Антонова Инга Анатольевна. Значение игр-драматизаций в развитии детей.

Значение игр-драматизаций в развитии детей.Значение игр-драматизаций в развитии детей.

Превращается рука
И в котенка, и в щенка
Чтоб рука артисткой стала,
Нужно очень-очень мало:
Специальные перчатки
Ум, талант и все в порядке.
В.Берестов.

Вы замечали, что при слове «театр», у человека светлеет лицо, а глаза мечтательно устремляются куда-то вдаль. Не правда ли, есть что-то волшебное в этом слове? О нем написаны горы книг, его изучает особая наука-театроведение. Ему, театру, посвящены взволнованные страницы воспоминаний знаменитых артистов и тех, кто пережил незабываемые минуты радости и наслаждения, испытав на себе магическую власть искусства.

 

Театр придумали древние греки. Они поняли, что подвиги богов и героев Эллады будут производить большее впечатление, если их не рассказывать, а показывать-разыгрывать. Позднее театром стали называть особый вид искусства, а также и здание, где демонстрируют это искусство. Театры в Древней Греции сооружались на склонах гор так, чтобы ряды каменных скамей для зрителей охватывали круглую площадку «орхестру», поднимаясь вверх по горе. Они вмещали более десяти тысяч человек. Оттуда, из Древней Греции, пришло много театральных терминов, которыми мы пользуемся до сих пор, оттуда и пошло название театр, что по гречески звучит как «театрон»; в переводе на русскийязык-место для зрелища.

Истоки русского театра следует искать в народном творчестве. Трудовая деятельность славянских племен, обряды, при помощи которых люди пытались воздействовать на окружающую их гроздную и загадочную природу — вот его первоначальные проявления. И обычай рядиться животными во время праздничных гуляний восходит к древним временам, когда люди, изображая животных, вероятно, старались таким образом подчинить своей воле. Так рождались первые элементы театра: зачатки драмматического действия, ряжения, диалог.

VII-IX веках, в прцессе развития общества, когда складывается Древнерусское государство, старые обряды постепенно теряют свое исходное магическое значение и превращаются в игру-представление. Представления были тесно связаны с народным бытом, с гуляньями и «игрищами», они-то и явились переходом от обряда к народному театру.

Основной особенностью таких представлений было то, что в них могли включаться разнообразные выступления — от комических сценок до шуточного разговора пляски вместе со зрителями. Представления давались на улице или площади, среди толпы, окружающей исполнителей.

В таких игрищах обязательно учавствовал затейщик, заводила. Это была ответственная роль. Недо было быть остроумным, веселым, по ходу представления в зависимости от ситуации строить интригу, легко и непринужденно общаться со зрителями. Тех, кто брал на себя эту роль, стали называть скоморохами. Они разыгрывали веселые «игрища» — народные фарсы, насыщенные песнями, плясками, показывали медвежьи представления, распевали веселые «скоморошины» и героические былины.

Скоморошество стало высшей формой русского народного театра. Его существование в течение ряда веков и явилось почвой, на которой вырос русский национальный театр. Никакое народное гулянье и по сей день не обходится без скоморохов.

В XVII веке в России появляется еще один вид народного театра-кукольный. Вот уже не одно столетие он составляет неотъемлемую часть театральной культуры. С рождением кукольного театра рождается и герой комедии — веселый и хитрыйчеловечек, лукавый и насмешливый Петрушка.

Театр помогает человеку понимать себя и других, дает возможность посмотреть на жизнь со стороны и в то же время заглянуть вглубь ее.

Какой же «театр» должен быть в детском саду? Ведь здесь дети, которые не имеют жизненного опыта, не понимаютзначение многих слов, не владеют ни голосом, ни телом. Вот это уже наша задача — что из своего опыта жизни выбрать и чем поделиться с ребенком, как расширить границы его познаний. С моей точки зрения это значит: познакомить с хорошей литературой, настоящей поэзией, классической музыкой, показать лучшие образцы искусства, пока дети сами не могут ориентироваться и делать свой выбор.

И если актер на сцене реализует себя, утверждается в своих позициях, отстаивает их, то театр, в который играем мы с детьми, помогает ребенку узнать самого себя, заявить о себе, поробовать, на что он способен, поверить в себя.

Театральная деятельность и игры-драматизации играют огромную роль в развитии ребенка. Практически во всех занятиях учебной деятельности включаются их элементы. С помощью персонажей сказки лучше усваивается учебный материал, повышая интерес к той или иной теме, с помощью обыгрывания мы добиваемся быстрее требуемого результата.

Знакомство с играми драматизациями начинается с ясельного возраста, когда сказки приходят к детям с театром Петрушки, бибабо, настольных театров в исполнении взрослых или старших дошкольников с музыкальным сопровождением. У малышей появляется желание подпевать, вторить голосом, изображать какие-то движения в такт музыки.

У старших дошкольников игра в сказку приобретает черты театрального творчества. В результате целеноправленных занятий, упражнений и творческих заданий у детей проявляется творческая активность. Все дети хотят играть в сказку, но многим мешает страх, неуверенность, неудачи. Опыт работы подсказал мне необходимые методические приемы, стимулирующие творческое воображение детей. Так наряду с показом взрослого и с показом упражнения одним ребенком я практикую коллективные показы-упражнения. При анализе показа-упражнения одного из ребят, я отмечаю достоинства и находки исполнителя, обращаюсь ко всем: — «Кто хочет показать, как движется лиса, задорно поет храбрый петух». Глаза ребят говорят об огромном желании играть, но многим мешает внутренняя скрованность, страх, и тогда выручают коллективные задания, типа: — «Ребята, сейчас мы в лесу медведи, ищем мед». Или: — «Мы хитрые лисоньки (или квакающие лягушки). Моментально группа наполняется активными персонажами сказки. Пассивных нет, все дети изображают злово волка, смелого петуха, квакающую лягушку и тд. В процессе игр-драматизаций дети учатся правильно оценивать исполнение ролей у товарищей и сами пытаются украшать игру новыми решениями. Скромные и стеснительные дети становятся более раскованными. Например Данила К., редко отвечающий на занятии, стал более разговорчив, когда я ему предложила роль медведя в игре-драматизации «Медвежонок и козлята». Как ярко он сумел изобразить образ медведя и его походку. В процессе перевоплощения ребенок раскрывается, появляются его черты характера скрытые глубоко.

В игре-драматизации складываются благоприятные условия для формирования личности ребенка, его нравственных черт характера. Например Вова Е., эгоистичный драчливый мальчик, вовлеченный в игру-драматизацию, причем я давала ему роли, противоположные его темпераменту, он был то храбрым петушком, защищающим зайчика от лисы, то колобком, веселым и добрым. Я поощряла его за правильное изображение. Ребенок изменился: стал менее задиристым, более терпимее относиться к товарищам.

В процессе прослушивания сказок и обыгрывания их, дети учатся сочувствовать героям сказки. Например, в сказке «Курочка ряба», дети мимикой показывали, как дед и баба были растроены по поводу утери яичка. Вживаясь в роль, они учились сочувсвовать горю не только героям сказки, но и обыкновенным окружающим. Вместе с персонажами сказки, дети негодуют и радуются, борятся со злом, утверждают добро.

Большая роль в играх-драматизах отводиться развитию речи детей. В занятиях разучиваются и обыгрываются отрывки из произведения с детьми младшего возраста потешки «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор», «Баю-баю-бай, ты собачка не лай», «Зайка, зайка попляши», с детьми старшего возраста Чуковского «Телефон», «Мойдодыр», «Тараканище» и тд.

Творчеству детей способствует контакт воспитателей с родителями. Большую помощь в театральной деятельности оказали родители, подчас загруженные домашними делами, они не отказали в помощи, охотно изготавливали маски-шапочки для детей, разучивали стихотворения, работали над четкой речью детей. Заинтересованность родителей объясняется тем, что они видят результаты своей работы: дети лучше говорят, двигаются, общаются между собой.

На данный момент дети учатся в школе, а мои малыши (ясельная группа) с удовольствием играют в игры-драматизации.

Просмотров: 495
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Ракитянская Галина Ивановна. Статья для педагогов «Дети экспериментируют? Да! Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников».
  • Страхова Людмила Евгеньевна. Дети с отклонениями в развитии и принципы обучения таких детей
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Бурдукова Елена Алексеевна. Организация игр — занятий по грамматическому строю дети с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы.
  • Данилова Ольга Николаевна. Роль декоративно — прикладного искусства и народного фольклора в развитии творческих способностей детей
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Метель Светлана Николаевна. «Роль кукольного театра в воспитании детей дошкольного возраста»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Скороход Махабат Алпысовна. Конспект по ООД Тема: Рассматривание картины «Дети играют в кубики». (вторая группа раннего возраста).
  • Кизыма Галина Васильевна. Консультация для родителей по теме: «Роль сказки в развитии ребенка»
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Ольга Гонца. Cамообразование Тема : «Роль сказки в развитии речи у детей»
  • Кулишова Анна Михайловна. Сказки о животных и их роль в развитии связной речи у дошкольников
  • Татьяна Бродич. Конспект НОД по развитию речи с элементами драматизации для детей с ОНР старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет Тема: пересказ сказки «Лиса и тетерев»
  • Лучкина Анна Александровна. Конспект занятий для детей старшего дошкольного возраста «Дети на войне»
  • Рыббе Инна Анатольевна. Мастер класс «Развитие связной выразительной речи дошкольников средствами различных видов театра» (Театр на прищепках)
  • Кангина Ирина Юрьевна. Роль театра в воспитании детей дошкольного возраста
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Прусакова Лариса Викторвна. Роль сказки в развитии ребенка
  • Негина Ирина Семеновна. Конструкт образовательной деятельности по познавательному развитию «Дом для зайчика» Возрастная группа: дети 3-4 лет
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Петренко Людмила. Познавательный маршрут «Город и дети» для детей старшего дошкольного возраста
  • Ненашева Елена Алексеевна. Методическая разработка образовательной ситуации по развитию речи с элементами драматизации по мотивам сказки «Теремок» для детей среднего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь