Театрализованная деятельность как метод преодоления нарушений коммуникативной сферы
Нарушения речевого развития детей рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Функции детской игры определяются ее психологическими особенностями, раскрытыми в исследованиях Л.С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконинина и др. В игре формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности и первые творческие проявления. В татрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы.
Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет нам педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы: игры в кукольный театр; игры-драматизации; игры-представления (спектакли). Как утверждал Л.С. Выготский, драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.
Психологические механизмы воздействия театрализованной деятельности
Отметим два механизма психологической коррекции с помощью театрализованной деятельности:
- искусство позволяет в своеобразной символической форме переконструировать негативную ситуацию, используя креативные способности ребенка
- под воздействием искусства появляется эстетическая реакция, изменяющая действие аффекта, т.е. негативные чувства, превращаются в свою противоположность, положительную эмоцию (Л. С. Выготский).
Очень важна в арттерапии психологическая комфортность, которая предполагает:
- снятие по возможности всех стрессообразующих факторов
- раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности
- развитие реальных мотивов (игра и обучение проходят не по принуждению, а радостно, т.к. театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью)
- преобладание внутренних, личностных мотивов над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого.
Содержание театрализованной деятельности
Театрализованная деятельность способствует развитию:
- психофизических способностей (мимики, пантомимики)
- психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.)
- речи (монолог, диалог)
- творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей: разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостным, теневым, пальчиковым и др.); изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.
Для коррекции нарушений коммуникативной сферы мы выполняем и организовываем
Упражнения и этюды:
Ребенок не задумывается над тем, как он, например, поднимает упавший карандаш, или кладет на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так-то просто. Развивают эту способность упражнения и этюды. Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение (Знакомство, Просьба, Угощение, Разговор по телефону, Поздравления и пожелания). С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (Радость, Гнев, Удивление, Страх).
Если этюды разыгрываются по сказкам, вначале необходимо определить характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой) и сформулировать его речевую характеристику.
Ритмопластику:
У детей с недоразвитием речи наблюдается перенапряжение ( «зажим») всех или отдельных групп мышц или расслабленность ( «развязность») движений. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, проводятся специальные игры в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления тела, лежа на полу.
Кукольный театр:
Дети с удовольствием берут в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывают о своих мыслях. С помощью куклы они выражают и регулируют собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи. Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения.
Все вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность преодоления нарушений коммуникативной сферы.
Литература
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. М.: Сфера ТЦ, 2003. — 128 с.
- Горохова Л.А., Макарова Т.Н. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ. Дрофа, 2008.
- Доронова Т.Н. Играем в театр. Просвещение. 2004.
|