Проектная деятельности является одним из методов развивающего обучения и самообразования, направлена на выработку исследовательских умений: постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов.
Ряд исследователей — Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкова рассматривают проектную деятельность как интеграционный процесс обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как поэтапно-практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Педагогическая технология проектов ориентирована на следующие аспекты:
- осознавание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать,
- приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение её планировать,
- формирование таких личностных качеств как умение договариваться и работать в команде,
- применение и приобретение детьми новых знаний (даже путём самообразования).
Использование метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста имеет следующие особенности:
- в проекте принимают участие дети, родители, педагоги,
- продолжительность реализации тематического проекта зависит от степени заинтересованности большинства детей в группе, которую определяет воспитатель,
- такой способ работы подходит для детей в возрасте от четырёх детей и старше,
- наиболее эффективный способ разработки тематических проектов связан с использованием модели «трёх вопросов»:
- Что мы знаем по данной теме?
- Что мы хотим узнать, и как мы это будем делать?
- Что мы узнали?
Реализация проекта включает в себя этапы: выбор темы, составление плана реализации проекта, реализация проекта, анализ.
- Выбор темы. Первый компонент любого рода деятельности – мотивация, т.е. интерес, желание этим заниматься. При создании соответствующей педагогической среды дети сами говорят о том, что они хотят изучить, какая тема им интересна. Темы проектов могут быть самыми различными. Они могут быть предложены детьми или воспитателями. Здесь отмечается важность соблюдения баланса инициатив взрослых и детей. Более успешен будет тот проект, который предложен детьми и основан на их интересах.
- Планирование реализации проекта:
- совместное составление детьми и педагогами плана реализации проекта: совместно с детьми ставится цель и планируется изучение данной темы. Используется метод «трёх вопросов». Ответы всех детей записываются и указываются их имена. Ответы детей определяют содержание тематического проекта, причём, записываются все ответы, независимо от того, какими глупыми или нелогичными они могут показаться.
Затем определяются способы сбора информации: поиск и чтение книг, задавание вопросов родителям, задавание вопросов специалистам, проведение экспериментов, проведение экскурсий, воссоздание предмета или события, просмотр видеофильмов или прослушивание аудиозаписей.
Важно обучать детей разным способам составления и фиксации планов их действий.
- Подготовительная работа команды педагогов.
Сначала команда воспитателей фиксирует все идеи детей и свои в схеме «солнышко», подбирает необходимые материалы для оснащения развивающей среды в группе.
3. Реализация проекта.
Воспитатели подключают к реализации проекта родителей детей, специалистов образовательного учреждения. Тематический проект реализуется во время утреннего сбора и в центрах развития. Ребята делают самостоятельный выбор центров активности и тех видов деятельности, которые для них привлекательны. Реализация проекта предполагает получение определённого результата: выставка детских работ или объектов по теме, сценки-миниатюры и т.д.
4. Анализ.
Заканчивается проект обсуждением с детьми того, что нового
они узнали, чему научились, что сделали своими руками. Затем команда воспитателей проводит самоанализ, отвечая на следующие вопросы:
- Какая часть проекта оказалась наиболее удачной?
- Чему научились дети?
- Что не удалось? Почему?
Система работы в рамках технологии проектов даёт детям возможность ещё в детском саду увидеть алгоритм деятельности, обучает их делать адекватный выбор, обосновывать его, планировать деятельность, контролировать и оценивать себя. Педагоги отмечают большие возможности проектной деятельности в социальном развитии детей. Дошкольники учатся работать в парах и группах, учатся договариваться, согласовывать свои действия; у детей развивается желание помочь или обратиться за помощью.
Литература:
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. -М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
- Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/ Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. — М.: Айрис-пресс, 2008.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения/ Авт. -сост.: Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. — 3-е изд. –М.: АРКТИ, 2011.
- Свирская Л.В. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 176 с.
- Свирская Л.В. Шпаргалки для воспитателей от Лидии Свирской. – СПб.: Образовательные проекты 2008.
- Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении, методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2010.
|