Калмыкова Татьяна Юрьевна. Педагогические условия формирования интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста

Педагогические условия формирования интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаПедагогические условия формирования интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста

Произведения литературы дают образцы русской литературной речи. По словам Е.А. Флериной, они дают готовые языковые формы, словесные характеристики, которыми оперирует ребенок [22, с. 341]. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок изучает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных произведений [22].

 

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим только искусству способом силой воздействия художественного образа. По мнению А.В. Запорожца, эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы [1, с. 342]. Е.А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего» [1, с. 342]. В методике обучение восприятия художественного произведения рассматривается как активный волевой процесс с воображаемым перенесением на себя событий, «мысленным» действием с эффектом личного участия [1].

В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» педагоги должны знакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание — важная задача.

Перед занятием воспитатели готовят наглядный материал, который предполагается использовать во время чтения (игрушки, муляжи, картина, портрет, наборы книжек, с иллюстрациями для раздачи детям).

Но прежде чем читать детям, воспитатель должен сам проанализировать произведение: определить идейную направленность рассказа или стихотворения, уяснить соответствие содержания и формы, выделить сюжетно-логические, смысловые части, общее настроение, понять, что хотел сказать автор в каждой из них. Правильно воспринятый замысел писателя, художественные образы помогут выразительно прочитать книгу.

Для выразительного преподнесения текста необходимо владеть и некоторыми техническими приемами: уметь регулировать дыхание, тембр голоса, его силу, следить за четкостью дикции, за правильностью ударений. Важно интонационно разнообразить чтение, уметь через эмоциональную окраску голоса передавать смысловое значение, свое отношение к изображенным событиям. Только выразительное чтение способствует полноценному восприятию произведения ребенком, побуждает его к рассуждениям, к оценке содержания, персонажей, их действий. Это следует поддержать беседой, вопросами о том, что понравилось, почему, что запомнилось и т. д. Такие беседы, по мнению Л.П. Федоренко, направляют внимание детей на осмысление содержания, поэтичности, красоты литературного языка, подводя к тому, что дети могут самостоятельно охарактеризовать образы, мотивированно оценить их, настроиться на сопереживание с героями, творчески отнестись к прочитанному [20].

Ребенка необходимо подготавливать к восприятию произведения. Для этого воспитатель проводит различные предваряющие беседы, в которых он обращается к личному опыту каждого слушателя, вызывает в его памяти соответствующие ассоциации. В предваряющей беседе, по словам Н.С. Карпинской, которую можно провести во время прогулки, на экскурсии, дети узнают о фактах, явлениях, событиях, положенных в основу сюжета произведения [7].

Чтобы чтение и рассказывание было обучающим необходимо соблюдать правило, чтобы дети видели лицо воспитателя, а не только слушать голос. Потому одна из задач научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети по утверждению З.П. Васильцовой, получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать нормы литературной речи. Потому воспитатель, читая по книжке, должен научиться смотреть не только в текст, но и время от времени на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение [3]. Умение посматривать на детей во время чтения дается воспитателю в результате настойчивых тренировок, но даже самый опытный чтец не может читать новое для него произведение «с листа», без подготовки. Поэтому, как отмечает Г.М. Лямина, перед занятием воспитатель производит интонационный разбор произведения ( «дикторские прочтения») и тренируется в чтении вслух [11].

На одном занятии читается одно новое произведение и одно-два из тех, которые дети уже слышали раньше. Многократное чтение произведений обязательно: дети любят слушать уже знакомые, полюбившиеся им рассказы, сказки и стихи. Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятия, но ведет к лучшему усвоению языка и, следовательно, к более глубокому осмысливанию событий, поступков героев. Уже в младшем возрасте, по мнению Л.П. Федоренко, у детей появляются любимые персонажи, дорогие для них произведения, и потому их радует каждая встреча с этими персонажами [20].

По утверждению Е.А. Флериной, для первичного чтения детям дошкольного возраста выбирается произведение такого размера, чтобы можно было закончить работу над ним в течение конкретного занятия в данной возрастной группе. Произведения больших размеров, работа над которыми рассчитана на 2-3 занятия, читаются только в старшей и подготовительной к школе группах [22].

