Развитие театрализованной деятельности детей средствами макетирования для старшего дошкольного возраста
Авторы:
- Н.Н. Нарцызова
- С.А. Курбанова
Дошкольный возраст – это тот период, когда ребенок усиленно растет и развивается, когда он приобретает первые знания. Поэтому очень важно помочь ребенку научиться правильно воспринимать внешний мир, окружающие его предметы и явления.
В этот период игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Игра увлекает ребенка, доставляет ему радость, вызывает положительные чувства и переживания, удовлетворяет его интересы в творческом отображении жизненных впечатлений.
Скачать: Развитие театрализованной деятельности детей средствами макетирования для старшего дошкольного возраста (полный конспект)
Большое место в жизни старших дошкольников занимает театрализованная игра. в процессе данного вида игры дети получают представления о театре и организации, осваивают различные способы взаимодействия, средства выразительности при организации постановки с использованием различных видов театра.
В процессе работы по развитию театрализованной деятельности средствами макетирования с детьми старшего дошкольного возраста реализуется целый комплекс взаимосвязанных задач:
- Обеспечение творческого подхода к организации и проведению интегрированной образовательной деятельности с детьми по макетированию, предусматривающей различные специфические виды детской деятельности (игру, изобразительную, конструктивную деятельность);
- Создание условий хранения для свободного экспериментирования с художественными материалами и техниками;
- Обучение детей подобру готовых игривых предметов и предметов-заместителей во время игры с макетом, самостоятельное создание дополнений, обогащение предметной среды;
- Обучение детей придумыванию новых сюжетов на основе реалистических и фантастических событий путем объединения двух-трех макетов, соединения в одном макете фигурок-персонажей с соответствующим антуражем из двух-трех тематических контекстов;
- Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения и интереса к процессу макетирования;
- Обеспечение участия семьи в процессе творческого развития детей средствами макетирования.
Для того, чтобы театрализованная игра получила свое развитие дошкольникам необходимо привлекательное игровое пространством. Таким пространством может быть макет.
Макет – это фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, безопасен, легко перемещаться с место на место, служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.
Этапы работы над макетом:
I. Предварительная работа (обогащение личного опыта, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, посещение спектаклей, подготовка и сбор материала для создания макета).
II. Изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом (включение элементов конструирования, ручного труда и художественно-изобразительного творчества).
III. Развитие и активизация театрализованной игры с макетом.
Для обыгрывания макета могут подойти и покупные (готовые), и деревянные, и глиняные игрушки. Однако, в отличие от кукол, сделанных своими руками, такие игрушки будут нести лишь декоративную функцию.
Самодельная кукла – одна из наиболее любимых детьми игрушек. Она хороша тем, что после показа сказки, может занять место среди игрушек в группе. Сказочные герои будут продолжать жить в сюжетно-ролевых играх, самостоятельно придуманных ребенком.
Дополнительные элементы, которые являются неотъемлемой частью макета могут изготавливаться в процессе совместной продуктивной деятельности детей и воспитателей из бумаги, картона, ниток, проволока, пластилина, соленого теста, природного и бросового материала.
Работа по изготовлению макетов предлагает взаимодействие с родителями воспитанников, активное подключение родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях. Важно, чтобы результаты совместного творческого труда способствовали развитию самостоятельности и дали возможность детям придумывать рассказы и сказки, которые в дальнейшем могут служить игровыми сюжетами.
При этом педагог должен помочь воспитанникам только на правах партнера, а не в роли руководителя.
Благодаря грамотной организации этой деятельностью и тесному взаимодействию с семьей отличаются положительные результаты влияния макетирования на развитие детей. В играх с макетами дети одновременно выступают в роли режиссера, декоратора и актера, что положительно сказывается на развитии воображения, творческого мышления, способствуют познавательному развитию дошкольников.
|