Конспект открытого показа «Путешествие в Лукоморье…»
(художественно-эстетическое и речевое развитие с элементами ТРИЗ)
Из опыта работы воспитателя Поповой М.В. и психолога Тумановой А.С.
ГБОУ Школа №1467 (ДО-2) Москва 2018
Цель: Показать педагогам, как на примере сказок Пушкина приобщать детей к богатству русской художественной литературы.
Задачи:
- Закрепить знания детей сказок А.С. Пушкина, уметь пересказывать и выделять главное в сказках.
- Познакомить с краткой биографией поэта.
- Учить разгадывать загадки, формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст.
- Учить детей находить в сказках положительных и отрицательных героев, объяснять, почему они такие и как можно исправить
- Учить воплощать музыку в рисунках.
- Учить передавать в рисунке настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму.
- Повышать адаптационные способности ребенка к повседневной жизни в детском саду. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.
- Развивать слуховое внимание, понимание старинных слов, давно вышедших из нашей речи.
- Уметь определять, задумку композитора в своем произведении.
- Развивать воображение, внимание.
- Формировать умение чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы.
- Продолжать совершенствовать исполнительские навыки детей при чтении отрывков из произведений (эмоциональность исполнения, естественность поведения, копирование жестов и мимики).
- Закреплять умение детей изображать жестами и мимикой героев произведений.
Скачать: Конспект открытого показа «Путешествие в Лукоморье…» (презентация)
Воспитатель, психолог. Дети встают в круг.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня день не совсем обычный, немного волшебный. Вы были когда-нибудь в сказке? Мы хотим вас пригласить в гости к сказкам. Возьмите свечку и медленно передавайте ее друг другу.
Чтобы сказки не обидеть- Надо их почаще видеть. Их читать и рисовать, Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться, А научат веселиться, Быть добрее и скромнее, Терпеливее, мудрее.
Воспитатель: Ну а теперь отправляемся в путешествие. Хотите? Тогда — в путь!
(Под легкую музыку, дети следуют за воспитателем по дорожкам здоровья)
Воспитатель: Посмотрите, какое интересное дерево перед нами. Как оно называется? (ответы детей)
Правильно, дуб. Но он совсем не обычный.
- златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом. Какой поэт описал именно так дуб? (ответы детей)
Правильно, это А.С. Пушкин. Сейчас я вам немного расскажу о нем.
«Когда-то очень давно, в 1799 году в одной дворянской семье родился мальчик, которого назвали Александром.
Жил он в Москве и у его родителей в доме была большая библиотека, потому что его родители мама Надежда Осиповна и папа Сергей Львович очень любил поэзию. Вот и маленький Саша любил читать эти книги, хотя учился он в школе плохо.
Летом Сашенька любил ездить к своей бабушке Марии Алексеевне в подмосковное село Захарово, там он много читал и играл.
В раннем детстве у Саши была его любимая няня Арина Родионовна. Она очень любила сказки и всегда рассказывала ему, а потом он воплотил их в свои замечательные сказки»
Воспитатель: А какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? (полные ответы детей)
Назовите главных героев сказок. Какие герои положительные, а какие герои отрицательные?
Воспитатель: Молодцы, все сказки вы назвали правильно. А теперь я вас проверю, я вам загадаю загадки, а вы отгадайте из каких они сказок? А ответы мы проверим на экране.
(воспитатель берет ларец из под дуба, а там загадки)
Пару раз старик невод кинул, Но поймал лишь траву да тину. Кто, скажите, на раз на третий Вдруг случайно попался в сети?
Ответ: Рыбка
У царя жена вторая, Дни беспутно коротая, Говорила по-секрету С этим маленьким предметом.
Ответ: Зеркальце
Золотую эту птицу Посадил Дадон на спицу. Коль сидит та птица смирно, То вокруг царя все мирно.
Ответ: Петушок
Что за зверь в хрустальном доме Князю прибыль создает, “Во саду ли, в огороде... ”- Звонко песенку поет?
Ответ: Белка
Много лет старик рыбачил. Часто был он без удачи. Вы ли вспомнить не могли бы, С чем ходил ловить он рыбу?
Ответ: Невод
Сказка – ложь! Да в ней намек, Лютой жадности упрек. В то старуха слезы льет, В чем стирать нельзя белье.
Ответ: Корыто
Молодцы, а теперь давайте с вами разомнемся.
