|
Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Еда, традиции и культураФрагмент книги Зимбардо Ф., Сворд Р. Доктор Время. Как жить, если нет сил забыть, исправить, вернуть. — СПб. Питер, 2019. Книга познакомит с основами терапевтического метода временной перспективы, поможет решить актуальные проблемы и улучшить отношения с другими людьми. Замечали ли вы когда-либо, что вы (или ваши друзья) после отпуска или праздников возвращаетесь, набрав килограмм-другой? Возможно, дело в слишком вкусных французских багетах или чрезмерном поглощении итальянской пасты. Или, может, кто-то наслаждался шведским столом в Вегасе, чтобы перепробовать как можно больше блюд разных стран. Во время праздников мы все стремимся быть гедонистами в настоящем, наслаждаемся необычной, роскошной едой и напитками, которые, вполне вероятно, не можем себе позволить в обычные дни. Мы живем моментом и поддаемся обжорству. Большинство людей в обычной жизни старается выбирать здоровую еду, потому что думает о будущем — мы хотим хорошо выглядеть и чувствовать себя завтра, в следующем году и будущих десятилетиях. Однако иногда мы делаем исключения в честь положительного прошлого. С этим связаны традиции, предполагающие обильные пиршества: праздники, дни рождения, — в каждой культуре можно найти разнообразные блюда, имеющие символическую ценность. Поэтому иногда приходится модифицировать свое меню. Еда тесно связана с традициями и культурой. По крайней мере, некоторые пищевые привычки вы обрели благодаря своим родителям, которые учились у своих родителей, а те — у своих и т. д. Возможно, вы можете отследить происхождение некоторых пищевых привычек в культуре или культурных явлениях, связанных с употреблением определенных продуктов и напитков. Восток против ЗападаЕсли взглянуть на мировые показатели ожирения, можно заметить, что в США количество людей c избыточным весом одно из самых высоких в мире — а японцы, наоборот, находятся почти в самом конце списка. Почему? И в США, и в Японии еда доступна, можно сказать, в избытке; образование в обеих странах на высоком уровне — как и показатели повседневного стресса, продолжительности рабочего дня и отпусков. Одно из фундаментальных отличий азиатской и американской культур заключается в наших взглядах на еду: одни считают ее источником пропитания, а другие — наслаждения. Азиаты ценят сдержанность; распространенное на Окинаве высказывание «хара хачи бу» («ешь до тех пор, пока не будешь сыт на 80%») отлично отражает их ориентированный на будущее подход. В США же вам не придется долго искать кафе с вывеской «ешь сколько влезет», так привлекающей посетителей. Мгновенное удовлетворение и удобство — для нас скорее правило, чем исключение. Соответственно продолжительность жизни среди азиатов выше (число людей, переживших 100 лет, на Окинаве выше, чем в любой другой точке мира); у них намного реже встречаются заболевания, связанные с возрастом и сердечно-сосудистой системой. К сожалению, эпидемия ожирения продолжает буйствовать, и впервые за всю историю американские дети (поколение Х и миллениалы), как полагают исследователи, проживут меньше, чем их родители. Потребление еды и национальная временная перспективаПредставители разных культур по-разному подходят к наслаждению едой. Французы — обычно гедонисты в настоящем, но избирательные гедонисты в будущем: они не обжираются до умопомрачения, но и не отказывают себе ни в чем — едят то, что нравится, но предпочитают порции разумно маленького размера. Французы не только наслаждаются едой, но и делают это медленно: известно, что в среднем они тратят на приемы пищи 2 часа 22 минуты. Французы стараются обедать на свежем воздухе, совмещать прием пищи с общением, прогуливаться после еды. С раннего возраста французы формируют представление о здоровой еде, учатся ценить национальную кулинарную репутацию и стараются сохранять пищевые традиции. Тем не менее ожирение все больше распространяется и во Франции, потому что многие современные люди предпочитают употреблять готовую еду и не тратить время на ее приготовление: французская молодежь постепенно привыкает к более калорийным и сладким перекусам. Шотландцы, у которых проблем с ожирением еще больше, чем у американцев, употребляют сладкую еду и напитки, выпечку, жирные мясные продукты, а также свой знаменитый шотландский алкоголь в больших количествах. Кроме того, среди шотландцев много курильщиков. Раньше шотландцы придерживались здоровой диеты со сбалансированным содержанием