Тема: Публикация презентации "Развитие игровой деятельности средствами макетирования"
Дошкольное детство является коротким, но очень важным, уникальным периодом жизни человека. Это период активного освоения социального пространства, когда преобладает чувственное познание мира. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений и постигает их особенности через общение с близкими взрослыми, со сверстниками, через игровые отношения.
По словам С.А. Шмакова — лишить ребёнка игровой практики – это лишить его не просто детскости, это лишить его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира.
Скачать презентацию
Другой известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»
Можно много приводить высказываний философов, историков культуры, просветителей, педагогов, психологов о раскрытии понятия «игра», но остановиться хочу на ряде положений, которые раскрывают сущность этого феномена.
- Игра — первая ступень деятельности ребенка, меняющая свои цели по мере его взросления.
- Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. На протяжении всей игры познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей.
- Игры детей есть самая свободная и естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается и изучается мир.
- Игра – многогранное понятие. Это и отдых, развлечение, забава, это и соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям являются активным средством воспитания и самовоспитания.
- Игра – свобода самораскрытия. Продукт игры – это наслаждение ее процессом, а конечный результат – развитие реализуемых в ней способностей.
- Игра – есть потребность растущего ребенка: его психики, интеллекта, биологического фонда.
- Игра социальна по своей природе и является отраженной моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем, практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребенка, сферой неповторимой человеческой активности.
Детская игра — явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, поэтому ее функции разнообразны. Одними из важных функций игры принято считать:
обучающую функцию — позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, направлена на усвоения определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие.
воспитательную функцию — позволяет выявить индивидуальные особенности детей, устранить нежелательные проявления в характере.
развивающую функцию — заключается в развитии ребенка, коррекции того что в нем заложено и проявлено.
коммуникативную функцию — состоит в развитии потребности обмениваться со своими сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними, устанавливать дружеские отношения, проявлять речевую активность.
развлекательную функцию — способствует повышению эмоционально – положительного тонуса, развитию двигательной активности.
релаксационную функцию — заключается в восстановлении физических и духовных сил ребенка.
психологическую функцию — состоит в развитии творческих способностей детей.
Существуют разные варианты классификации видов детской игровой деятельности, каждая примерная образовательная программа дошкольного образования определяет наиболее существенные для реализации представленного в ней содержания виды и формы детской деятельности. Представляю вам традиционную классификацию игр:
Сюжетно-отобразительные игры.
Сюжетно-ролевые игры:
бытовые, производственные, общественные.
Театрализованные игры:
игры-имитации (в том числе игры-этюды),
ролевые диалоги на основе текста,
драматизации,
инсценировки,
игры-импровизации.
Режиссерские игры:
с игрушками-персонажами, предметами-заместителями.
Игры-фантазирования (ТРИЗ, «Грамматика фантазии» Дж. Родари и др.)
Игры со строительным материалом: строительными наборами, конструкторами, природным материалом: песком, снегом.
Игры-экспериментирования с разными материалами: водой, льдом, снегом, светом, звуками, магнитами, бумагой и др.
Дидактические игры:
с предметами (в том числе сюжетно-дидактические и игры-инсценировки); настольно-печатные; словесные (в том числе народные).
Интеллектуальные развивающие игры: головоломки, лабиринты, смекалки; игры Никитина, Воскобовича и др.
Подвижные (в том числе народные) игры: сюжетные, бессюжетные, игры с элементами соревнований, игры-аттракционы, игры с использованием предметов (мяч, кегли, кольцеброс, серсо и др.)
Игры с элементами спорта: городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей, баскетбол, волейбол.
Досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные.
Сейчас появился новый пункт в классификации – компьютерные игры, который ввел технический процесс нашей современной жизни.
Чтобы игра стала подлинным средством самореализации ребенка и в полной мере выполняла бы свои функции, она должна быть свободной от навязывания взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий. Ребенок должен иметь возможность овладеть более сложным «языком» игры – общими способами ее осуществления (условным действием, ролевым взаимодействием, творческим построением сюжета, увеличивающим свободу творческой самореализации его собственных замыслов).