Чтение и рассказывание художественных произведений, по словам Ф.А. Сохина, проводится в детском саду по строго определенному плану (примерно один раз в неделю в каждой возрастной группе), в котором учитываются общественно-политические события, а также время года [17].

Часть программных произведений, по мнению Л.П. Федоренко, дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть – уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам [12].

Одна из важных задач – формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности [12].

Нужно также стараться воспитывать у детей, по утверждению Л.М. Гурович, избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать правильное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой [6].

Показывая иллюстрации, воспитатель одновременно комментирует их текстом стихотворения (рассказа и т.д.). Это усиливает восприятие и способствует лучшему запоминанию. Вместо иллюстраций после чтения можно показать диафильм.

Занятия по ознакомлению с художественными произведениями, по мнению Н.Г. Смольников, можно включать в комплексный план, предусматривающий к тому же занятия по изобразительной деятельности и творческое рассказывание детей. Так, русской народной сказке «Снегурочка» можно посвятить три разных занятия: первое – рассказывание сказки воспитателем, беседа (анализ произведения, творческие упражнения, придумывание тематических загадок, упражнения для совершенствования грамматической правильности речи детей); второе – изобразительная деятельность (дети рисуют самостоятельно на тему сказки «Снегурочка»); третье — творческое рассказывание (придумывание своей сказки по мотивам «Снегурочки») [16].

По мнению Н.С. Карпинской, более углубленному восприятию содержания рассказов, сказок способствуют диафильмы. Особенно велика их роль при ознакомлении детей с произведениями историко-революционного содержания. Диафильмы дают возможность почувствовать атмосферу времени. А это очень важно, так как у дошкольников еще не развито чувство исторической перспективы, им трудно представить себе прошлое, связать исторические события с каким-то определенным периодом [7].

В детском саду широко применяются повторные занятия для лучшего усвоения и запоминания литературного материала. В этом случае также используются диафильмы. Например, воспитатель рассказывает русскую народную сказку «Хаврошечка», беседует с детьми, помогая им уяснить содержание. Через некоторое время сказка прочитывается снова уже с показом диафильма. Знакомые герои оживают на экране, хорошо запоминается их облик, поступки, речь. Сказочные поэтические обороты речи, сравнения, метафоры значительно обогащают речь ребенка, делают ее образной и выразительной [7].

По утверждению Н.Г. Смольникова, обучая детей выразительному чтению, подготовке их к драматизации помогает прослушивание в грамзаписи стихотворений, исполняемых мастерами искусств [16].

Большую помощь в работе с детьми оказывает магнитофон. Педагог может использовать его в целях ознакомления детей с записанными на пленку рассказами, стихотворениями, инсценировками или для проведения анализа художественно-речевой деятельности, прослушивая записи детского исполнения. Это дает возможность детям самим оценить придуманные ими сказки, загадки, выделить лучшие. Кроме того, магнитофонные записи занятий (по пересказу, выразительному чтению наизусть) и развлечений, по мнению Л.М. Гурович, дают возможность сделать вывод об эффективности методики работы по развитию речи или, наоборот, отметить недостатки ее, помогают проследить постепенный рост художественно-речевого развития ребенка (если сравнить записи детских суждений о какой-либо сказке, пересказа или собственного творчества, сделанные в начале и конце года) [6].

Итак, активизации восприятия произведений художественной литературы способствуют следующие методы, которые применяет воспитатель в своей педагогической работе с художественной литературой:

  • беседа, предваряющая знакомство ребенка с прозой, поэзией, фольклором;
  • выразительное чтение или рассказывание, создающее эмоциональный контакт воспитателя с детьми, вызывающее у них сопереживание чувств героев, заставляющее активно работать мысль, развивающее эмоции;
  • беседа, помогающая эстетически воспринять произведение в единстве его содержания и формы, и анализ;
  • применение сюжетных репродукций, книжных иллюстраций, технических средств, дополняющих и усиливающих воздействие слова на дошкольников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Васильцова, З. П. Мудрые заповеди народной педагогики / З. П. Васильцова. – Москва: Просвещение, 1988. – 78 с.
  2. Гурович, Л. «Открыть перед ребенком мир словесного искусства»: по программе «Детство» / Л. Гурович, В. Пирадова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 8. – С. 10-16.
  3. Гурович, Л. М. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада / Л. М. Гурович. – 3-е изд. – Москва: Детство-Пресс, 2004. – 128 с.
  4. Запорожец, А. В. Психология действия / А. В. Запорожец; сост. А. И. Назаров; предисл. Л. А. Венгера, В. П. Зинченко; коммент.

В. П. Зинченко, В. В. Давыдова. – Москва: Моск. психол. -соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 732 с.

5. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей / Н. С. Карпинская. – Москва: Педагогика, 2002. – 400 с.

6. Лямина, Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва: Академия, 2000. – С. 139-144.

7. Смольникова, Н. Г. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва: Академия, 2000. – С.150-153.

8. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника / Ф. А. Сохин // Вопросы психологии. – 1989. – № 4. – С.

9. Флерина, Е. А. Рассказывание в дошкольной практике // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва: Академия, 2000. – С. 189-191.

10. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста // История советской дошкольной педагогики: хрестоматия / Сост. Е. А. Гребенщикова, А. А. Лебеденко. – Москва: Просвещение, 1980. – С. 303-307.

Просмотров: 823
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Пашкова Елена Валериевна. Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста консультация для родителей
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Прокопенко Татьяна Петровна. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развития речи
  • Салихова Айгуль Сабирьяновна. Презентация «Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами художественной литературы»
  • Гусенова Раъно Хусаиновна. Уровни восприятия поэтических произведений для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
  • Терекбаева Альфия Мурзалиевна. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
  • Ольга Ловикова. Малые формы фольклора как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
  • Попова Ольга Васильевна. Беседа о птицах — чтение детям произведения В.Бианки «Молодая ворона» (старшая группа)
  • Назаренко Елена Васильевна. Влияние чтения художественной литературы на детей старшего дошкольного возраста.
  • Бирюкова Вера Павловна. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе дошкольного отделения для детей мигрантов ТЕМА занятия: «Рассказывание по картине «Лошадь с жеребёнком»
  • Грачева Анжела Олеговна. Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Книжка — малышка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
  • Левашова Светлана Евгеньевна. Развитие способностей к пониманию литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста и обращение их к истокам народного творчества при изучении произведений А.С. Пушкина
  • Шойненова Оюна Жалсановна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Наталья Дубенцова. Развитии речи младших дошкольников через использование произведений художественной литературы
  • Ирина Юрьевна Зайцева. Методические рекомендации по проекту «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
  • Калмыкова Татьяна. «Формирования интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Алмаева Нина Юльевна. Сценарий конкурса художественного чтения среди детей старшего дошкольного возраста групп комбинированной направленности «В гостях у сказки»
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Татьяна Бродич. Конспект НОД по развитию речи с элементами драматизации для детей с ОНР старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет Тема: пересказ сказки «Лиса и тетерев»
  • Курманова Злата Вячеславовна. Криотерапия как одно из эффективных средств развития графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
  • Русина Ася Сергеевна. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями с использованием метода «глобальное чтение»
  • Выжанова Людмила Николаевна. Конспект НОД по речевому развитию для детей 5-6 лет: Чтение художественных произведений. «Не жалей минутки для веселой шутки»
  • Ненашева Елена Алексеевна. Методическая разработка образовательной ситуации по развитию речи с элементами драматизации по мотивам сказки «Теремок» для детей среднего дошкольного возраста
  • Наталья Зорина. Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
  • Кружкова Татьяна Владимировна. Проект по развитию речи и ознакомление с художественной литературой «Дети дошкольного возраста знакомятся с творчеством А. П. Чехова»
  • Болотова Наталья Викторовна. «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи для детей дошкольного возраста»
  • Мигалева Марина Владимировна. Воспитание у детей нравственности путем использования произведений художественной литературы о родной природе.
  • Шурыгина Анна Борисовна. Игра как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь