вывод: для украшения казахской национальной одежды используют элементы казахских орнаментов.
9). «Дорога домой».
- Где мы сегодня с вами только не побывали, чего только не видели. Но, пора возвращаться домой. Спасибо тебе, Сауле, за интересное путешествие.
10). Рефлексия. Выкладывание кластера.
- О чем говорили на уроке?
- Что понравилось?
11). Самооценка.
12). Итог занятия.
От южного Урала до Алтая,
Где расцветает в яблонях весна,
Лежит страна, от солнца золотая,
Раз в 10 больше Англии она.
Свободен, величав и первоздан,
Звезде подобный, средь земель и стран,
Кюй-счастье ты наигрываешь звонко,
Родной мой лучезарный Казахстан!
Воспитатель Жалмурзина Гульмира
Кожгалиевна
ТОО «Ашык Аспан-2»
|