Значение игр-драматизаций в развитии детей.
Превращается рука И в котенка, и в щенка Чтоб рука артисткой стала, Нужно очень-очень мало: Специальные перчатки Ум, талант и все в порядке. В.Берестов.
Вы замечали, что при слове «театр», у человека светлеет лицо, а глаза мечтательно устремляются куда-то вдаль. Не правда ли, есть что-то волшебное в этом слове? О нем написаны горы книг, его изучает особая наука-театроведение. Ему, театру, посвящены взволнованные страницы воспоминаний знаменитых артистов и тех, кто пережил незабываемые минуты радости и наслаждения, испытав на себе магическую власть искусства.
Театр придумали древние греки. Они поняли, что подвиги богов и героев Эллады будут производить большее впечатление, если их не рассказывать, а показывать-разыгрывать. Позднее театром стали называть особый вид искусства, а также и здание, где демонстрируют это искусство. Театры в Древней Греции сооружались на склонах гор так, чтобы ряды каменных скамей для зрителей охватывали круглую площадку «орхестру», поднимаясь вверх по горе. Они вмещали более десяти тысяч человек. Оттуда, из Древней Греции, пришло много театральных терминов, которыми мы пользуемся до сих пор, оттуда и пошло название театр, что по гречески звучит как «театрон»; в переводе на русскийязык-место для зрелища.
Истоки русского театра следует искать в народном творчестве. Трудовая деятельность славянских племен, обряды, при помощи которых люди пытались воздействовать на окружающую их гроздную и загадочную природу — вот его первоначальные проявления. И обычай рядиться животными во время праздничных гуляний восходит к древним временам, когда люди, изображая животных, вероятно, старались таким образом подчинить своей воле. Так рождались первые элементы театра: зачатки драмматического действия, ряжения, диалог.
VII-IX веках, в прцессе развития общества, когда складывается Древнерусское государство, старые обряды постепенно теряют свое исходное магическое значение и превращаются в игру-представление. Представления были тесно связаны с народным бытом, с гуляньями и «игрищами», они-то и явились переходом от обряда к народному театру.
Основной особенностью таких представлений было то, что в них могли включаться разнообразные выступления — от комических сценок до шуточного разговора пляски вместе со зрителями. Представления давались на улице или площади, среди толпы, окружающей исполнителей.
В таких игрищах обязательно учавствовал затейщик, заводила. Это была ответственная роль. Недо было быть остроумным, веселым, по ходу представления в зависимости от ситуации строить интригу, легко и непринужденно общаться со зрителями. Тех, кто брал на себя эту роль, стали называть скоморохами. Они разыгрывали веселые «игрища» — народные фарсы, насыщенные песнями, плясками, показывали медвежьи представления, распевали веселые «скоморошины» и героические былины.
Скоморошество стало высшей формой русского народного театра. Его существование в течение ряда веков и явилось почвой, на которой вырос русский национальный театр. Никакое народное гулянье и по сей день не обходится без скоморохов.
В XVII веке в России появляется еще один вид народного театра-кукольный. Вот уже не одно столетие он составляет неотъемлемую часть театральной культуры. С рождением кукольного театра рождается и герой комедии — веселый и хитрыйчеловечек, лукавый и насмешливый Петрушка.
Театр помогает человеку понимать себя и других, дает возможность посмотреть на жизнь со стороны и в то же время заглянуть вглубь ее.
Какой же «театр» должен быть в детском саду? Ведь здесь дети, которые не имеют жизненного опыта, не понимаютзначение многих слов, не владеют ни голосом, ни телом. Вот это уже наша задача — что из своего опыта жизни выбрать и чем поделиться с ребенком, как расширить границы его познаний. С моей точки зрения это значит: познакомить с хорошей литературой, настоящей поэзией, классической музыкой, показать лучшие образцы искусства, пока дети сами не могут ориентироваться и делать свой выбор.
И если актер на сцене реализует себя, утверждается в своих позициях, отстаивает их, то театр, в который играем мы с детьми, помогает ребенку узнать самого себя, заявить о себе, поробовать, на что он способен, поверить в себя.
