Маленький человек и окружающий Мир.
Уровень цивилизации в наше время стремительно растёт, стремится ввысь с огромной скоростью.
Для жителей городов, а особенно мегаполисов, уже не в новинку видеть огромные высокоэтажные дома, издалека напоминающие небоскрёбы, большое количество машин, в час пик собирающихся в многокилометровые пробки, различные торгово-развлекательные комплексы и бизнес-центры. Всё это кажется нам таким привычным в современном мире, что никто бы и подумать не мог во что выливается вся эта «современная цивилизация» для нашей планеты. Что же мы увидим, если на минуту задумаемся о том, как прогресс влияет на экологию нашей с вами Земли?
Огромное количество машин во всём мире приносит просто непоправимый вред экологии своими токсичными выхлопами, не давая возможности получить глоток свежего воздуха. Реки, озёра и моря загрязняются отходами, а торговые центры строятся на месте вырубленных лесов. Сейчас окружающей среде всё сложнее приходится справляться с нашествием так называемого «прогресса».
Вырубка огромного количества лесов приводит к тому, что животные теряют своё привычное место обитания, им становится тяжелее добывать себе еду. И поэтому, они вынуждены выходить к человеку, чтобы хоть как-то прокормиться. Почва и вода заражены нефтепродуктами, сточными водами, различными отходами производств и удобрениями, уничтожающими всё живое. Окружающая среда не успевает восстанавливаться после столь варварского отношения людей к планете.
Конечно же человечество способно всё изменить, но что нужно делать? С чего начать? Я считаю, что начинать нужно именно с себя, со своих детей. Нужно ли детям объяснять правила грамотного отношения к окружающей среде, проговаривать последствия неправильных действий? Конечно! Но разве будет эффект от такой теории, если близкие люди малыша сами разбрасывают мусор, уничтожают растения, жгут костры, поля и сухую траву?
Может быть, этот самый малыш, который вооружился знаниями об окружающей среде в дальнейшем сможет изменить отношение взрослых к природе, сможет убедить людей в необходимости бережного отношения к природе и вот тогда это будет другое, новое поколение, с любовью относящееся к своей планете.
Прежде, чем начать разговор с ребенком об экологии, нужно для начала поговорить с ним о природе. Что такое природа? Это воздух, вода, деревья, солнце, звери, звёзды, птицы, бабочки, жучки. И, самое главное, человек – тоже часть природы. Природа – это большой дом, в котором все нуждаются друг в друге: от маленького кузнечика до огромного Солнца! Природе нужны красивые бабочки и кусачие осы, съедобные грибы и несъедобные, серые волки и зайчики. А ещё ей нужны чистый воздух, снег и дождь.
Ребёнок с самого рождения тянется ко всему живому, он не отделяет себя от окружающей мира, в отличии от взрослого, и у малыша уж точно нет цели «принести вред экосистеме». Нужно быть очень мудрым, чтобы не сломать это единство и привить бережное отношение ко всему живому.
Важно преподнести малышу свой личный опыт общения с природой на начальном этапе формирования знаний об окружающем его мире, а также изучать экологию играючи. Например, гуляя по лесу или по парку можно рассказать ребёнку о его обитателях: о птицах, животных, насекомых. А также о деревьях, кустарниках, цветах, встречающихся вам на пути. Такие прогулки можно превратить в маленький субботник: нужно всего лишь захватить с собой перчатки и мусорные пакеты. А ещё в лесу можно послушать журчание ручья, шелест листвы, пение птиц.
Зимой можно соорудить совместно с малышом кормушки для птиц. Важно говорить ребенку о том, какую большую помощь окажете птицам, которым зимой очень тяжело добывать себе еду. Малышу будет очень интересно наблюдать за тем, как птицы едят из кормушки, которую вы сделали вместе с ним.
Ну, а летом, в ближайшем лесу вы вместе с ребенком можете посадить дерево, в саду можете поставить клумбу и позволить малышу посадить свой цветок, вместе наблюдая за его ростом. Приучите его к тому, что о посаженных растениях нужно заботиться. Необходимо их поливать и удобрять.
Можно использовать каждый такой момент для привлечения ребенка к экологическому воспитанию. Чтобы с раннего детства маленький человек чувствовал единство с природой.
Знакомство малыша с богатым миром окружающей среды позволит взрослому сознательно развивать его личностные качества, интерес к познанию окружающего мира, сострадание, сочувствием к тяготам жизни животных.
Такое воспитание раскроет для ребенка уникальность и причудливость различных жизненных форм в природе, привьет необходимость ее сохранения, научит бережно и уважительно относиться к природе. И тогда, ваш ребенок наверняка целенаправленно не сломает ветку и не ударит животного, не раздавит жука, не сорвёт цветок и не выбросит мусор мимо урны. Прививая ребенку моральные нормы экологического воспитания, вы можете быть уверены, что маленький человечек и большая природа будут вам благодарны за свое здоровое будущее.
Хотелось бы закончить строчками из замечательного стихотворения Жанны Парамоновой:
Жизнь на Земле беззащитна, хрупка,
Плохо ее защищаем пока.
Чтоб жизнь на планете родной сохранить,
Надо стараться ее не грязнить!
А сколько уж лет говорят год от году:
«Не надо сорить! Берегите природу!»
|