Игра должна организовываться, во-первых, как совместная игра педагога с детьми, где взрослый выступает как играющий партнер и одновременно как носитель специфического «языка» игры (естественно эмоциональное поведение педагога, принимающего любые детские замыслы). Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.
Для развития детских игровых видов деятельности необходима модернизация традиционных форм, а также использование новых форм активного обучения (моделирование, анализ ситуации, ролевые игры и другое).
Большое значение в развитии игровой деятельности старших дошкольников имеет привлекательное игровое пространство. Таким пространством может стать макет.
Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, придумывает события с персонажами, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.
Модели-макеты имеют огромное значение и для интеллектуального развития детей. Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами людей, животных, растений. Решатся многие задачи речевого направления: закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме; активизация лексического словаря; развитие монологической и связной речи; развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии; формирование навыков сочинительства.
Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации решится целый комплекс взаимосвязанных задач:
- воспитание у детей эмоционально-положительного отношения и интереса к самому процессу макетирования;
- инициирование самостоятельного выбора материалов, инструментов, способов и приемов реализации замысла;
- формирование навыков совместной игры, сотрудничества и сотворчества;
- создание условий для самостоятельной игровой деятельности;
- обеспечение творческого подхода к организации и проведению интегрированной образовательной деятельности.
В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Объединив процессы создания макета и режиссерской игры, педагоги смогут добиться того, что игра детей с макетом будет продолжаться в течение длительного времени. Придумывая единое игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, дошкольники смогут воплощать широкий спектр игровых замыслов, что в свою очередь будет способствовать развитию умений комбинировать известные события, создавать их новые сочетания.
Макеты условно делятся на два типа:
- Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты.
- Макеты-карты, отображающие определённую территорию и направляющие ребёнка на развёртывание сюжетных событий, происходящих на этой территории и вокруг оформляющих её объектов.
Требования к макету:
Макет – фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений (в условиях большой группы детей это особенно важно), служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления.
Независимо от вида макета – напольный, настольный, подиумный (на специальных подставках), настенный (объекты на переднем плане, а изображения на заднем) – он должен быть удобным в обращении. Особый интерес для детей представляют макеты в специальных шкафах.
Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Хранить предметный материал лучше всего в пластмассовых лотках (корзинках), тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.
Этапы работы по созданию макета.
Любой вид непосредственно образовательной деятельности с детьми на всех ее этапах требует от педагога грамотной организации и руководства. Макетирование не является исключением.
Выделим основные этапы работы по созданию и применению макета.
1 этап – предварительная работа – включает в себя:
- обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин, и иллюстраций, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы и т.д.);
- подготовка и сбор материала для создания макета.
2 этап – изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом.
Работа педагогов с воспитанниками на данном этапе включает элементы конструирования и художественно-изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов, формирование представлений о природных и культурных ландшафтах, искусстве архитектуры. Персонажи, дополнительные элементы, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготовляются в процессе совместной продуктивной деятельности детей и воспитателей из бумаги, картона, проволоки, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. В процессе создания макета каждый ребенок может выбирать наиболее привлекательный для него вид деятельности (конструирование, моделирование, лепку, аппликацию и т.д.) Важно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.
Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Педагогам следует активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет.
Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на полках, а использовались как в самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.
На 3 этапе – в процессе развития и активизации игры с макетом, созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы-заместители, педагоги совместно с детьми придумывают рассказы или сказки, которые в дальнейшем служат игровыми сюжетами.
В процессе работы средствами макетирования у детей, несомненно, возрастет потребность в общении и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, разовьется социальный и эмоциональный интеллект, повысится коммуникативная компетентность (умение устанавливать контакт, договариваться о взаимодействии, конструктивно разрешать конфликты и прочее), сама игра выйдет на новый уровень.
|