Безызвестных Наталья Владимировна. Экспериментальная деятельность в ДОУ

Экспериментальная деятельность в ДОУЭкспериментальная деятельность в ДОУ

Автор:

Безызвестных Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ «ДС «Ромашка» Республика Хакасия, рп. Усть-Абакан

Самое важное и непростое при работе с детьми дошкольного возраста – завладеть вниманием воспитанников, удержать его в течение определённого времени. Всем известно, что только заинтересованный ребёнок — дошкольник может воспринимать любую информацию, усваивать любой материал. Для этого необходимо замотивировать ребенка, создать условия для его деятельности. Ребёнок дошкольник — это маленький исследователь: ему всё интересно потрогать, понюхать, обследовать предмет с разных сторон, сравнить с другими; вопросы «Почему?», «Зачем?» — постоянные его спутники. Именно такие качества как любознательность, любопытство и необходимо использовать для формирования и развития внимания, которое базируется на интересе ребёнка к окружающему миру.

 

Экспериментальная деятельность позволяет легко решать задачи из всех образовательных областей, увлекать детей в любом возрасте, даёт возможность отталкиваться от интересов и запросов детей, а, следовательно, организация образовательных ситуаций происходит с учётом интересов и потребностей детей.

Именно в данной деятельности наряду с информационно-познавательными методами огромная роль отводится деятельностным методам обучения и саморефлексии. Это способствует росту творческого потенциала дошкольников, познавательных мотивов, обогащению форм учебного сотрудничества и расширению зоны ближайшего развития. Кроме того, деятельностный подход ориентирует на способы усвоения знаний дошкольниками, на образцы и способы мышления, на развитие познавательных сил, предусматривает развитие умений воспитанников ставить цель, решать задачи, отвечать за результат, предполагает свободу действиям, возможность выбора, формирование у детей ответственности за последствия своих действий и поступков.

Рефлективность достигается благодаря тому, что ребёнок учится анализировать – что у него получилось, а что можно было сделать по-другому, а также – постановке вопросов проблемного характера, типа: «Что позволило помочь нашему гостю?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Какое задание было самым трудным? Почему?», «Для чего это вам пригодится в жизни?».

Для реализации всего этого на практике необходимо создать рабочий, и в то же время эмоциональный настрой воспитанников для новых открытий. С этой целью у нас в группе, не без помощи родителей была сшита форма «учёных», создана научная лаборатория, куда вошли различные измерительные приборы, природный (семена, шишки, кора, листья, камни и т.д.), бросовый материал (пластиковые стаканчики, бутылочки, крышечки и многое другое. Выстроена структура совместной образовательной деятельности: в начале недели дети озвучивают темы будущих исследований посредством беседы «Мне интересно узнать…». Так формулируются темы и задачи экспериментов на ближайшее время, которые реализуются в процессе совместной образовательной деятельности. Такая совместная работа непременно начинается с создания проблемной ситуации, постановки проблемного вопроса, например: «Может ли вода менять форму? Цвет?» или «Можно ли выйти сухим из воды?» и другие. После чего озвучиваются гипотезы детей, которые принимались без обсуждения (на этом этапе было важно, чтобы ребёнок смог озвучить своё мнение, опираясь на собственный опыт). Затем уже начинается непосредственно экспериментальная деятельность, в ходе которой дошкольники и получают ответы на поставленные проблемные вопросы, в финале звучат умозаключения, выводы, которые базируются на новом, уже вновь приобретённом опыте. В старшем дошкольном возрасте полученные знания детей находят отражение в схемах, условных обозначениях. Таким образом, созданы схемы-таблицы: «Свойства воды», «Свойства воздуха». Опираясь на них, старшие дошкольники могут рассказать о свойствах воды, воздуха. В процессе экспериментальной деятельности, направленной на изучение свойств и назначения различных тканей создана картотека тканей (образцы нам помогали подбирать родители), благодаря которой ткани классифицированы по основным признакам: «натуральные – искусственные», «воздухопроницаемые (гигроскопические) – водонепроницаемые». Таким образом, дети могут обосновать выбор ткани для пошива той или иной одежды, а также сезона, когда можно её использовать.

Развитию внимания дошкольников, а также наблюдательности и бережному отношению к природе способствует раздел: «Огород на окне». Сначала младшие дошкольники с интересом наблюдают за процессом посева, рыхления, полива семян, затем, став старше, сами начинают принимать непосредственное участие в уходе за рассадой: сажать семена, поливать, рыхлить почву. Примечательно, что каждый год «Огород на окне» имеет свою тематику, сюжет, например: «Космическое путешествие», «Юные матросы» с соответствующей атрибутикой, оформлением. Обязательно ведется дневник наблюдений (у каждого ребёнка свой). Он может называться «бортовым журналом» или «дневником космонавта» в зависимости от темы, куда вносятся все данные наблюдений за посевом, всходом семян. Темы экспериментов данного раздела: «Какое семечко быстрее взойдёт? (например, редиса или моркови) и почему?», «Как сделать так, чтобы огурцы быстрее взошли?»

