Как животные к зиме готовятся
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста.
Казанцева Е.Н. воспитатель, высшей квалификационной категории
МБУ детский сад №138 «Дубравушка» г.о. Тольятти
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.
Цель. Формирование представлений у детей об особенностях подготовки диких животных к зиме.
Задачи.
- Расширять, углублять, закреплять знания детей о лесных животных.
- Продолжить учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их обитания, устанавливать причинно-следственные связи.
- Развивать кругозор, сообразительность, словарный запас, образность и выразительность речи.
- Воспитывать любовь к животным, интерес к родной природе, эмоциональную отзывчивость и любознательность.
Целевые ориентиры: ребенок, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; ребенок склонен наблюдать, обладает начальными знаниями о природном мире; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания.
Материалы и оборудование. Проектор, экран, ноутбук. Дерево «Клен». Пеньки — стулья. Маска лисы, шапочки с заячьими ушами. Аудиозапись с музыкой голосами из осеннего леса.
Организованная образовательная деятельность.
- Ребята, когда мы ходили с вами в парк, кого там видели? /Ответы детей/
- Как вы думаете, почему нам не встретились заяц, волк, лиса, медведь. /Ответы детей/
- В парке много людей, вокруг него дороги. Диким животным необходимы много места, тишина. Но если мы пойдем в настоящий лес, то и там никого не увидим. Почему? /Ответы детей/
- Правильно, звери пугливы.
Стук в дверях. Входит в осеннем уборе дерево «Клен».
- Здравствуйте, ребята. О чем задумались?
- Диких животных хотим увидеть.
- Я могу вам помочь.
- Для того, что бы вы могли понаблюдать за обитателями леса, на время экскурсии в лес, превращу вас в невидимок. Для этого вы должны приговаривать следующие слова:
- Раз, два, три, ветка клёна, помоги Оказаться нам в лесу, Где раскрасила листву В цвет багряный, золотой Осень жёлтою косой.
Дети повторяют волшебные слова, на экране появляется лес. Звучит музыка.
- Входим в лес.
Дети имитируют движение по лесу и садятся на пеньки — стулья.
- Где же звери?
На экране появляется белка.
- Смотрите, кто это?
- Кто на ветке шишки грыз И бросал объедки вниз? Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет? Сушит на зиму грибы. /Ответы детей/
- Это белка, но уже не рыжая, а серая. Она «шубку» более тёплую поменяла.
- Но почему цвет шёрстки стал другим?
- Правильно. Так белка от врагов прячется, например, от хищной птицы — ястреба. Деревья зимой голые, серые.
- Какой цвет меньше заметен на фоне этих деревьев?
- Чем же зимой будет питаться белка?
- Она делает запасы. Грибы сушит, натыкая их на острые ветки, орехи в ямки прячет, которую выкапывает сама среди кустов. Если попадется вам такая кладовая, не трогайте её, белке эти орешки нужнее. Едой белка запаслась.
- А что еще нужно холодной зимой? Давайте посмотрим её дом.
На экране появляется дупло – дом белки.
- В дупле у белки сухо, оно устлано травой и листьями. Забирается в него белка, затыкает вход пробкой из сухой травы, сворачивается клубочком и спит. Нос хвостом закрывает.
- Зачем? /Ответы детей/
- Вспомните, кто еще так делает? /Ответы детей/
- А зачем еще белке хвост? /Ответы детей/. Он у неё как парашют. Прыгнет белка с ёлки на ёлку, распушит хвост и плавно опустится на ветку. А когда очень ветрено садится белка спиной к ветру и хвостом закрывается.
- Как вы думаете, какие у белки коготки? (Острые, цепкие)
- Как вы об этом догадались? (Белки ловко по стволам бегают).
На экране появляется еж.
- Вот бежит, торопится — ёж. Весь в сухих листьях.
- Как вы думаете, как ёж листья на колючки насаживает?
- Подбежал к ямке под пнём, избавился от сухих листьев и снова за ними побежал. Выберет место, где листья совсем сухие, и начинает кататься, по ним свернувшись в клубок. Покатается, так понатыкает на свои колючки листья и снова к ямке... Дом себе на зиму готовит.
- Изобразите.
Упражнение. Дети изображают, как еж листья на колючки сажает.
- А чем же он будет питаться зимой? Ягод, грибов, зеленых растений нет, червяки, жуки попрятались... /Ответы детей/
- Ёж зимой спит, а жир нагуливает летом и осенью, чтобы всю зиму сытым спать.
- Кто еще из зверей в спячку впадает? (Медведь)
На экране появляется медведь.
- Чем медведь питался всё лето и осень? Ягодами грибами, муравьями, рыбой. Мог съесть любое животное, которое смог поймать. На зиму он не делает запасов. Подумай почему?
- Вот и приходится, как и ежу, наедаться и нагуливать жир на всю холодною и голодную зиму.
- Где всю зиму спит медведь? /Ответы детей/
На экране появляется берлога.
- Под корнями упавшего дерева он устроил себе дом, натаскал молодых ёлочек, которые вырвал с корнем из земли, мха и хвороста. Зимой берлогу закроет снежно одеяло, тепло в ней медведю.
Физкультурная минутка.
Загадки о животных.
Дети, отгадав загадку, не дают ответ, а изображают это животное.
На спине иголки Длинные и колкие, А свернётся в клубок, Нет ни головы не ног. (Ёж)
Серовато, зубовато По полю рыщет Телят, ягнят ищет. (Волк)
То рыжая, то серая, А названием белая. (Белка)
Летом ходит без дороги Возле сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге От мороза прячет нос. (Медведь)
А вот и еще один лесной житель.
На экране появляется волк.
- Кто это? (Волк)
- Как он к зиме готовится? /Ответы детей/
- Шерсть его за лето и осень и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо ведь он спит прямо на снегу, закрыв хвостом нос и ноги. Волки зимой живут семьями. Волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днём они спят, а охотятся по ночам.
- Кто еще живёт в лесу? (Заяц)
На экране появляется заяц.
- Как он к зиме готовится?
- Он тоже, как и белка, одежду поменял. Интересно он это делает. Сначала белеет хвост, потом — задние ноги. Поглядишь на такого зайца, словно на нём белые штаны надеты. Потом начинает очередь белеть спине, за ней ушам, но не до самых кончиков, они у косого так и остаются черными. Больше и больше белеет заяц и вот у него тока конец морды темный.
- Зачем зайцу шубу менять?
- Кого боится заяц?
- От кого прячется?
- А если выследила его лиса, как ему спастись? (Убегает заяц быстро, запутывает следы)
- Что помогает зайцу так быстро бегать? (быстрые и сильные задние лапы)
- Где же заячий дом? /Ответы детей/
- Днём он спит в снежной ямке, в большие морозы зарывается в сугроб, так теплее.
Ночью выходит заяц еду добывать: обгладывать кору с веток опавших деревьев, если деревня не далеко, то заберётся заяц в сад и полакомится корой яблонь. Вот почему на зиму люди обматывают стволы садовых деревьев тряпками.
- А вот и заячий враг.
- Кто это? (Лиса)
На экране появляется лиса.
Подвижная игра «Лиса и зайцы». Выбирают лису (одевает маску лисы), остальные дети зайцы (одевают шапочки с заячьими ушами)
- Идёт тихо не слышно. Покажите, как она это делает.
Дети ходят, изображая походку лисы.
- Она зимой как в валенках, потому, что отрастает у лесы на лапах густая шерсть, и они не мёрзнут.
- Чем еще питается лиса? /Ответы детей/
- Любит она из под снега доставать мышей. Слух и лисицы хороший, слышит она, как под снегом мыши возятся и пищат. Начинает она снег лапами разгребать. Мышкует лиса — говорят люди.
Релаксация.
Сегодня в лесу мы увидели много зверей.
На экране появляются все звери.
- Все они разные, но почему назвали одним словом? /Ответы детей/
- Что в них общего? /Ответы детей/
- Все они покрыты шерстью, у всех есть хвост, все ходят на четырёх лапах.
Упражнение.
Дети, идя по кругу, по просьбе воспитателя показывают печального зайца, задумчивого медведя, виноватую лису, хмурого ежа.
Используемая литература:
- Гурин Ю.В. Новые загадки для самых маленьких. -СПб.: Кристалл, 1998г.
- Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. -М.: Просвещение, 1988г.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 352с.
|