Физкультминутка:
Давным-давно жил царь Дадон И делал каждый день зарядку: Он головой крутил, вертел И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал И сильно прогибался. Он руки к небу поднимал, За солнышко хватался.
Психолог: Молодцы, а теперь я для вас тоже подготовила задание.
(Психолог кидает мячик каждому ребенку и говорит старинное слово)
Нужно старинные слова из сказок заменить на современные:
Лихо — плохо Дивясь — удивляясь Персты — пальцы Кликать — звать
Браниться — ругаться Ступай — иди Надобно — надо Град — город
Издалече — издалека Величать — называть Невод — сеть Ветхая — старая Землянка — избушка
Молодцы, а теперь попробуйте объяснить пословицу:
«Долг платежом красен»
И к какой из сказок она подходит?
( «Сказка о Попе и работнике его Балде»)
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю поиграть в сказку. Инсценировка отрывка из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Воспитатель читает, дети инсценируют:
Князь у синя моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь — поверх текучих вод Лебедь белая плывёт.
"Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?" - Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает: "Грусть-тоска меня съедает: Люди женятся; гляжу, Не женат лишь я хожу". -
"А кого же на примете Ты имеешь?" — "Да на свете, Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает - Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит.
А сама-то величава, Выступает, будто пава; Сладку речь-то говорит, Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?" - Князь со страхом ждёт ответа. Лебедь белая молчит И, подумав, говорит:
"Да, такая есть девица. Но жена не рукавица: С белой ручки не стряхнёшь Да за пояс не заткнёшь.
Услужу тебе советом - Слушай: обо всём об этом Пораздумай ты путём, Не раскаяться б потом".
Воспитатель: А из какой сказки этот был отрывок? (ответы детей)
Психолог: А давайте с вами поиграем в такую игру, я вам читаю текст, а вы попробуйте изобразить.
«Упражнение пантомимики»
И царица хохотать И плечами пожимать И подмигивать глазами И прищелкивать перстами
И вертеться, подбочась, Гордо в зеркальце глядясь. За невестою своей Королевич Елисей
Между тем по лесу скачет Нет, как нет! Он горько плачет. Кири-ку-ку Царствуй, лежа на боку.
Психолог: А теперь я вам буду называть персонажей сказок, и если этих героев нет, то нужно хлопнуть в ладоши.
Воспитатель: А ваши правильные ответы мы проверим на экране.
Царевна-лебедь, лиса, комар Мачеха, яблоко, колобок Поп, кот Леопольд, Балда Старуха, золотая рыбка, журавль
Конек-горбунок, белка, Аленушка
Психолог: Поэт А.С. Пушкин написал много сказок, а композитор Римский -Корсаков написал музыку к его сказкам и получились прекрасные музыкальные произведения. Ребята, вы согласны, что музыкой можно изобразить все, что угодно: эмоции (радость, грусть, злость, испуг, удивление, счастье), природу, людей, животных, времена года.
Сейчас для вас прозвучит музыкальная загадка, которую вы должны будете отгадать. Музыкальные чудеса из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…». Прозвучат три чуда. Угадайте, о чем хотел вам рассказать композитор.
- Белочка
- Богатыри
- Царевна Лебедь.
После каждого отрывка дети угадывают персонажей сказки.
Психолог: Молодцы. Отлично справились с заданием.
Сейчас пройдите за столы, у нас будет еще одно творческое задание.
Я включу вам музыку. Вы ее прослушаете и подумаете, какие чувства она у вас вызывает, что хотел показать композитор этим музыкальным произведением? Перед вами лежат листы бумаги, на которых изображена волна, поделенная на множество отрезков. Каждый отрезок — это часть музыкального произведения. Какая она? Быстрая, медленная, веселая, грустная и каким цветом ее нарисовать — решать вам. Слушайте музыку и решайте, какой характер у этого произведения, какие цвета подойдут вам для того, чтобы передать именно эту музыкальную композицию цветом на листе бумаги.
Звучит отрывок из произведения Чайковского «Времена года».
Рефлексия. Дети садятся в кружок. Воспитатель: Ребята, что вам сегодня понравилось на занятии? Психолог: Какое настроение у вас сейчас, в конце занятия? Какие чувства вы испытываете?
Психолог:
Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки! И будет жизнь тогда полна Тепла и ласки!
Воспитатель:
Читайте Пушкина всегда – Вот вам подсказка, И пронесете сквозь года Вы радость сказки.
|