Михаил Вершинин. Современные молодежные субкультуры: скинхеды. - Михаил Вершинин

Автор продолжает серию публикаций, призванных осветить некоторые проблемы, связанные с изучением феномена контроля сознания. В своей последней статье «Психологические особенности членов деструктивных и террористических (радикальных) групп» автор пришел к выводу, что для более глубокого научного анализа феномена контроля сознания стоит отнести к деятельности «деструктивных организаций» деятельность групп (мини-социумов), таких как антиглобалисты, радикальные экологи, террористы, криминальные, некоторые «игровые» сообщества и т.п. Изучение в совокупности деятельности данных субъектов поможет лучше понять природу радикализма и роста случаев применения техник реформирования мышления (контроля сознания) в обществе.

Деятельность «деструктивных организаций» в российском обществе и мире еще не была достаточно рассмотрена в контексте радикальных асоциальных групп. Радикализм во всех его формах и проявлениях, по своим масштабам и интенсивности, по своей жестокости превратился сегодня в одну из самых острых и злободневных проблем государств. Одним из аспектов этой проблемы, по мнению автора, несомненно, являются «заблуждения» о роли молодежных групп в дестабилизации современного общества. Автор попытается рассмотреть деятельность радикальных представителей «молодежных субкультур» с разных сторон.

В отличие от мнения большинства обывателей современные субкультуры, особенно молодежные, не являются аморфными и однообразными явлениями, а представляют собой активные «очаги сопротивления» современному обществу с его христианской моралью. Эти «очаги» представляют собой различные варианты ухода от «навязываемой» культуры и сами по себе не являются ни плохими, ни хорошими. Особенность субкультур в России выражается в том, что большинство «молодежных субкультур», а в этой статье мы рассматриваем в основном их, являются заимствованными из западной культуры и не являются историческими сложившимся «очагами» субкультуры в нашей стране.

Парадокс заключается в том, что чем больше мы пытаемся противиться глобализации, тем сильнее мы в нее интегрируемся. Мы не хотим стать частью глобального и потерять свои «национальные» преимущества, но при этом мы активно внедряем в обществе интернациональную (международную) систему субкультур, чье истинное призвание («в чистом виде») — служить противовесом или замедлителем глобализации [1]. «Скинхеды», «неонацисты», «красные», «анархисты», «антиглобалисты», «рэпперы» — все они представители европейской и американской культуры.

Добро пожаловать в глобализацию.

Основные заблуждения, связанные с движением скинхэд-культуры

1. Скинхэды — это движение, связанное с фашизмом
2. Скинхэды — это преступная группировка и никакой культуры там нет
3. Проблему «буйства» скинхэдов — невозможно решить

В нашей статье мы постараемся опровергнуть эти заблуждения, для чего рассмотрим современное состояние «очагов радикализма».

Доказательства того, что между классическим движением скинхедов и мимикрирующих под него «неофашистскими» организациями нет ничего общего, кроме некоторых элементов одежды мы рассмотрим ниже («три волны классической скинхед-культуры»).

История: три волны классической скинхед-культуры

Первая волна. «Скинхэды» конца 60-х были можно сказать продуктом «мод-культуры», которые культивировалась под воздействием ямайской культуры, приносимой в Англию иммигрантами рудебойями. «Моды» (mods) — это не только музыкальный стиль, но и определенное движение, образ жизни и манера одеваться, порожденная подростковой культурой Британии начала 60-х. Вечное противостояние «отцов и детей» с новой силой разгорелось с появлением рок-н-ролла (середина 50-х): молодое поколение американцев, получившее свою музыку, своих кумиров и свою моду, начало осознавать себя как самостоятельный социальный класс, не желавший подчиняться законам взрослых и пытавшийся самоопределиться. Английские подростки тоже захотели слушать и играть ритм-энд-блюз и рок-н-ролл. Так зародилось движение «мод»[2]. На Британии 60-х с особой силой сказались экономические проблемы, вызванные послевоенным кризисом: надо было восстанавливать индустрию и разрушенные дома, требовались рабочие и служащие, а людей не хватало. Это вынуждало подростков даже из хороших семей устраиваться на работу, чаще в конторы и офисы (клерки, машинистки и т.д.). Получая свой личный доход, юные британцы могли приобретать наряды, тратить деньги на развлечения. «Моды» одевались очень опрятно, носили обычно дорогие костюмы. «Fred Perry», «Ben Sherman», «Lonsdale» — эти фирмы выпускающие одежду и обувь были очень популярны среди «модов».

Так появилась мода в стиле «Тэдди Бойз» («Teddy Boys»). У юношей — вельветовые пиджаки с большими лацканами, кожаные галстуки, брюки с отворотами, ботинки на рифленой подошве; прически — удлиненные, с волосами, обрамляющими лицо. Девушки носили юбки выше колен и свитера с глухими горловинами, длинные и прямые волосы. Из-за этого увлечения (хорошо одеваться) они часто обвинялись в предательстве рабочего класса, т.к. «моды» мало чем отличались в социальном плане от молодежи рабочего класса, но тратили на одежду большое количество денег. Девушки-«моды» любили тяжелую косметику и неяркую помаду. Любимым развлечением стали скутеры (мотороллеры). При этом «Тэдди Бойз» отличались весьма хулиганским нравом: они сколачивали банды, разъезжавшие на мотороллерах, дрались с рокерами (водивших мотоциклы), громили витрины магазинов и пугали обывателей.

Кстати, в отличие от рокеров, популярной тогда культуры молодежи, «моды» имели в своих рядах представителей обоих полов. Кроме цивильной одежды, «мода» можно было узнать по мотороллеру (Scooter). Многие, кто ездил на них, называли себя «Scooterist». Скутеров можно тоже считать неким продуктом «мод-культуры». Обычно они украшали скутеры зеркалами и другими эффектными штучками. Так же скутерами увлекались и футбольные фанаты («hooligans»), которые тоже вышли из «модов». Быть «модом» означало иметь все самое новое и оригинальное, что только существовало на данный момент, выделяться среди остальных. Весь Лондон наводнили мотороллеры.

Музыка была менее важной составной частью движения, чем мода и манера поведения. В основном «мод-группы» начинали с того, что копировали американские ритм-энд-блюзовые стандарты и создавали собственный музыкальный материал в том же духе. «Моды» играли ритм-энд-блюз и рок-н-ролл быстрее, тяжелее и «грязнее» своих предшественников. К 1968 году движение «модов» практически угасло, переродившись в другие движения.

Уже в начале 60-х появились так называемые рюдиз (Rudies) — молодые выходцы с Ямайки, работавшие на низкооплачиваемой работе (магазины, бары, доки, фабрики). У них была своя мода. А главное, своя музыка — «ска», которая понравилась и англичанам. В это же время стартовало и движение «модов».

В это же время появились первые «хард-моды» (hard-mod) или «скинхэды». Каждую субботу эти новые представители прогрессивной молодежи ходили на стадионы, чтобы поддержать любимые команды. Смертоносная поддержка футбольных команд часто вела к потасовкам между противостоящими болельщиками, вела к легендарному британскому «футбольному насилию». Так как представители «хард-мода» (hard-mod) часто участвовали в потасовках, то они стали брить головы, чтобы в драке противник не мог воспользоваться захватом за волосы. Стоит отметить, что «скинхэды» не сразу отделились от «модов»: все происходило постепенно.

Далеко не все называли себя «скинхедами» (skinheads). Были названия вроде «herberts» (от улицы Herbert Street в городе Glasgow (Великобритания)), «street kids» (то есть «дети улиц»), «spy kids» (примерный перевод — «охотники»), «peanuts» (то есть «дробители орехов»; это имя они получили за грохот их скутеров) и другие.

Вопреки распространенным представлениям большинство «скинхедов» во всем мире никогда не были «бритыми» или «бритоголовыми». Те, кто работал в речных доках, оставляли на голове короткий «ежик», и стриглись так только для того, чтобы защитить себя от пыли, грязи и вшей. По этой причине «бритоголовый» в середине шестидесятых — унизительное прозвище, что-то вроде «винторогий». Сами они так себя не называли. Их так ругали.

Когда наступала ночь, «скинхэды» одевали самое лучшее из того, что они могли себе позволить (обычно это дешевый мужской костюм) и шли в танцевальные залы. Здесь они танцевали под звуки новой музыки, которые внесли в Англию ямайские иммигранты. Этой музыке приписывали много названий, включая: «ска» (позже его назовут «ска первой волны»), «ямайский блюз», «блю бит», «рокстэди», и «рэгги».

Кстати, о «рюдиз-скинах». Когда-то, еще не влившись в течение «регги», совсем молодой Боб Марли был скинхедом. Боб Марли носил высокие военные ботинки, камуфляж и стригся «под ноль».

Первые «скинхэды» в последствии стали отдавать предпочтение американской одежде «Levi Jeans» и «Alpha Flight Jackets» и узким подтяжкам (braces) с ботинками «Doc Marten». С расцветом футбольного хулиганства в употребление вошли темно-зеленые ветровки «Alpha Flight Jackets» (называемые также «MA1», «Flight Jacket» или «Bomber Jacket»), позволявшие легко выскальзывать из рук соперников. Так одевались в дни футбола, а на концерты и на улице носили обычные куртки, часто джинсовки, черные подтяжки и черные шнурки. Это ужесточение стиля одежды заметно повлияло на интерес рабочего класса к «скинхедам».

«Скинхэды» любили пиво, в отличие от «модов», употреблявших амфетамины и «рудебойев», куривших марихуану. «Скинхэд–девушки» одевались подобно парням, стриглись коротко и тоже имели массу неприятностей и проблем с полицией и другими молодежными группировками. «Рудигерлс», «скинхэд-герлс» и «мод-герлс» носили мини-юбки, которые в то время были очень популярны и расматривались, как эпатаж консервативным родителям.

В начале 70-х «скинхэды» набирали силу по сравнению с другими молодежными субкультурными движениями. «Скинхэды» первой волны взрослели: они все меньше появлялись на улице, обзаводились семьями, остепенялись, занимались воспитанием детей, но все же оставались преданными своим корням.

Вторая волна скин-движения ознаменовалась ростом «панк-рока» в Великобритании. «Панк-рок» взорвал чопорную и холодную Англию. «Панк-рок» выглядел диким, грубым, агрессивным. Он пугал домохозяек, респектабельных граждан и прочих господ. Но рабочая молодежь искала и хотела более жесткое и быстрое звучание для своей культуры. К тому же «панк-рок» стал просто студенческой бунтарской музыкой, музыкой для колледжа. И появившийся синтез яркого, быстрого и грубого звучания стал «streetpunk» (стрит-панк), в последствии названый журналистом издания «Sun» Гэри Бушеллом, как «Oi!». Это был «панк», но это был «панк», ориентированный на рабочий класс. Из-за того, что корни «Oi!» музыки были в рабочем классе, СМИ негативно относились к данному музыкальному ответвлению, ходя сам «панк-рок», как музыку среднего класса, они приветствовали. Звучание «Oi!» отличается от панка: простые гитарные мелодии накладываются на отчетливо слышимую линию бас-гитары и барабанов и сопровождаются припевами, похожими на крики футбольных трибунах. Наряду со «стрит-панком» возрождалось движение «бритоголовых». Такие черты, как жесткость и гордость за рабочий класс, начали прививаться к «панку». В основном вторая волна «скинхэдов» ничего не знала о наследии и своих корнях, «модах», «ска», «рудебоях».

Старые «скинхэды» постоянно критиковали и ругали новую поросль за новшества. К примеру, скины 69-го все так же носили одежду «Ben Sherman», «Fred Perry», а новые «скины» 79-го носили в основном голубые джинсы «Levi», рабочие ботинки, подтяжки и куртки американских летчиков. Себя они называли «Bald Punks». В течение 70-х произошло много изменений у классических «скинхедов». Мода от размытого стиля перешла к лучшей одежде, чем ту которую могли себе позволить рабочие — «синие воротники». В 70-х появляется «военный» стиль одежды у скинхедов. На других «скинов» сильно повлиял «диско» семидесятых: они «ставили волосы», надевали вычурные штаны и ботинки в стиле 70-х.

С формированием собственных музыкальных групп у «скинхедов» их политические идеи стали склоняться к борьбе правых и левых партий, и даже аполитичности. Политически правые группы склонялись к отношениям с «Национальным фронтом» (неофашисты в Англии) и имели схожие с ним идеи. Левые группы ориентировались на борьбу рабочего класса, использовали коммунистическую политику. Аполитичные группы часто избегали обеих сторон, поскольку хотели сами выбирать свою субкультурную политику[3].

Группа представителей движения панков сформировала коллектив «Skrewdriver» («Отвертка»), который в значительной степени повлиял на «стрит-панк» и через некоторое время преобразовались в «скинхэд группу». Группа «Skrewdriver» стала первой группой, заявившей о своих неонацистских взглядах в скинхэд культуре, проведя концерт под лозунгом «Рок против коммунизма». Симпатизировав «Национальному фронту», они приняли расистскую позицию и начали создавать правое крыло субкультуры «скинхэд-движения».

«Скинхэды» образца 69-го, наоборот, оставались на антирасистских позициях, как и большинство «скинов» тех лет, увлекались «регги» и «ска». Они посещали «цветные дискотеки», но все же называли «черных» — «darkies». Они поддерживали идеалы рабочего класса и левых политиков. Англия еще помнила вторую мировую войну, и поэтому для каждого патриотически настроенного гражданина считалось честью оставаться на позициях антирасизма.

К концу 70-х «Национальный фронт» и «Британская национал-социалистическая партия» проникли в движение «скинхедов». К тому времени «скинхеды» были уже сильным поколением. «Национальный фронт» решил, что «скинхэды» послужат прекрасным источником новых членов, и повысит его репутацию и имидж. Молодежь вербовалась как уличные солдаты «Национального фронта». На «Donahuue' show» (популярное шоу в Англии) появился «скинхэд-расист». Это было шоком и ударом по всему «скинхэд-движению». Вместе со СМИ миф о «скинхэдах-расистах» раздували «Национальны Фронт» и «Skrewdriver» («отвертка»). Из-за ошибочной пропаганды общество видело в каждом «бритоголовом» расиста. В нашей стране особенно проявляются данные последствия. Большинство журналистов, чиновников МВД РФ и обывателей усиливают заблуждение, о том, что «скинхеды» являются неонацистами и расистами.

Плохая репутация сыграла на руку только правым партиям. Много молодых неонацистов, бывших всегда вдалеке от рабочего класса и «скинхэд-культуры», стали называть себя «бритоголовыми». Именно так «нацизм» стал проникать в культуру «скинхедов».

В США «скины» были еще более далеки от своих корней и тяготели к начинавшийся волне «hard-core», зародившийся в Нью-Йорке. «Стрит-панк» для Англии был сродни «хард-кору» в США. К примеру, «скины» начала 80-х практически ничего не знали и не слышали о «ска» или «Ой!». Но как и их коллеги в Англии они носили рабочие ботинки, джинсы, заимствовав такой стиль одежды от панков. «Hardcore Skins» были более сильны и жестоки, чем их современники «Punk Skins» в Англии. В криминальных сводках они мелькали уже чаще, чем в 69-ом. Партии, подобно «Национальному фронту», создавали из «скинхэдов» образ «footsoldiers» (штурмовиков).

В 80-ые никто не любил «скинхэдов» за их агрессивность, общество считало их радикалами и хулиганами. Но никто не называл их расистами до того злополучного интервью в популярном шоу.

Субкультура «скинхэдов» распространилась во все страны мира. Каждая из них поддерживает независимую историю целей «скинхэдов», их ценности, и историю их появления. Определение «скинхэд» различается от страны к стране.

В середине 80-х годов Европу потряс жестокий кризис, который можно считать последствием «кризиса 70-х годов», разразившегося до этого в Америке. Правительства играли в «холодную войну»; предприятия закрывались; денег не было, и уровень жизни падал все больше. Это нашло отражение и в музыке: группы 84 года стали сочинять более злые песни, чем те, что звучали раньше. Музыкальная субкультура отражала настроения в обществе — напряженность и недоверие к правительствам, к их политике.

Политические деятели различных государств провели удачную кампанию «по рекламе» «зверств скинхедов» среди населения Европы, об их фашисткой «сущности» и т.п. В результате чего отношение общества к движению «скинхэдов» изменилось на очень негативное, и движение пошло на убыль. В глазах у обывателей «неонацистские» организации все чаще стали ассоциироваться с движением «скинхедов». Это продолжалось вплоть до конца 80-х годов.

В конце 80-х и по сегодняшний день, началось новое большое проявление «традиционных» ценностей скинхедов 60-х. Это произошло в Англии, Америке и в большей части Европы. Оно повлекло за собой новое противостояние классических (традиционных) и нетрадиционных (неофашистских, анархистских и коммунистических) скинов.

Третьей волной стали скинхэды середины 90-х. Появился признак «Гражданской войны» в «скинхэд-движении»[4]. Многие из тех, кто стал «скинхедом» более 15 лет назад, начали появляться на улицах, участвовать в развитии «скинхэд-культуры». 17-18 летние «панки» начали забривать себе головы, избавляясь от «ирокезов»[5] и «помоек»[6].

Современные «скинхэды» Европы и Запада — это смесь из «hard-mod/rudeboys» (хард-модов/рудебойев) конца 60-х, и «punk/hard-core» (панк/хард-кор) скинов начала 80-х. Их музыкальные пристрастия простираются от «регги» до современного «хард-кора», а также «ска», «рокстэди», «рокабилли», «панк», «Ой!». Некоторые слушают только «регги», некоторые лишь «Ой!» или «панк». Конечно, они интересуются своими корнями, культурой «модов», «скутеров» и т.п., но все же для большинства скинхэдов конца 90-х это пример из истории.

В нашей стране ситуация на данный момент складывается таким образом: у нас мало «красных скинов» (коммунистических), ШАРП скинов, классических (традиционных) скинов. В России почти не употребляется слово «бонхед». «Bonehead» (костяная голова) — термин, используемый классическими и другими скинами, для обозначения любых «оборотней-скинхедов», придерживающихся расистских или неофашистских взглядов. Понятие «скинхэд» в 99 случаях из 100 в России ассоциируется с неонацизмом и расизмом
.
Для справки:

1. SHARP-скины — это «скинхэды против расовых предрассудков» (SkinHeads Against Racial Prejudice), они появились в Нью-Йорке (США) в конце 80-х. Движения, разделяющие идеологию «скинхеды против расовых предрассудков», — это SCAR, SPAR, RASH, HARP и другие. Существуют китайские, гавайские, японские движения из других стран, чья идеология схожа с SHARP-скинами. Они носили нашивки «S.H.A.R.P.» с троянской каской — тот самый оранжевый значок, который Trojan Records ставили на своих пластинках тридцать лет назад. «Шарпы» гордились тем, что и в их сердцах горит огонь, зажженный скинхэдами в далеком 1969 году.

RASH, Redskins2. «Redskins» или «RASH» — «Скинхэды против нацизма и власти капитала» или «Red and Anarchist Skinheads». Они появились независимо от «шарпов» через несколько лет после них. RASH имеют левые убеждения, у них нет национальности, они против чистоты расы и поддерживают всех, кто нуждается в их поддержке. Само их название говорит о том, что это анархисты — они желают свободы действий для всех и каждого и стремятся устранить любое давление на людей.

Если рассматривать схематически историю «скинхэд-движения», то можно придти к выводу, что неофашистские организации, использующие элементы культуры «скинхэд-движения», ими по определению не являются.

Схема развития движения

Развиваясь в течение трех этапов, которые мы рассмотрели выше, современное движение «скинхэд-культуры» было вынуждено остаться вне политики (аполитичным) и нерасистским движением. Однако такая позиция привела к возникновению двух «близнецов-движения», которые используют в себе элементы классической (традиционной) «скинхэд-культуры», но ими не являющимся.

Схема различных движений, так или иначе использующих схожие элементы культуры

Движение «красных скинхэдов» представляет собой группу организаций, представляющих разные политические и социальные группы, с различными целями, но имеющими одну общую и важную цель — уничтожение движения «бонхэдов». Еще 15 лет назад движение «красных скинхедов» можно было охарактеризовать как радикальное крыло классического «скинхэд-движения». Но за это время «красное движение» слишком далеко ушло от аполитичности и с каждым годом все сильнее срастается с молодежными организациями коммунистического и анархического толка. Представители «красных» критикуют представителей классического (традиционного) «скинхэд-движения» за их аполитичность.

Движение «бонхэдов» является искусственно созданной организацией неофашистского толка конца 60-х годов. За последние десятилетия это движение с элементами моды «скинхэд-движения» трансформировалось в активное радикальное крыло неонацистских и расистских организаций. На данный момент, кроме общих элементов моды «бонхэдов» и «скинхэдов», не объединяет практически ничего.

Стоит заметить, что движение классических (традиционных) скинхэдов пропагандируют аполитичность, являются не расистскими организациями и больше трансформируется в свою начальную стадию — в музыкальное неформальное движение со своей атрибутикой, культурой поведения и потребления. Однако «классические скинхэды» продолжают оставаться приверженцами определенных ценностей:

— ты должен быть патриотом своей страны;
— ты должен работать;
— ты должен учится;
— ты не можешь быть расистом;

Заблуждение № 1 «Скинхэды — это движение, связанное с фашизмом»

Как мы установили, рассмотрев историю возникновения и развития «скинхэд» субкультуры, «скинхэд-движение» не имеет ничего общего с неонацистскими движениями и неофашистскими организациями.

Можно с уверенностью утверждать, что «скинхеды» стали жертвой политических интриг в конце 70-х годов, где неофашистские партии удачно использовали популярность движения среди молодежи для увеличения количества своих приверженцев. «Традиционалисты» стали жертвой своей абсолютной аполитичности и не смогли в необходимый момент оперативно среагировать на политическую провокацию должным образом. Данная ситуация повторилась и в конце 80-х годов, когда государственные политики стран Европы начали компанию против «скинхэд-движения», как виновника всех проблем. Стоит отметить, что это стандартные политические инструменты, которые очень часто применяются в политике, для того, что бы отвлечь избирателей от вопроса «Куда идут наши налоги?» вопросом «Кто виноват во всех проблемах?».

Продолжая быть аполитичной и молодежной субкультурой, «скинхэд-движение» будет постоянно рассматриваться СМИ и обывателями, как часть неофашизма.

Для того, что бы опровергнуть заблуждение о том, что «скинхэды — это преступная группировка и никакой культуры там нет», рассмотрим музыку, моду и татуирование во всех движениях, о которых идет речь в данной статье.

Музыка

Глубоко рассматривать данное направление мы не будем, т.к. говорили о нем в предыдущей части нашей статьи. Приведем различия в музыкальных предпочтениях «бонхэдов» и «скинхэдов».

Музыкальные предпочтения «бонхэдов» Музыкальные предпочтения «скинхэдов»
R.A.C. — название их музыки, переводится как «Рок против коммунизма»
«тяжелый рок»
«white power»
«нацистские военные марши»
современный «хард-кор»
«ска»
«рокстэди»
«рокабилли»
«панк»
«Ой!»

Из таблицы видно, что нет никаких общих предпочтений в музыке у этих двух движениях. Конкретно рассматривать музыкальную культуру «скинхэд-движения» не имеет смысла, т.к. наша работа преследует другие цели[7].

Мода

«Подтяжки» — неотъемлемая часть скинхэдовской одежды. Подтяжки носили уже «грубые моды» («Hard mods») в середине 60-х годов, вместе с высокими ботинками и укороченными джинсами еще до того, как прозвище «скинхэд» (skinhead) появилось на свет. Такая одежда называлась «working class style». Наличие подтяжек всегда означало принадлежность к рабочему классу.

Рабочие и рабочие в речных доках одевались так еще в начале XX века. Подтяжки были нужны для того, чтобы рубашка не зацепилась за что-нибудь. Слово «braces» переводится с английского как «крепеж», и применительно к одежде его можно перевести как «строительный крепеж».

Большинство из «скинхэдов» первой волны занимались тяжелым ручным трудом. Чем дальше, тем больше они отходили от «всегда новой и изысканной одежды», которую носили их предшественники — «моды». Тем, кто работал с ручными лебедками в доках, требовалась прочная и удобная одежда, способная, прежде всего, обеспечить их безопасность. Ботинки с крепким стальным носком могли предохранить ноги от падения ящиков или других тяжелых предметов, подтяжки прижимали одежду к телу и не давали ей возможности зацепиться за что-либо или попасть в винтовые узлы лебедок. Джинсы или простые холщовые штаны из крепкой ткани имели крепкие двойные швы, и, наконец, рубашка и куртка имели накладки на плечах, предохраняющие рабочих от дождя и сырого морского ветра.

Примечательны названия для одежды, например, пальто или куртка с накладкой на плечах назывались «donkey Jacket». Слово «donkey» переводится как «лебедка», а сочетание этих слов означает «куртка лебедочника». Тонкие подтяжки назывались не «suspenders», как обычно, а «braces» — это слово имело дополнительные значения «скобки» и «строительный крепеж». Ботинки назывались «boots», а не «shoes», и так далее. Скинхэды носят одноцветные подтяжки, без узоров, как правило, черные или темно-красные, подтяжки ярких цветов встречаются реже. Они всегда тонкие, шириной не больше двух пальцев руки, сложенных вместе. Хорошо, если они имеют блестящие замки и «крокодилы».

По тому, как подтяжки закрепляются на спине, различают две разновидности — X и Y. Подтяжки 60-х годов выглядели как «X», сегодня чаще встречаются «Y». Но это значения не имеет: кто-то носит X, а кто-то носит Y. Иногда делают так, чтобы X превратить в Y, пристегнув ленты на спине рядом.

Впервые подробное описание одежды традиционных скинхедов дали журналы «Hard as Nails» и «Zoot» в Шотландии. Они обратили внимание читателей на то, что скинхеды во все времена одевались по-разному. У них была разная одежда для улицы и в выходные дни. Встречая друг друга, они иногда не могли понять, с кем имеют дело, настолько сильны были различия. Но ничего странного не было — нет двух одинаковых людей. И нет двух одинаковых скинхедов.

Другая скинхэдовская одежда, которая появилась еще во времена модов, предназначается для того, чтобы пойти на концерт или произвести хорошее впечатление. Это английский костюм, с которым можно одеть все те же ботинки и подтяжки, и с которым в холодную погоду полагается длинное пальто. Иногда на голову надевается шляпа наподобие тех, что носили «Rudie Boys».

В разное время скинхеды смеялись над собой, рисуя обезьян в рубашках «Ben Sherman» и ботинках «Doctor Martens», синих рабочих джинсах и докерских подтяжках. Тем самым они старались показать, что не только в одежде дело. Должно быть еще что-то в голове.

В среде «скинхэдов» любят татуировки, но существует ограниченное количество изображений на эту тему. Вот наиболее часто встречающиеся.

Татуировка с летящей ласточкой означает свободу. Часто встречаются лавровые венки славы и светящиеся надписи "Oi!" — такие рисунки много значат для тех, кто их носит. Иногда воспроизводятся рисунки, хорошо известные другим скинхэдам, или обложки пластинок.

Вот еще один пример: это легенда о распятии Христа, изображаемая таким образом. Она означает страдание, ее первоначальный смысл — «распят капиталистами» («crucified by capitalism»). Этот рисунок отражает убеждения скинхедов первой волны.

Ее продолжение — «скин», поднимающийся из могилы, на камне над которой выбита надпись «Oi!» или лавровый венок славы. Этот рисунок означает, что смерти нет, и что традиция не пресечется никогда.

Родина этих двух рисунков — Шотландия, город Эдинбург. В средние века там были распространены католические «мифы» о приведениях и духах, как сейчас про скинхедов. Обыватели настолько были уверены в их существовании, что даже закрывали могилы каменными плитами. В двадцатом веке, когда лицемерие стало явным, появились эти рисунки.

Цитата: «Убитый современностью, он вернется» — это протест против католической морали, где всем руководят внешние силы: добрый боженька, кнут-пряник и деньги. Против мира, в котором тебе изначально никто ничего не должен. И где до тебя никому нет дела. Это относится только к традиционным скинхэдам и имеет значение лишь для некоторых из нас. Как правило, мы не любим, говорить об этом. И не будем обсуждать это сейчас» .


К нашивкам у большинства «скинхэдов» отношение негативное. Считается неприличным демонстрировать свою принадлежность к движению нашивками. Цитата: «Большинству из нас нашивки не нужны — если ты осознаешь свою принадлежность к нам и знаешь, как одеться, твоего внешнего вида будет более чем достаточно. Сверкающие ботинки, подвернутые джинсы, рубашка в клеточку и подтяжки — что на свете может быть лучше такой одежды? Зачем еще и нашивки?»

Движение «бонхэдов» переняла некоторые элементы моды «скинхэд-движения», такие как обувь, джинсы, подтяжки, прически и куртки (как правило, кожаные). Помимо этого в движении «бонхэдов» приветствуются различные нашивки с нацистскими свастиками и т.п. (рис.) [8]

Отношение к татуировке у «бонхэдов» весьма навязчивое, как правило, они стараются их делать много и агрессивного фашистского характера. У неонацистов существует определение «врага» по моде (одежде и стилю), которого необходимо уничтожать[9]. Согласно этой схеме необходимо искать и уничтожать «врага расы». У движения традиционного «скинхедов» такого «портрета» никогда не было и, скорее всего, не будет. У «красных скинхэдов» таким «врагом» является «бонхэд».


Традиционным напитком «скинхед-культуры» считается «пиво» («эль»), употребление крепких напитков не приветствуется.

В движении «бонхэд» не существует какой-либо культуры употребления напитков, кроме запрета употребления «ниггерских» напитков. Русский «бонхед» предпочитает употреблять истинный славянский напиток — водку.

Заблуждение № 2 «Скинхэды — это преступная группировка и никакой культуры там нет»

Рассмотрим понятия культуры и субкультуры. Субкультура — система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры[10].

Культура — совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности:

• отражающая определенный уровень исторического развития общества и человека;
• воплощенная в предметных, материальных носителях и передаваемая последующим поколениям[11]

Заметим, движение скинхедов имеет все необходимые субкультурные элементы[12]. Нельзя называть субкультуру — преступной группировкой, как и нельзя, называть деятельность преступной группировки проявлением субкультуры. Движение «бонхэдов» тоже является молодежной субкультурой, но оно не имеет ничего общего, кроме подтяжек, ботинок и причесок, с движением «скинхедов».

Пугает ситуация, когда совершаются сотни преступлений «бонхэдами», и для них есть все необходимые статьи в административном и уголовном кодексе РФ, а правоохранительные органы разводят руками и говорят: «Так это же скинхэды — что ж мы можем?!».

Спорить об ответственности государства перед гражданами можно очень долго, но только государство обладает монопольным правом применения силы (насилия) для защиты граждан. Когда чиновники отказываются выполнять свои обязанности и предлагают гражданам самим справляться со своими проблемами (не нарушая законов), то это подстегивает волну мифов и страхов о невозможности решить проблему «буйства скинов». Ведь если государство не может то, что может гражданин? Каждый имеет право на страх…. И это пугает. Через какое то время обывательские мифы и страхи увеличивают проблему и усложняют ее.

Попытаемся рассмотреть заблуждение №3 «Проблему «буйства» скинхэдов — невозможно решить».

Заблуждение № 3 «Проблему «буйства» скинхэдов — невозможно решить»

Мы согласны, что проблему растущего радикализма и противозаконного поведения невозможно решить. Более того, невозможно решить: если ничего не делать и не понимать, с чем ты столкнулся. Попытаемся проанализировать, с чем мы столкнулись, и что можно сделать.

Давайте попробуем рассмотреть проблему с разных точек зрения. Процитируем чиновников из Министерства внутренних дел РФ (//News.ru, 4 февраля 2003). «Тактика и методы их [бонхедов] действий претерпели изменения. Скинхеды перешли к тактике, как мы ее называем, «точечных ударов». По словам представителя ГУУР, скинхеды не имеют единой организации. «В самом движении много разновидностей — наци-скины, капер-скины и другие. Единственное, что их объединяет, — разжигание национальной розни путем призыва к насилию».

«В России насчитывается от 15 до 20 тыс. скинхедов. Движение включает в себя разрозненные группы, численность которых колеблется. Так, по данным МВД, в столичном регионе насчитываются около 5 тыс. активных участников данного движения и около 100 лидеров различного уровня. В Санкт-Петербурге на профилактическом учете числятся около 3 тыс. скинхедов и 17 неофашистских организаций. …По его словам, немалую поддержку в этом им оказывают различные СМИ. Причем, как правило, агитация действует на 13-17-летних подростков. Именно поэтому, по мнению Комарова, МВД концентрирует свою работу «не на привлечении максимального числа экстремистов к уголовной ответственности», а на оперативно-профилактической деятельности. В частности, в ноябре минувшего года была пресечена попытка неофашистов провести съезд, посвященный дню рождения организатора движения скинхедов — Яна Стюарта, в котором хотели принять участие около 400 человек.

Как сообщает РИА "Новости", всего в 2002 году по ст. 282 УК РФ (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды) было возбуждено 71 уголовное дело, 31 из них направлено в суд, 16 человек уже понесли наказание».

Давайте рассмотрим некоторые факты. Вот названия книг и пособий «Хулиганский стиль рукопашного боя», «Используй то, что под рукою», «Драка, как она есть» и т.д. Все это подробные справочники как проводить уличные драки, как использовать подручные средства, как нанести максимальные увечья и многое другое. Эти справочники штудируются и усиленно изучаются. Эти справочники открыто продаются. Приведем в пример некоторые примеры: «Носить бритву следует так, чтобы не пораниться самому... …лучше, если лезвие зафиксировано плотно прилегающими деталями одежды… …извлечение оружия не должно отнимать много времени…».

«…Наносимые бритвой удары по своей траектории напоминают скользящие удары кулаком…. …глаза, кожа лба (сильно кровоточит — ослепляет), шея, крупные артерии рук и ног, живот…. …мышцы брюшины, нередко покрытые толстым слоем сала, пробиваются мощным круговым ударом... …для бритвы нет неуязвимых мест… …а заживает медленно, в отличие от ран, нанесенных тупым оружием…».

«Удар головой в лицо, гораздо опаснее предыдущих ударов — нанесенный быстро и с близкого расстояния, он почти неотразим. …сделайте бросок с упором ногой в живот… …не подпустить противника на расстояние, удобное для такого нападения…».

Неофашистские группировки изучают и постоянно практикуют данные советы. Если обобщить опыт создания радикальных группировок, например чернорубашечников в Германии, коричневорубашечников в Италии 30-х годов, и современных молодежных группировок, то можно найти массу одинаковых признаков. В процессе превращения обывателей в «штурмовиков» в 30-х и в настоящее время превращение молодых людей в членов организованных преступных банд очень много общего[13].

Согласно концепции «удвоения» Лифтона лучшим закреплением новой ролевой модели поведения является ее практическое применение и вербовка новых членов[14]. Исходя из этого, можно предположить с большой уверенностью, что с каждым годом движение неофашистов становится все сплоченней и скоординированным, а так же растет число нападений и преступлений против «расовых врагов». Статистика МВД РФ и правозащитных организаций доказывает это[15].

Стоит отметить, что «бонхэды» и «красные скинхэды» активно борются за важный ресурс пополнения своих рядов. Футбольные фанаты, преимущественно молодежь, являются лучшим источником для пополнения рядов своей группировки. Практически на всех крупных футбольных матчах происходят хорошо спланированные и подготовленные акции — избиение и нападение на болельщиков другой команды. Возможно, кто-то скажет, что автор преувеличивает проблему футбольных драк, но тогда как объяснить, что с каждым годом количество сил правопорядка на футбольных матчах увеличивается (в том числе и ОМОН)?! Как объяснить то, что болельщиков другой команды вывозят на спецавтобусах в сопровождении усиленной охраны милиции?! «Мерами безопасности», — скажете Вы, и будете правы.

Могу возразить, что только охраняя и допуская деятельность преступных молодежных группировок под видом тех или иных субкультур, государство углубляет проблему роста радикализма в молодежных субкультурах.

Футбольные массовые побоища — явление последних лет, и раньше этой проблемы не было. Что чиновники делают не так? Что позволяет проблеме принимать все большие масштабы? Непонимание и борьба не с источником проблемы, а с последствиями. На данный момент применяются методы введения в заблуждение общества. Нам предлагают новый брэнд зла — «скинхэды», приравнивая его к неизлечимой болезни, например «СПИДа».

В этой статье автор поставил цель объяснить брэнд «скинхэды» не с той позиции, с которой ее нам предлагают чиновники и многие СМИ, а с позиции молодежной субкультуры, не имеющей прямого отношения к творимому беззаконию. «Скинхэды» — это молодежная субкультура, которая возникла как протест против общественной морали и которая сконцентрирована на своих ценностях. Замечу — на гражданских ценностях, среди которых некогда не будет места расовой нетерпимости[16].

Налицо проблема бесконтрольности существования противозаконных радикальных, часто преступных группировок, которые называют себя «арийскими скинхэдами», а, по сути, являются неонацистскими группами. Возможно, чиновникам МВД РФ стоит обратить свое внимание на принцип «справедливости и необратимости наказания», и, возможно, в ближайшем будущем нашей страны перестанут избивать людей другой, непохожей культуры.

С надеждой на лучшее,

Вершинин Михаил Валерьевич
Психолог, «консультант по выходу»
[email protected]
09.01.2004

Опубликованием этой статьи Автор не преследует коммерческих целей, а действует исключительно в рамках научного исследования, выражая субъективное мнение без цели дискредитации упоминаемых юридических (физических) лиц, и сообщать заведомо ложные результаты. Автор не преследует цели популизации своих идей в свете последствий террористических актов, происшедших в России и мире.

Автор статьи благодарен авторам сайтов oioioi.ru, antifa-skinhead.tk, redrostov.narod.ru, www.africana.ru чьи источники помогли написать данную статью.

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. «Международное сообщество и расизм»
2. «Ссылки на сайты, посвященные скинхэд-культуре»
3. «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ: ДВИЖЕНИЕ БОНХЕДОВ»


[1] Прим. Автора: автор исходит из предпосылки, что глобализация необратима и является необходимым условием перехода к единому обществу (от информационного общества к ноосфере).

[2] Прим. автора: этимология названия, вероятно, восходит к слову «modern» — современный, модный.

[3] Прим. автора: В настоящее время это выражается в том, что аполитичные называют себя «традиционалистами» или «традами», левые называют себя «красными», «рашами» или «шарпами», а правые утверждают, что они настоящие «скины» и используют нацистскую агитацию. Подробнее мы рассмотрим это в нашей статье ниже.

[4] Прим. автора: Эти «гражданские войны», очень сильно напоминали рэпперские войны «Запада и Востока» в США, когда в стычках погибли десятки представителей музыкального стиля «гангста рэп».

[5] Прим. автора: прическа.

[6] Прим. автора: прическа.

[7] Прим. автора: в конце статьи будут приведены ссылки на интернет ресурсы, где подробно изложены музыкальные предпочтения тех или иных движений, рассматриваемых нами в данной работе.

[8] Прим. автора: в качестве своих отличительных знаков «бонхэды» используют крестообразную или свастичную символику, нашивая эти зубчатые значки на рукава своих курток или рисуя их краской. Например, «88» читается как «Heil Hitler», кельтский крест — измененная обратная свастика. То же происхождение имеют орлы и черепа.

[9] Прим. автора: в следующих статьях посвященных радикальным субкультурам, мы постараемся рассмотреть движение неонацистов и их субкультуру более подробно.

[10] Прим. автора: Глоссарий.ру: словари по общественным наукам

[11] Прим. автора: Глоссарий.ру: словари по общественным наукам

[12] Прим. автора: музыка, одежда, история, ценности.

[13] Прим. Автора: деятельность неонацистских групп в нашей стране является противозаконной.

[14] Прим. Автора: Дж. Лифтон — американский психолог, разработавший концепцию удвоения личности в своей книге «Нацистские врачи: медицинское убийство и психология геноцида». Это исследование привело к более точному пониманию того, как люди, здоровые психически и физически, образованные и идеалистичные, довольно быстро могут становиться фанатиками движений, вся идеология и деятельность которых прямо противоречит их первоначальным взглядам на мир. Такая резкая и глубокая ресоциализация личности является результатом специфической адаптивной реакции в условиях чрезвычайного группового давления и манипулирования базисными человеческими потребностями. Лифтон назвал ее «удвоением». Удвоение заключается в разделении системы собственного “я” на две независимо функционирующие целостности. Разделение происходит потому, что в определенный момент член группы сталкивается с тем фактом, что его новое поведение несовместимо с догрупповым «я». Поведение, требуемое и вознаграждаемое тоталитарной группой, настолько отличается от «старого «я», что обычной психологической защиты (рационализации, вытеснения и т. п.) недостаточно для жизненного функционирования. Все мысли, убеждения, действия, чувства и роли, связанные с пребыванием в деструктивном культе, организуются в независимую систему, частичное «я», которое полностью согласуется с требованиями данной группы, но происходит это не по свободному выбору личности, а как инстинктивная реакция самосохранения в почти невыносимых — психологически — условиях. Новое частичное «я» действует как целостное «я», устраняя внутренние психологические конфликты.

[15] Прим. Автора: africana.ru; mvdinform.ru;

[16] Прим. автора: «Ты должен быть патриотом своей страны; ты должен работать; ты должен учится; ты не можешь быть расистом»

Ссылки по теме:

  • Современные молодежные субкультуры: хакеры
  • Современные молодежные субкультуры: рэперы
  • Молодежные субкультуры в современной России

© Вершинин М.В.
.

Просмотров: 1072
Категория: Статьи » Психология Другие новости по теме:

  • Е. Леонтьева, А. Зарицкая. Первый ребенок в тридцать — неожиданные чувства. Диалог двух психологов
  • А.В. Федоров. Образ Белого движения в российском кино 1990-х — 2000-х годов
  • А.В. Федоров. Образ Белого движения в отечественном киноискусстве 1930-х годов
  • А.В. Федоров. Образ Белого движения в отечественном киноискусстве 1940-х — 1950-годов
  • А.В. Федоров. Образ Белого движения в отечественном киноискусстве 1960-х — 1980-годов
  • А.В. Федоров. Образ Белого движения в зарубежном игровом кинематографе 1930-х — 1940-х годов
  • Когда нужно быть эгоистом. Примеры эгоистичного поведения, за которое вам не должно быть стыдно
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • Р. Ньютон. Как решить проблему быстро и эффективно. Решение проблем
  • Банальность против креативности: как мозговые альфа-волны влияют на творчество
  • А.В. Федоров. Список игровых фильмов (1931-2015), связанных с тематикой образа Белого движения
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Михель Гофман. Деньги — не средство, а цель жизни. Роль денег в Западной культуре
  • Роксолана Гнатюк. Как защитить себя от других и самого себя?
  • Александр Щипин. Русские своих не бросают... (фильм "Брат-2")
  • Томас Хэнел. Эмоциональное выгорание — явление моды?
  • Андрей Торнов. Нервная система: проблемы которые вы имеете и знания, которых вы не имеете
  • Недоверчивость делает людей более одинокими
  • Владината Петрова. Кто создает «Группы смерти» (клубы самоубийц для подростков) в соцсетях?
  • Дэн Вальдшмидт. Можно ли отказаться от плохих привычек, избавиться от деструктивных зависимостей и вредных желаний?
  • Кто больше всех врет на работе?
  • На моральные решения можно влиять движениями глаз
  • Роберт Энтони. Искусство принимать себя. Секреты уверенности в себе
  • Эстетическое восприятие: красоту можно считать по активности мозга
  • Риск самоубийства можно определить по работе мозга
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Токсичные отношения и что с ними можно сделать
  • Мыть руки следует не только перед едой, но и после принятия важных решений
  • Трамп не уникален в своей простоте
  • Дэн Вальдшмидт. Почему нужно уметь понимать людей, чтобы стать успешным?
  • Ложь о своих чувствах вызывает желание помыться



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь