|
Александр Федоров. Федоров А.В. Герменевтический анализ советских игровых фильмов 1941-1942 годов на военную темуВ наших предыдущих работах [Федоров, 2008; 2011; 2012 и др.] мы не раз обращались к технологии герменевтического анализа медиатекстов [Эко, 1998; 2005; Eco, 1976; Silverblatt, 2001, p.80-81]. На сей раз в качестве примера будут использоваться медиатексты советских игровых фильмов на военную тему, снятых после нападения Германии на СССР во второй половине 1941 и в 1942 годах. Анализ данных медиатекстов, на наш взгляд, особенно важен для медиаобразовательных задач при обучении будущих историков, культурологов, искусствоведов, социологов, филологов, психологов, педагогов. ![]() Технология герменевтического анализа медиатекстов советских игровых фильмов 1941-1942 годов на военную тему Место действия, исторический, культурный, политический, идеологический контекст A. Исторический контекст Что медиатексты сообщает нам о периоде своего создания? а) место действия медиатекстов: июнь 1941 — декабрь 1942, СССР, другие страны; b) когда состоялась премьера этого медиатекста? Анализируемые нами фильмы создавались в самый тяжелый для СССР период войны с Германией (вторая половина 1941 и 1942 год), в эти же годы они и были показаны. c) как тогдашние события влияли на медиатексты? Реальные исторические события, сложившиеся в довоенный период, разрушили виртуальные стереотипы «войны малой кровью и на чужой территории», доминировавшие в «оборонных» фильмах второй половины 1930-х («Если завтра война…», «Родина зовет», «Танкисты» и др.). Ни в одном советском фильме, снятом в первые два года после 22 июня 1941, не показана война на территории противника (за исключением бомбардировок немецких городов и действий подпольщиков и партизан). Более того, вопреки стереотипам военно-утопических фильмов второй половины 1930-х, уже в «Боевом киносборнике № 4» (1941) в устах героини Любови Орловой звучат слова о том, что «мы знаем, что победа будет нелегкая». ![]() «Победа будет за нами», БК №4, 1941 d) какие события происходили во время создания медиатекстов? Как медиатексты комментирует события? Как знание исторических событий помогает пониманию медиатекстов? В мировую войну в 1941-1942 годах были вовлечены не только Германия (завоевавшая к тому времени большую часть Европы) и СССР, но и Великобритания, Япония, Италия, Венгрия, Румыния, Словакия и США. Вместе с тем, советские аудиовизуальные медиатексты 1941-1942 годов, вопреки тяжелейшим реалиям войны (миллионы убитых, раненных, пленных советских граждан, захват нацистами огромных территорий СССР и т.д.), комментировали (особенно в «Боевых киносборниках» №№ 1-5 1941 года) текущие события в подчеркнуто оптимистическом ключе. Чрезвычайно важным для этапа 1941-1942 годов были эвакуация и интенсивное развитие советской военной промышленности, переоборудование многих заводов на военный лад ценой невероятного напряжения людских ресурсов, обороны прифронтовых городов. Этот исторический контекст также нашел отражение в фильмах той эпохи («Тебе, фронт», «Непобедимые»). В. Идеологический, политический контекст Каким образом медиатекст отражает, укрепляет, внушает или формирует ту или иную идеологию? При доминанте коммунистической идеологии, ссылок на верность Сталину и партии (Боевой киносборник № 1: «Скоро разгромим, будьте уверены! Партия и Сталин зовут нас защищать нашу Родину! За Родину, за Сталина!) в советских фильмах 1941-1942 года отчетливо прослеживается адаптация коммунистической идеологии к патриотическим лозунгам, идеологическая ориентация на исторические примеры воинской доблести (Александр Невский, Суворов, Чапаев), и, наоборот, напоминание о разгроме иноземных захватчиков. Так, в «Боевом киносборнике № 1» карикатурного Гитлера предупреждают о неизбежном поражении от русской армии немецкий рыцарь, вылезший из Чудского озера, Наполеон и кайзеровский генерал образца 1918 года; а в «Боевом киносборнике № 2» Бонапарт посылает Гитлеру телеграмму: «Не советую. Пробовал — не вышло». ![]() «Случай на телеграфе», БК №2, 1941 Но главное — ощутим ясный пропагандистский антинацистский посыл, направленный на то, чтобы убедить аудиторию в том, что: — немцы осуществляют массовый террор по отношению к мирному населению и стремятся превратить русских и славян в рабов (новелла «Сто за одного» из «Боевого киносборника № 2», сюжеты «Боевого киносборника № 12» и др.); — ответный террор по отношению к немцам оправдан и необходим для победы в войне (новелла «Встреча» из «Боевого киносборника № 2», новелла «Пир в Жирмунке» из «Боевого киносборника № 6», где старушка кормит оккупантов отравленной пищей); — пользу в борьбе с захватчиками могут принести даже дети («Клятва Тимура», боевой киносборник «Юные партизаны»), новелла «У старой няни» из «Боевого киносборника № 2», новелла «Маяк» из «Боевого киносборника № 9», новелла «Ванька» из «Боевого киносборника № 9»); — нужно проявлять бдительность, так как рядом могут действовать нацистские агенты и диверсанты, которых необходимо изобличить и уничтожить («Секретарь райкома», новелла «У старой няни» из «Боевого киносборника № 2», «Боевой киносборник № 4», новелла «Однажды ночью» в киносборнике «Наши девушки»); — СССР не одинок в своей борьбе с Германией. Очень ярко этот тезис проявился в «Боевом киносборнике № 4», когда реанимированная героиня «Волги-Волги» — письмоносица Дуня говорит зажигательную речь со следующими, совершенно немыслимыми в период до 22 июня 1941 года словами: «С нами передовые могущественные страны мира — Америка и Англия! Могучий английский флот воюет вместе с нами против Гитлера!». Еще радикальнее звучит дикторский текст в «Боевом киносборнике» № 5: «Два величайших демократических государства мира встали на защиту человечества от кровавого фашизма — СССР и Великобритания!». ![]() «Синие скалы», БК №9, 1942 Сюда же примыкают сюжеты фильмов о борьбе восточно-европейских подпольщиков и партизан (новелла «100 за одного» из «Боевого киносборника» № 2, новелла «Ровно в семь» из «Боевого киносборника № 7», новелла «Ночь над Белградом» из «Боевого киносборника № 8», новелла «Синие скалы» из «Боевого киносборника № 9», «Неуловимый Ян»). И здесь надо отдать должное оперативности реакции советского кинопроизводства на текущую политическую конъюнктуру. В новеллах «Квартал 14» («Боевой киносборник № 9», март 1942) и «Бесценная голова» («Боевой киносборник № 10», 1942) сочувственно показано польское антинацистское движение сопротивления, которое, если верить, авторам этих медиатекстов, вдохновлялось поддержкой «Красной армии и вождя трудящихся товарища Сталина». В «Бесценной голове» также сочувственно показан персонаж из еврейского гетто в Варшаве… Напомним, что в предыдущие два десятилетия (1920-1940) Польша рассматривалась — и в реальной политике, и в текущих медиатекстах (пресса, радио, кино) — как один из главных противников СССР. А территориальный раздел Польши, состоявшийся в сентябре 1939 года по секретному договору между Германией и СССР, породил, к примеру, весьма показательный фильм А.Роома «Ветер с Востока» (1940), где польские власть имущие изображались злобными и жестокими угнетателями простых людей Западной Украины, которые в финале фильма с восторгом встречали советские войска… Более того, в то время как в реальной жизни против советской армии на Восточном фронте воевали не только немецкие, но и итальянские, румынские, венгерские и словацкие дивизии, Кремль, по-видимому, считал политически важным рассказать широкой аудитории, что даже в этих союзных гитлеровскому режиму странах существует сопротивление. Пример тому — новелла «Молодое вино» из «Боевого киносборника № 10» (1942), рассказывающая о деятельности румынских подпольщиков. ![]() «Молодое вино», БК №10, 1942 В целом идеологический и политический контекст мировоззрения, изображенного в медиатекстах советских игровых фильмов 1941-1942 годов на военную тему, можно представить следующим образом (таблица 1): Таблица 1. Идеология и политический контекст мировоззрения, изображенного в медиатекстах советских игровых фильмов 1941-1942 годов на военную тему Ключевые вопросы к медиатекстам советских игровых фильмов 1941-1942 годов на военную тему a) Изображение мира СССР b) Изображение вражеского мира Какова идеология этого мира? a) Коммунистическая идеология в ее сталинской трактовке. b) Империалистическая/ нацистская агрессивная идеология Какое мировоззрение представляет этот мир — оптимистическое или пессимистическое? a) Оптимистическое на протяжении всего действия (характерная фраза из «Боевого сборника № 2», обращенная к врагу: «Не есть Вам, гадам, нашего сала! И хлеба нашего не видать!») b) Самоуверенно-оптимистическое, пессимистическое. ![]() «Пир в Жирмунке», БК №6, 1941 Какова иерархия ценностей согласно данному мировоззрению? a) Патриотизм — коммунистическая партия — Сталин — народ — ненависть к врагам — семья. b) Агрессия — империализм/нацизм — обогащение — жестокое отношение к врагам, пренебрежительное — к подчиненным Какие ценности могут быть найдены в данном медиатексте? Какие ценности преобладают в финале? a) Патриотические, коммунистические ценности (на протяжении всего действия медиатекста). b) Империалистические, нацистские ценности, страх за свою жизнь (последнее преобладает, особенно в медиатекстах 1942 года) Что означает иметь успех в этом мире? Как человек преуспевает в этом мире? Какое поведение вознаграждается в этом в мире? Насколько оно стереотипно? a) Это значит быть коммунистом, верным ленинцем-сталинцем, патриотом, умелым и храбрым воином, безжалостным к врагам, хорошим семьянином. В этом положительные персонажи стереотипны, однако могут обладать и индивидуальными чертами (юмор, вокальные способности) b) Это значит быть империалистом/нацистом, профессиональным военным, безжалостным к врагам. В этом персонажи стереотипны, однако могут обладать и индивидуальными чертами (ум, расчетливость, хитрость, глупость, трусость, ирония, сарказм). ![]() «Патриотка», БК №4, 1941 С. Культурный контекст Каким образом медиатексты отражают, укрепляют, внушают, или формируют культурные: отношения, ценности, мифы. Медиатексты популярной/массовой культуры своим успехом у аудитории обязаны множеству факторов. Сюда входят: опора на фольклорные и мифологические источники, постоянство метафор, ориентация на последовательное воплощение наиболее стойких сюжетных схем, синтез естественного и сверхъестественного, обращение не к рациональному, а эмоциональному через идентификацию (воображаемое перевоплощение в активно действующих персонажей, слияние с атмосферой произведения), «волшебная сила» героев, стандартизация (тиражирование, унификация, адаптация) идей, ситуаций, характеров и т.д., мозаичность, серийность, компенсация (иллюзия осуществления заветных, но не сбывшихся желаний), счастливый финал, использование такой ритмической организации текста, где, например, на эмоции аудитории вместе с содержанием кадров воздействует порядок их смены; интуитивное угадывание подсознательных желаний аудитории и т.д. И здесь советские фильмы на военную тему 1941-1942 годов, являясь продуктом массовой/популярной культуры, тоже опираются на фольклорные и мифологические источники. В этом отношении и Александр Невский, и Наполеон, и Чапаев со Швейком использованы в «Боевых киносборниках», в первую очередь, не в качестве персонажей исторического и/или литературного происхождения, а как фольклорно-мифологические фигуры, знакомые самым широким слоям общества. Практически для всех советских фильмов 1941-1942 годов на военную тему характерна серийность (например, «приквел» истории о героическом поваре Рыбкине в «Боевом киносборнике № 3» 1941 года и его последующий базовый вариант «Антоша Рыбкин», снятый в 1942 году» «сиквел» 1941 года — «Чапаев с нами»), стандартизация идей, ситуаций, характеров и т.д. Компенсаторный фактор исполнения заветных желаний проявлялся в том, что в большинстве советских фильмов 1941-1942 года, вне зависимости от реальной обстановки на фронте, положительные персонажи одерживали победу над гитлеровцами. ![]() «Антоша Рыбкин», БК №3, 1941 D. Жанровые модификации: драма (64 фильма), комедия (10 фильмов), детектив (2 фильма). С учетом жанрового спектра игровых новелл «Боевых киносборников» в 1941 году было снято 33 драмы, 7 комедий и 1 детектив; в 1942 — 31 драма, 3 комедии и 1 детектив. По понятным причинам необходимости быстрого реагирования на события подавляющее большинство из этих фильмов/новелл было короткометражным. К примеру, в 1941 году была поставлена лишь одна игровая лента на военную тему длительностью более 60 минут, а в 1942 — пять. Хотя к созданию лент на военную тему в 1941-1942 годах были привлечены лучшие на тот период сценарные, режиссерские и актерские силы (см. фильмографию), стилистика подобных фильмов мало чем отличалась от киностилистики предыдущего десятилетия, разве что в показе военного быта было больше реализма. Драматургический стереотип: нацисты разрушают мирную, безмятежную и счастливую жизнь людей, захватив город или село, они начинают массовый террор (расстрелы, казни, пытки и т.д.) по отношению к мирному населению, включая женщин и детей, угоняют россиян на тяжелую работу в Германию и т.д. Народ поднимается на борьбу с врагами: в регулярной армии, в партизанских отрядах, в подпольных организациях (диверсии партизан и разведчиков, расстрелы нацистов и т.д.). Попутно разоблачаются шпионы и диверсанты, изменники Родины... Приемы изображения действительности (иконография)— обстановка, предметы быта и т.д. Скромные жилища, учреждения и предметы быта советских персонажей; явно более зажиточный уровень жизни персонажей немецких, унифицированные фактуры советских и немецких военных объектов, техники. Жизнь советских людей (преимущественно, военных) и/или подпольщиков/партизан из стран Восточной Европы показана, как правило, условно правдоподобно и всегда позитивно; зажиточный быт немецких персонажей в Германии показан с долей гротеска, но в целом также на правдоподобном уровне; быт немецких персонажей на фронте или на завоеванных советских территориях показан довольно убогим (в частности, в зимний период, когда немцы замерзают от холода). Детали: потери советских войск и особенно — потери среди мирного населения — в фильмах производства 1941 года показаны весьма умеренно. В фильмах 1942 года тяжелые людские потери СССР уже не скрываются, напротив, вкрапления документальных кадров жертв нацистов взывают к беспощадному мщению ненавистному врагу. В фонограмме фильмов присутствуют как бодрые маршевые «оборонно-наступательные» песни («Вставай, страна огромная…»), так и лирические мелодии. ![]() «Карьера лейтенанта Гоппа», БК №11, 1942 В обобщенном виде приемы изображения действительности в советских игровых фильмах 1941-1942 годов на военную тему можно представить в виде таблицы 2. Таблица 2. Типичные иконографические коды места действия в советских игровых фильмов 1941-1942 годов на военную тему Условные коды типичного места действия в медиатекстах Визуальная характеристика проявления данных кодов в медиатекстах Жилище персонажа-врага Выглядит богаче, чем у советских персонажей, однако по сюжету это объясняется тем, что богатство добыто нечестным, преступным путем. Жилище советского персонажа Скромное, но добротное. Квартиры офицерского состава во многом сопоставимы с бытовыми условиями немецких бюргеров. Армейские помещения — штаб, блиндаж и пр., окопы Обстановка функциональная — стол, стулья/кресла и т.д. В советском варианте все добротно, но просто, без излишеств (правда, портреты вождей на стене обязательны). Во вражеском стане обстановка аналогичная, но мрачная (если эти помещения находятся в Германии), грязная, неряшливая (если это помещения во фронтовой, прифронтовой зоне на оккупированных территориях). — cамолет, танк, корабль Строго функциональная обстановка — кабина, рычаги и приборы управления, оружие, отсеки и пр. ![]() «Три танкиста», БК №8, 1941 Типология персонажей (их ценности, идеи, этика, одежда, телосложение, лексика, мимика, жесты) Мужские персонажи Возраст персонажа: 10-70 лет (хотя иногда в кадр попадают и совсем маленькие дети). Раса персонажа: белая. Внешний вид, одежда, телосложение персонажа: а) военные: советские персонажи, одетые в добротную форму, как правило, обладают крепким телосложением; нацисты, напротив, в основном не блещут физическими данными и во многих случаях (особенно в фильмах с зимней натурой 1942 года) выглядят потрепанными, например, с головой, подвязанной женскими платками или шарфами; в целом подчеркнуты два базовых варианта телосложения нацистов — излишний вес, либо, наоборот, худосочность; зарубежные подпольщики (польские, югославские, чешские, румынские) одеты по канонам европейской моды «среднего класса» начала 1940-х; б) мирное население: советские персонажи одеты скромно (особенно — сельские жители), немцы — явно богаче; телосложение мирных персонажей — как советских, так и немецких — варьируется в широком диапазоне и зависит от контекста конкретного фильма; при этом физиономически персонажи вражеской державы — в отличие от советских — выглядят неприятно. Уровень образования: высшее (офицеры), среднее и начальное, реже — высшее (мирные жители, солдаты). Социальное положение, профессия: социальное положение советских персонажей примерно одинаково (хотя быт командного состава, разумеется, заметно комфортнее); социальное положение зарубежных персонажей дифференцировано; при общей доминанте военнослужащих отражен достаточно широкий спектр профессий персонажей. Семейное положение персонажа: не имеет принципиального значения, положительные и отрицательные персонажи могут быть в равной степени и женатыми, и холостыми. ![]() «Ненависть», БК №6, 1941 Черты характера: сила, находчивость, активность, верность, оптимизм, смелость, целеустремленность (советские персонажи, персонажи завоеванных нацистами стран), враждебность, хитрость, жестокость, трусость, подлость, целеустремленность (немецкие персонажи). Советские персонажи — честные борцы за свою Родину и коммунистические идеи, с деловой или пафосной лексикой, скупыми жестами и мимикой. Немецкие персонажи (солдаты, офицеры, шпионы) показаны злыми, грубыми и жестокими фанатиками с примитивной лексикой, активной жестикуляцией и неприятными тембрами визгливых криков. Впрочем, уже в фильмах производства 1942 года нацисты стали иногда изображаться злобными, но неглупыми противниками, как, например, в новеллах «Пауки» и «102-й километр» из «Боевого киносборника» № 11 или в фильме о летчиках «Дорога к звездам» Э.Пенцлина. Н.Охлопков и М.Штраух в «Боевых киносборниках» № 7 и № 11 «вышли за рамки карикатуры. Н.Охлопков изображал немецкого офицера с моноклем, впадавшего в экстаз при виде фисгармонии. Он очаровывал изысканностью манер, нежными модуляциями своего баритона голландскую семью, чтобы назавтра деловито ограбить ее дом. Новелла называлась «Белая ворона». М.Штраух играл в новелле «Пауки» философа-убийцу, одетого в белый халат, со шприцем в руке. Это были выразительные фигуры: еще не характеры, но уже не просто шаржи» [Зак, 1975, с.41]. Однако в целом характеры персонажей — как советских, так и немецких — прочерчены лишь пунктирно, без углубления в психологию. Вражеские персонажи говорят (для «понятности» для зрителей) по-русски, хотя иногда с немецким акцентом. В редких случаях произносятся реплики по-немецки. Ценностные ориентации (идейные, религиозные и др.) персонажа: патриотические, коммунистические ценности (советские персонажи), империалистические, нацистские ценности (немецкие персонажи), религиозные ценности, как правило, выводятся за рамки медиатекстов. Поступки персонажа, его способы разрешения конфликтов: поступки персонажей продиктованы развитием фабулы медиатекста. Советские персонажи демонстрируют свои лучшие профессиональные/военные качества, блестяще разрабатывают и воплощают планы уничтожения противника. Немецкие персонажи либо обороняются, либо атакуют, но все равно терпят поражение. В поступках нацистских персонажей доминирует жестокость и беспощадность по отношению даже к мирному населению, в фильмах, снятых в 1942 году, у солдат и офицеров Вермахта отчетливо видны обреченность, сломленность боевого духа. ![]() «Сто второй километр», БК №11, 1942 Женские персонажи Возраст персонажа: 10-70 лет (хотя иногда в кадр попадают и совсем маленькие девочки). Раса персонажа: белая. Внешний вид, одежда, телосложение персонажа: советские персонажи, как правило, обладают среднестатистическим телосложением, одеты в обычную, простую гражданскую одежду, реже — в военную форму. Зарубежные персонажи отчетливо делятся на две категории — сочувственно показанные женщины завоеванных нацистами стран и негативно изображенные жительницы Германии (последние, конечно, одеты побогаче, однако физиономически поданы отталкивающе). Уровень образования: среднее и начальное. Социальное положение, профессия: социальное положение советских персонажей примерно одинаково; социальное положение зарубежных персонажей дифференцировано; показаны работницы различных мирных профессий, реже — медсестры, подпольщицы, партизанки. Семейное положение персонажа: женщины старше 18 лет обычно замужем. Черты характера: сила, находчивость, активность, верность, оптимизм, смелость, целеустремленность (советские персонажи, персонажи завоеванных нацистами стран), враждебность, хитрость, жестокость, трусость, подлость (немецкие персонажи). Ценностные ориентации (идейные, религиозные и др.) персонажа: патриотические, коммунистические ценности (советские персонажи), буржуазные, нацистские ценности (немецкие персонажи), религиозные ценности, как правило, выводятся за рамки медиатекстов, однако иногда акцентируются (пожилая крестьянка в «Пир в Жирмунке»). Поступки персонажа, его способы разрешения конфликтов: поступки персонажей продиктованы развитием фабулы медиатекста. Советские персонажи демонстрируют свои лучшие профессиональные/военные качества, способно радикально решать конфликты. ![]() «Дорога к звездам», 1942 Существенное изменение в фабуле медиатекста и жизни персонажей, возникшая проблема Положительные советские персонажи либо сначала живут мирной жизнью (на это им выделяется минимум экранного времени), либо сразу находятся в ситуации военного времени, делая все, что в их силах для отражения нацисткой агрессии. Отрицательные персонажи совершают агрессию/преступление, и, несмотря на локальные первоначальные успехи, к финалу фильма неизбежно терпят поражение. Их рассуждения нередко полны пессимизма. Детали: Немецкий летчик-ас (иронично сыгранный Н.Волковым) из «Дороги к звездам» ворчит, увидев прибывшее новое пополнение: «Тебе сколько лет? — Сорок три, — А тебе? — Сорок пять, — Мне нужны летчики, а не летучие мыши». Он же произносит еще одну саркастичную фразу: «Плохо спится, лейтенант? Тогда подумайте о русском летчике, который Вас собьет»… Возникшая проблема, поиски решения проблемы Возникшая проблема: нарушение закона — в результате гитлеровской агрессии жизнь положительных персонажей под угрозой. Единственный способ ее решения — вооруженная борьба положительных персонажей с вражеской агрессией. Решение проблемы: уничтожение/пленение агрессоров, победа советских солдат/партизан. Выводы. В итоге на примерах конкретных советских игровых фильмов 1941-1942 годов на военную тему мы осуществили герменевтический анализ культурного контекста (Hermeneutic Analysis of Cultural Context) — исследование процесса интерпретации медиатекста, культурных, исторических факторов, влияющих на точку зрения агентства/автора медиатекста и на точку зрения аудитории. При этом мы имели в виду, что герменевтический анализ предполагает постижение медиатекста через сопоставление с исторической, культурной традицией и действительностью; проникновение в его логику; через сопоставление медийных образов в историко-культурном контексте при сочетании исторического, герменевтического анализа со структурным, сюжетным, этическим, идеологическим, иконографическим/визуальным, анализом медийных стереотипов и персонажей медиатекста. ![]() «Сон в руку», БК №1, 1941 Литература
Фильмография Раздел 1. Боевые киносборники (1941-1942) Боевой киносборник № 1. СССР, 1941. Премьера: 2 августа 1941. Режиссеры: Иван Мутанов, Евгений Некрасов, Александр Оленин, Сергей Герасимов. Сценаристы: Борис Ласкин, Леонид Леонов, Леонид Ленч, Григорий Козинцев, Леонид Трауберг. Операторы: Наум Наумов-Страж, Юлий Фогельман, Владимир Яковлев. Композитор Николай Крюков. Актеры: Борис Чирков, Нина Петропавловская, Петр Репнин, Владимир Канцель, Михаил Трояновский, Николай Бубнов и др. Три новеллы: «Встреча с Максимом», «Сон в руку», «Трое в воронке». Боевой киносборник № 2. СССР, 1941. Премьера: 11 августа 1941. Режиссеры: Евгений Червяков, Виктор Эйсымонт, Лео Арнштам, Герберт Раппапорт, Григорий Козинцев, Владимир Фейнберг. Сценаристы: Юрий Герман, Всеволод Воеводин, Иоган Зельцер, Лео Арнштам, Владимир Беляев, Евгений Рысс, Александр Штейн, Михаил Розенберг. Операторы: Александр Ксенофонтов, Евгений Величко. Композитор И.Дунаевский. Актеры: Евгений Червяков, Татьяна Сукова, Борис Блинов, Лариса Емельянцева и др. Пять новелл: «Встреча», «Один из многих», «У старой няни», «Сто за одного», «Случай на телеграфе». Боевой киносборник № 3. СССР, 1941. Премьера: 22 августа 1941. Режиссеры: Борис Барнет, Питер Бэйлис, Константин Юдин. Сценаристы: Иван Бондин, Л. Шифферс. Оператор: Константин Венц. Композиторы: Николай Крюков, Георгий Милютин. Актеры: Виктор Аркасов, Владимир Шишкин, Николай Трофимов, Борис Чирков и др. Три новеллы: «Английские зенитчики» (британская хроника), «Мужество», «Антоша Рыбкин». Боевой киносборник № 4. СССР, 1941. Режиссеры: Григорий Александров, Ефим Арон, Василий Пронин. Сценаристы: Александр Раскин, Константин Исаев, Евгений Помещиков, Геннадий Фиш, Николай Рожков. Операторы: Хечо Назарьянц, Александр Гальперин, Василий Пронин, Александр Шеленков. Композитор: Лев Шварц. Актеры: Любовь Орлова, Зоя Фёдорова, Владимир Володин, Елизавета Кузюрина, Павел Шпрингфельд, Александр Баранов, Андрей Файт и др. Три новеллы: «Британский флот» (британская хроника), «Патриотка», «Приказ выполнен». Боевой киносборник № 5. СССР, 1941. Режиссер Михаил Слуцкий. Сценарист Алексей Каплер. Операторы: И.Вейнерович, М.Глидер, К.Кутуб-Заде, О.Рейзман, В.Соловьев, В.Фроленко. Композиторы: Г. Милютин, А.Александров. Две документальные новеллы: «Лондон не сдается» (монтаж британской хроники), «Наша Москва». Боевой киносборник № 6. СССР, 1941. Режиссёры: Михаил Доллер, Всеволод Пудовкин, Владимир Вайншток. Сценаристы: Леонид Леонов, Николай Шпиковский, Владимир Вайншток, Операторы: Анатолий Головня. Тамара Лобова, Александр Гальперин. Композитор Николай Крюков. Актеры: Зоя Федорова, Александра Данилова, Николай Крючков, Владимир Уральский, Анастасия Зуева и др. Три новеллы: «Женщины воздушного флота» (хроника), «Ненависть», «Пир в Жирмунке». Боевой киносборник № 7. СССР, 1941. Премьера: 5 декабря 1941. Режиссеры: Альберт Гендельштейн, Климентий Минц, Сергей Юткевич, Александр Роу, Леонид Альцев, Рафаил Перельштейн. Сценаристы: Михаил Витухновский, Михаил Вольпин, Климентий Минц, Алексей Сазонов, Николай Эрдман, Дмитрий Еремич, Иосиф Маневич. Оператор Жозеф Мартов. Актеры: Эраст Гарин, Павел Оленев, Николай Охлопков, Владимир Владиславский, Константин Зубов, Иван Любезнов, Николай Плотников, Надежда Борская, Георгий Георгиу, Владимир Лепко, Сергей Мартинсон, Александр Шатов, Владимир Канцель, Владимир Попов, Михаил Яншин и др. Шесть новелл: «Ровно в семь», «Эликсир бодрости», «Приемщик катастроф», «Самый храбрый», «Настоящий патриот», «Белая ворона». Боевой киносборник №8. СССР, 1941. Премьера: 7 февраля 1942. Режиссеры: Леонид Луков, Николай Садкович. Сценаристы: Всеволод Иванов, Иосиф Склют. Операторы: Александр Лаврик, Николай Кульчицкий. Композиторы: Никита Богословский, Ашот Филипп. Актеры: Татьяна Окуневская, Наталья Гицерот, Осип Абдулов, Иван Новосельцев, Пётр Алейников, Лаврентий Масоха, Василий Зайчиков, Степан Каюков, Александр Хвыля, Борис Андреев, Марк Бернес и др. Две новеллы: «Ночь над Белградом», «Три танкиста». Боевой киносборник № 9. СССР, 1942. Премьера: 4 мая 1942. Режиссеры: Владимир Браун, Марк Донской, Игорь Савченко. Сценаристы: Юрий Олеша, Соломон Лазурин. Операторы: Алексей Мишурин, Даниил Демуцкий, Юрий Екельчик. Композиторы: Юлий Мейтус, Яков Столляр. Актеры: Валентина Миронова, Борис Рунге, Николай Комиссаров, Николай Бубнов, Леонид Кмит, Ядвига Анджеевская, Марк Бернес и др. Три новеллы: «Квартал 14», «Синие скалы», «Маяк». Боевой киносборник № 10. СССР, 1942. Премьера: 10 июня 1942. Режиссер Борис Барнет. Сценаристы: Борис Петкер, Константин Исаев. Оператор Константин Венц. Композиторы: Николай Крюков, Лев Степанов. Актеры: Вера Орлова, Николай Черкасов, Владимир Шишкин, Владимир Уральский, Моисей Гольдблат, Михаил Астангов, Николай Боголюбов, Михаил Кузнецов и др. Две новеллы: «Бесценная голова», «Молодое вино». Боевой киносборник № 11. СССР, 1942. Премьера: 7 августа 1942. Режиссеры: Владимир Браун, Александр Мачерет, Николай Садкович, Илья Трауберг. Сценаристы: Б. Фаянс, Михаил Берестинский, Борис Ласкин, Иосиф Склют. Операторы: Яков Кулиш, Григорий Айзенберг. Композиторы: Давид Блок, Дмитрий Клебанов. Актеры: Сергей Мартинсон, Иван Переверзев, Иван Новосельцев, Николай Волков, Осип Абдулов, Петр Алейников, Иван Бобров, Александр Лукьянов, Максим Штраух и др. Четыре новеллы: «В кольце ненависти», «Пауки», «Сто второй километр», «Карьера лейтенанта Гоппа». Боевой киносборник № 12. СССР, 1942. Премьера: 12 августа 1942. Режиссеры: Герберт Раппапорт, Вера Строева. Сценаристы: Сергей Михалков, Семен Полоцкий, Иосиф Прут, Матвей Тевелев, Мануэль Большинцов, Габит Мусрепов. Операторы: Владимир Рапопорт, Семён Шейнин. Композитор Василий Великанов. Актеры: Янина Жеймо, Юрий Боголюбов, Олег Жаков, Капан Бадыров, Михаил Жаров, Борис Блинов, Евгений Немченко, Лариса Емельянцева, Николай Черкасов, Манефа Соболевская, Константин Сорокин, Александра Данилова и др. Две новеллы: «Сын бойца», «Ванька». Боевой киносборник «Наши девушки». СССР, 1942. Режиссеры: Абрам Роом, Григорий Козинцев. Сценаристы: Борис Бродянский, Андрей Ольшанский. Операторы: Леонид Косматов, Андрей Москвин. Композиторы: Гавриил Попов, Сергей Прокофьев. Актеры: Валентина Караваева, Сергей Столяров, Людмила Шабалина, Лариса Емельянцева, Борис Бибиков, Юрий Коршун, Аполлон Ячницкий, Юрий Боголюбов, Борис Оленин, Михаил Кузнецов, Нина Петропавловская и др. Две новеллы: «Тоня», «Однажды ночью» (на экран не вышла). Боевой киносборник «Лесные братья». СССР, 1942. Режиссеры: Василий Журавлёв, Евгений Шнейдер. Сценаристы: Василий Журавлёв, Евгений Помещиков, Николай Рожков. Операторы: Георгий Гарибян, Гавриил Егиазаров. Композитор Анатолий Лепин. Актеры: А. Иванов, Семен Свашенко, Марина Ковалёва, Борис Тенин, Павел Суханов, Андрей Файт, Сергей Троицкий, Александр Гречаный, Михаил Трояновский и др. Две новеллы: «Лесные братья», «Смерть бати». Боевой киносборник «Юные партизаны». СССР, 1942. Премьера: 12 августа 1942. Режиссеры: Лев Кулешов, Игорь Савченко. Сценаристы: Ванда Василевская, Лев Кассиль, Евгений Помещиков, Николай Рожков, Георгий Тасин. Операторы: Юрий Екельчик, Михаил Кириллов. Композитор Сергей Потоцкий. Актеры: Галина Степанова, Петр Галаджев, Антон Дунайский, Ганс Клеринг, Сергей Мартинсон, Андрей Файт и др. Две новеллы: «Левко», «Учительница Карташова». Раздел 1. Другие советские игровые фильмы 1941-1942 годов на военную тему
© Федоров А. В., 2013 Категория: Статьи » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
![]() |