Театральная деятельность и игры-драматизации играют огромную роль в развитии ребенка. Практически во всех занятиях учебной деятельности включаются их элементы. С помощью персонажей сказки лучше усваивается учебный материал, повышая интерес к той или иной теме, с помощью обыгрывания мы добиваемся быстрее требуемого результата.
Знакомство с играми драматизациями начинается с ясельного возраста, когда сказки приходят к детям с театром Петрушки, бибабо, настольных театров в исполнении взрослых или старших дошкольников с музыкальным сопровождением. У малышей появляется желание подпевать, вторить голосом, изображать какие-то движения в такт музыки.
У старших дошкольников игра в сказку приобретает черты театрального творчества. В результате целеноправленных занятий, упражнений и творческих заданий у детей проявляется творческая активность. Все дети хотят играть в сказку, но многим мешает страх, неуверенность, неудачи. Опыт работы подсказал мне необходимые методические приемы, стимулирующие творческое воображение детей. Так наряду с показом взрослого и с показом упражнения одним ребенком я практикую коллективные показы-упражнения. При анализе показа-упражнения одного из ребят, я отмечаю достоинства и находки исполнителя, обращаюсь ко всем: — «Кто хочет показать, как движется лиса, задорно поет храбрый петух». Глаза ребят говорят об огромном желании играть, но многим мешает внутренняя скрованность, страх, и тогда выручают коллективные задания, типа: — «Ребята, сейчас мы в лесу медведи, ищем мед». Или: — «Мы хитрые лисоньки (или квакающие лягушки). Моментально группа наполняется активными персонажами сказки. Пассивных нет, все дети изображают злово волка, смелого петуха, квакающую лягушку и тд. В процессе игр-драматизаций дети учатся правильно оценивать исполнение ролей у товарищей и сами пытаются украшать игру новыми решениями. Скромные и стеснительные дети становятся более раскованными. Например Данила К., редко отвечающий на занятии, стал более разговорчив, когда я ему предложила роль медведя в игре-драматизации «Медвежонок и козлята». Как ярко он сумел изобразить образ медведя и его походку. В процессе перевоплощения ребенок раскрывается, появляются его черты характера скрытые глубоко.
В игре-драматизации складываются благоприятные условия для формирования личности ребенка, его нравственных черт характера. Например Вова Е., эгоистичный драчливый мальчик, вовлеченный в игру-драматизацию, причем я давала ему роли, противоположные его темпераменту, он был то храбрым петушком, защищающим зайчика от лисы, то колобком, веселым и добрым. Я поощряла его за правильное изображение. Ребенок изменился: стал менее задиристым, более терпимее относиться к товарищам.
В процессе прослушивания сказок и обыгрывания их, дети учатся сочувствовать героям сказки. Например, в сказке «Курочка ряба», дети мимикой показывали, как дед и баба были растроены по поводу утери яичка. Вживаясь в роль, они учились сочувсвовать горю не только героям сказки, но и обыкновенным окружающим. Вместе с персонажами сказки, дети негодуют и радуются, борятся со злом, утверждают добро.
Большая роль в играх-драматизах отводиться развитию речи детей. В занятиях разучиваются и обыгрываются отрывки из произведения с детьми младшего возраста потешки «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор», «Баю-баю-бай, ты собачка не лай», «Зайка, зайка попляши», с детьми старшего возраста Чуковского «Телефон», «Мойдодыр», «Тараканище» и тд.
Творчеству детей способствует контакт воспитателей с родителями. Большую помощь в театральной деятельности оказали родители, подчас загруженные домашними делами, они не отказали в помощи, охотно изготавливали маски-шапочки для детей, разучивали стихотворения, работали над четкой речью детей. Заинтересованность родителей объясняется тем, что они видят результаты своей работы: дети лучше говорят, двигаются, общаются между собой.
На данный момент дети учатся в школе, а мои малыши (ясельная группа) с удовольствием играют в игры-драматизации.
|