зерновых, свежих морепродуктов, мяса и овощей. Радикальные изменения пищевых привычек, вероятно, связаны с тем, что Британия стала первой страной в мире, пережившей индустриализацию. В 1800-х началась массовое переселение людей из деревень в города, и вместе со старым местом жительства люди оставляли позади здоровые пищевые привычки. Сегодня среди рабочего населения до сих пор можно встретить стремление есть «толковую» еду. Однако временная перспектива негативного прошлого держит людей в тисках негативных пищевых привычек, которые разрушают их здоровье. Итальянцы в еде придерживаются временной перспективы позитивного прошлого: они очень ценят семейные рецепты, а также стремятся как можно чаще проводить время вместе. Итальянцы относятся к еде как к чему-то, что нужно смаковать, чтить, изучать, чем нужно страстно наслаждаться, не торопясь и в хорошей компании. Они очень ценят длинные обеды и ужины; хотя порции в Италии более чем щедрые, а блюд подают много, они включают все группы продуктов и не так много сладкого. Конечно, по особым случаям итальянцы могут позволить себе и десерты. В Италии предпочитают выпекать или готовить на гриле, а не жарить; употребляют свежее оливковое масло и не используют в кулинарии насыщенные жиры, в отличие от нас. Как и французы, итальянцы делают упор на социальный аспект употребления пищи и стараются вместе прогуливаться после еды. Еще одно важное различие итальянцев и французов от американцев — завтрак; они утром обычно едят мало, тогда как мы можем слопать огромную порцию, едва проснувшись. Прошлые позитивные и негативные опыты, связанные с едойНесколько лет назад мы провели интервью с десятком женщин среднего возраста и выяснили: у всех, кроме одной, было свое «особенное» блюдо, обычно десерт, который матери готовили им в качестве поощрения или способа взбодриться, когда они чувствовали грусть или разочарование. Воспоминаниями об этом наслаждении женщины с удовольствием делились, описывая его в подробностях (иногда даже рассказывали рецепт). Единственная женщина, у которой такого блюда не было, узнав о распространенности этого явления, очень удивилась. Позже она сказала, что благодарна своей матери за то, что ей не привили никаких пищевых зависимостей. Кроме того, у каждого из нас есть собственный печальный опыт или по крайней мере страшилка из жизни знакомых: люди не могут вынести даже запаха определенных продуктов, которыми насильно перекармливали их в детстве, — зачастую эта пытка превращалась в длительные баталии прямо за общим столом. Но победителей в таких битвах не бывает. Нам выбиратьЭпидемия расстройств пищевого поведения, бушующая в стране, связана с эмоциональной нестабильностью и выматывающим дисбалансом временных перспектив, связанных с питанием. Бессмысленно отрицать, что коллективное сознание в отношении еды руководствуется скорее чувствами, чем вкусом, традициями и здравым смыслом. Мы ассоциируем еду с самыми разнообразными эмоциями: любовь и принятие связаны с едой в кругу семьи; ощущение похвалы или стыда ассоциируется с тем, «хорошо» ты сегодня кушал или «плохо»; чувство заботы и безопасности неотделимо от времени, когда еды достаточно, ощущение недостатка и морального упадка — от голодных лет. Но мы — взрослые люди — должны уметь опираться как на отрицательный, так и на положительный опыт, принимая рациональные, зрелые пищевые решения. Наши тела и здоровье отражают выбор, который мы делаем каждый день. Интересно поразмышлять, как временные перспективы влияют на то, что, почему и как мы едим. Мы обычно считаем себя независимыми личностями, а потому преуменьшаем степень влияния культуры или социальных связей на то, что мы едим, в каком количестве, когда и где. Однако недавно провели исследование, в котором четко установили, что ожирение определяется социальными связями в той же степени, в которой на него влияет генетика. Мы рекомендуем прочесть книгу «Связанные одной сетью» Н. Кристакиса и Дж. Фаулера (Юнайтед пресс, 2014); ее подзаголовок отлично определяет тему: «Удивительная сила социальных связей и их влияние на нашу жизнь». Вес любого отдельного человека напрямую зависит от того, в какой степени ожирению подвержены его партнер, брат, сестра и лучшие друзья. Когда лишний вес воспринимается обществом как обычное явление, преодолеть желание набить живот до отказа сложнее — а там недалеко и до лишних сантиметров в обхвате. См также:
. Категория: Статьи » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|