Родители воспитанников принимают самое активное участие в организации этой работы, проявляют заинтересованность. Поэтому проект «Тайны кипящей кастрюли», который проводился в подготовительной группе, восприняли с энтузиазмом. На круглом столе, где родителям была озвучена тема проекта, его цель и задачи, были предложены темы экспериментальной деятельности в домашних условиях: «Бывает ли лук сладким?», «Почему потолстели макароны?», «Сладкая картошка», «Несовместимость воды и масла», «Почему пельмени плавают?» и другие. Итогом данной совместной работы является фотоотчёт: «Вкусная наука», а также КВН «Кухонные секреты».

В разделе по познавательному развитию исследованы качества песка и глины, как природных материалов, их сходства и различия. Итогом становится изготовление поделок из белой глины, которые хранятся в природном уголке.

Таким образом, благодаря экспериментальной деятельности ребёнок-дошкольник получает разностороннее, гармоничное развитие. Наряду с развитием внимания, наблюдательности, создаются все условия для развития: мышления (ребёнок учится делать умозаключения на основе приобретённого опыта, у него значительно расширяется запас представлений об окружающем мире), речи (дошкольнику необходимо высказать свою точку зрения, аргументировано доказать её), воображения (ребёнку важно научиться представлять итоговый результат исследовательской деятельности). Также получает развитие и мелкая моторика, поскольку ребёнок соприкасается с предметами окружающего мира, исследуя их. Экспериментальная деятельность позволяет задействовать различные анализаторы: тактильный, зрительный, слуховой, обонятельный, благодаря чему ребёнок получает всестороннее развитие.

Немаловажно, что ребёнок учится наблюдать за объектами окружающего мира, сравнивает их, начинает видеть и понимать взаимосвязь живой и неживой природы, осознавать свою долю ответственности за состояние природы; создаются условия для формирования и развития трудолюбия, чувства эмпатии. Дошкольник будет внимательным тогда, когда ему интересно, увлекательно – экспериментальная деятельность позволяет заинтересовать ребёнка любого возраста.

Просмотров: 294
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Фролова Наталья Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воздуха и воды».
  • Миронова Марина Алексеевна. Консультация для родителей «Почему ребёнок не говорит?
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Незнанова Галина Васильевна. Презентация темы: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»
  • Наталия Владимировна Стивкина. Конспект ННОД Экспериментальная деятельность 'Почему земля кормит'
  • Марина Долбнева. Опытно-экспериментальная деятельность на прогулке. Тема: «Свойства воды и льда»
  • Резеда Абузаровна Галиева. «Экспериментальная деятельность в детском саду» (научные опыты для детей, материал из опыта работы)
  • Валентина Петрова (Ноябрьск). Проектно - экспериментальная деятельность в старшей группе: проект 'Очистка воды'
  • Аликина Наталья Анатольевна. Название работы: «Организация психологической недели в ДОУ как форма эффективного взаимодействия системы «Ребёнок-родитель-педагог».
  • Карнаева Елена Александровна. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ТЕМА «Воздух и его свойства»
  • Карелина Елена Николаевна. Интегрированное занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Свойства воды»
  • Якубо Наталья Борисовна. Познавательно-экспериментальная деятельность в детском саду на тему: «Опыты с сухим льдом» для детей всех возрастов
  • Иванова Нина Николаевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: «ПОЧЕМУ ОПАДАЮТ И ШУРШАТ ЛИСТЬЯ?»
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Зембеля Ирина Александровна. Познавательно-исследовательский проект: «Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок) во второй младшей группе».
  • Чикунова Янина Викторовна. Конспект образовательной деятельности (опытно-экспериментальная деятельность с песком) «Песочные истории»
  • Панова Марина Сергеевна. Почему важно отвечать на вопросы ребенка
  • Власова Ирина Викторовна. Опыт работы. «Развитие познавательного интереса дошкольников старшего возраста посредством организации экспериментальной деятельности»
  • Захарова Валентина Ивановна. Опыт работы «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности»
  • Озерова С. В. План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию представлений об объектах окружающего мира в старшей группе на тему: «Сохрани своё здоровье сам»
  • Яценко Елена Ильинична. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «СЕГОДНЯ Я РЕБЁНОК-ЗАВТРА ИНЖЕНЕР!»
  • Бажина Евгения Петровна. Конспект НОД для детей подготовительной группы «Организация исследовательской деятельности детей в подготовительной к школе группе на примере темы «Одуванчик»
  • Тихонова Ирина Вячеславовна. Экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Крахмал и его свойства»
  • Шестовских Анастасия. Влияние предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста
  • Махалова Наталия Юрьевна. Презентация: «Маленькие исследователи» Опыт работы Познавательно – экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста
  • Бобровская Светлана Алексеевна. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в соответствии с критериями шкал ECERS-R
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Чухманова Наталья Сергеевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей 5-6 лет «Круговорот воды в природе»
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Почему детям необходимо слушать классическую музыку?»
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь