Проектная деятельность второй младшей группы на тему: «Дорожная безопасность»
Актуальность темы. Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях погибает много людей, а также получают травмы. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП детей. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что – то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности и на улицах. Поэтому появилось желание и необходимость, играя изучать с детьми ПДД, формировать у детей навыки осознанного безопасного поведения на улице города.
Цель проекта: Создание условий по обучению детей навыкам безопасного дорожного поведения.
Задачи:
Обучение детей правилам безопасного дорожного движения и их применению в различных жизненных ситуациях.
Расширение и обобщение знаний детей о правилах дорожного движения.
Формирование эмоционального и сознательного отношения к изучению правил дорожного движения.
Воспитание грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Срок реализации: кратковременный (одна неделя)
Вид проекта: игровой, информационный.
Участники проекта: воспитанники группы, воспитатель, родители.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети познакомились со значениями слов: «пешеходный переход», «пешеход», «тротуар», «светофор», «проезжая часть». Закрепили представление о светофоре. Изготовили макеты машин для самостоятельных игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Сформировали готовность родителей к сотрудничеству по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный – обдумывание идеи проекта, сбор материала для реализации идеи.
- Организационный – составление плана проекта, определение сроков реализации. Консультации для родителей, разработка конспектов.
- Формирующий – проведение занятий, совместная работа с родителями по оформлению выставок по теме. Проведение конкурсов.
- Итоговый – проведение развлечения, награждение победителей конкурсов. Анализ результатов деятельности.
Тематический план работы с детьми.
- Занятие НОД по ПДД «Улица и Карлсон» Задачи: Закреплять представление об улице, дороге, тротуаре. Закреплять понятия "улица", "дорога", "транспорт". Познакомить с понятием "переход". Совершенствовать ориентировку в окружающем пространстве, развивать внимание, память, активизировать речь детей. Воспитывать правила поведения на улице. Материал: дорожные знаки (пешеходный переход, светофор, зебра, пешеходный светофор), игрушка Карлсон, фланелеграф, дома разные по высоте.
- Занятие НОД «Моя улица».
Цель: Познакомить детей с улицей, развивать представления об окружающих предметах, развивать наблюдательность в названии ранее виденных предметов, формировать у детей основы безопасного поведения на дороге, на улице.
Материал: машина игрушечная, кукла, одетая в пальто, шапку; игрушка – собака; кирпичики и кубики, Дидактическая игра "Дорожные ситуации", фланелеграф.
3. Беседа «Мы едем в автобусе».
Объяснять элементарные правила поведения детей в автобусе (в автобусе дети могут ездить только со взрослыми; разговаривать нужно спокойно, не мешая другим; слушаться взрослых).
Беседа «Мой друг — светофор»
Дать детям элементарные представления о ПДД (светофор регулирует движение транспорта и пешеходов); красный свет светофора нужно стоять, на зеленый — двигаться; переходить улицу можно только со взрослым, крепко держась за руку.
4. Чтение художественной литературы: А. Барто: «Грузовик», «Самолёт», Б. Заходер «Шофёр», А. Северный «Светофор», О. Тарутин «Переход», С. Михалков «Моя улица».
5. Художественное творчество: Лепка «Светофор» цель: Продолжить знакомить детей с сигналами светофора; учить лепить светофор из целого куска пластилина; изображать три цвета сигналов, путём прикладывания; закрепление знаний и умений детей в лепке предмета, состоящего из нескольких частей, используя прямое и круговое раскатывание. Развитие внимания, мелкой моторики кистей рук. Воспитывать аккуратность в работе.
Рисование «Дорога и светофор» цель: Формировать умение детей изображать сигналы светофора круглой формы;
- Развивать умение закрашивать предметы карандашами, проводя линии в одном направлении сверху — вниз или слева — направо, не выходя за линию контура; проводить прямые линии кисточкой (дорога).
- Продолжать закреплять правильно держать карандаш, кисточку.
- Воспитывать интерес к рисованию.
Игровая деятельность:
Дидактические игры
Д/и «Пирамидка»
Цель. Формировать умение собирать пирамидку,
сравнивая кольца по размеру от большего к меньшему.
Развивать умения называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий.
Д/и «Светофор»
Цель: Закреплять представления о назначении светофора, о его сигналах, закреплять представление о свете.
Д/и «Собери светофор».
Цель: закреплять знания детей о сигналах светофора, закреплять знания о цвете.
Д/и «Кукла едет на машине»
Цель: сформировать представление детей о том, что машины ездит по дороге (проезжей части).
Подвижные игры
«Самолёты»
«Поезд»
«Воробышки и автомобиль»
«Мы шофёры»,
«Красный, жёлтый, зелёный»
Сюжетно — ролевые игры
С/р игра «Мы пешеходы». Цель: познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения для пешеходов.
С/р игра «Шофёры»
Цель: Сформировать у детей представление о том, что по дороге ездят различные автомобили. Ведет автомобиль водитель. Приучать действовать по сигналу.
Настольные игры
Игры с макетами улиц и дорог.
Игры с конструктором.
Игры со строительным материалом.
Работа с родителями:
Консультация на тему: «Дети на дорогах», «Предупреждение детского дорожно — транспортного травматизма». Оформление накопительных папок по ПДД.
Приложение
1. Занятие НОД по ПДД «Улица и Карлсон»
Задачи: Закреплять представление об улице, дороге, тротуаре.
Закреплять понятия "улица", "дорога", "транспорт".
Познакомить с понятием "переход".
Совершенствовать ориентировку в окружающем пространстве, развивать внимание, память, активизировать речь детей.
Воспитывать правила поведения на улице.
Предварительная работа: Экскурсии за территорию детского сада, к проезжей части. Наблюдение за транспортом. Дидактические игры "Светофор", "Найди такой же знак".
Материал: дорожные знаки (пешеходный переход, светофор, зебра, пешеходный светофор, игрушка Карлсон, фланелеграф, дома разные по высоте.
Сегодня к нам в гости пришёл Карлсон. И он очень напуган. Что же случилось с тобой, Карлсон?
-Я чуть не попал под машину, кругом одни машины и трамваи.
Ребята, а давайте ему поможем и расскажем как нужно переходить дорогу, и какие нужно знать дорожные знаки.
Поможем Карлсону?
Рассмотрим дорожные знаки и назовём их. (дети рассматривают и называют знаки)
Слушай внимательно и запоминай Карлсон.
Кто знает, как правильно переходить дорогу?
Д.: Переходить дорогу нужно, где есть светофор, знак перехода и зебра.
Что ещё надо знать?
Правильно, прежде чем перейти нужно посмотреть налево и направо.
У светофора бывает три глаза: зелёный, жёлтый, красный-это для машин. (показ светофора).
А для пешехода -пешеходный светофор. (показ)
Послушайте стихотворение о пешеходном светофоре В. Кожевников
Вот выходит братец красный,
Он спешит предупредить
"Стойте, граждане, опасно.
Вам сейчас переходить".
Встал на пост зелёный братец,
Улыбаясь, говорит"
"Вот теперь стоять вам хватит,
Проходите, путь открыт! "
Светофор нам очень нужен, мы без него как без рук.
Почему? Кто знает, ребята.
Д.: Нужен для того, чтобы знать когда можно и когда нельзя переходить дорогу.
А если на улице нет светофора? Тогда как перейти улицу, кто знает?
Д.: Только по пешеходному переходу. Посмотреть налево, направо, убедиться, что нет машин и идти.
Как называется дорога, по которой идёт пешеход?
Д.: Тротуар (индивидуально и хором)
А послушайте загадку:
"В два ряда дома стоят.
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга глядят. "
Правильно, это улица (выставить на фланелеграф дома разные)
В этих домах живут люди, а ещё в домах есть магазины разные.
Около магазинов есть и дороги. Часть дороги, по которой едут машины называют проезжей частью.
Все вместе с Карлсоном повторим, как называется дорога.
Дети и Карлсон: проезжая часть. (индивидуальные ответы и хором)
Физкультминутка "Самолет"
Круг мы сделаем большой,
Встанем в круг мы всей гурьбой.
Мы покружимся немножко
И похлопаем в ладошки,
Мы потопаем немножко
И похлопаем в ладошки
Повернемся друг за другом
И попрыгаем по кругу.
А теперь – наклон вперед:
Получился самолет.
Крыльями легко помашем
«Отдохнули!» — дружно скажем
А сейчас для закрепления повторим, чтобы Карлсон запомнил.
Какие дорожные знаки мы должны знать (дети показывают и называют знаки)
Как называется дорожка, по которой идёт пешеход?
Автомашины едут по дороге, как она называется?
Как правильно переходить дорогу?
Запомнил Карлсон (кивает головой)
А можно ли перебегать через дорогу?
Конечно нельзя. Что же может произойти?
Д.: Можно попасть под машину и попасть в больницу. Это опасно!
Молодцы, ребята! Мы сегодня помогли Карлсону выучить правила дорожного движения, дорожные знаки.
Карлсон улетает, но обещает снова придти к нам в гости.
2. Конспект НОД Лепка «Светофор»
Цель: Продолжить знакомить детей с сигналами светофора; учить лепить светофор из целого куска пластилина; изображать три цвета сигналов, путём прикладывания; закрепление знаний и умений детей в лепке предмета, состоящего из нескольких частей, используя прямое и круговое раскатывание. Развитие внимания, мелкой моторики кистей рук. Воспитывать аккуратность в работе.
Материал: макет светофора, пешеходный переход, игрушка Карлсон, пластилин, дощечки.
Предварительная работа: рассматривание сюжетных картинок, беседа о светофоре, экскурсия к перекрёстку – наблюдение за светофором.
Ход занятия.
Мы сегодня с вами отправимся в гости к Карлсону. А дом у него находится на другой стороне.
Кто-то палочки рассыпал
По дороге поперек
Чтобы каждый из прохожих
Перейти дорогу смог.
Про что это стихотворение? Правильно, это пешеходный переход. (дети подходят к переходу).
А это кто стоит?
Три разноцветных круга
Моргают друг за другом,
Светятся, моргают-
Людям помогают. (Светофор)
Правильно, это светофор. (читаю стихотворение)
Загорелся красный глаз,
Задержать он хочет нас.
Если красный – нет пути,
Красный свет – нельзя идти.
Желтый свет – не очень строгий,
Жди, нам нет пока дороги.
Ярко-желтый глаз горит
Все движение стоит.
Наконец, зеленый глаз
Открывает путь для нас.
Полосатый переход
Пешеходов юных ждет!
А теперь мы будем переходить дорогу. Мы и пришли, а вот и Карлсон. Что-то мастерит из пластилина. Это же светофор. Давайте тоже слепим светофорчики и сделаем выставку для мамочек.
Садитесь, за столы. Давайте сначала рассмотрим наш светофор внимательно.
- Какого цвета корпус светофора? Чёрного
- А форма? Напоминает прямоугольник.
- А какого цвета огоньки? — Верно, красный, жёлтый и зелёный.
По форме похожи на шарики огоньки.
- Приступаем к работе.
- Сначала мы возьмём чёрный комок, разогреваем его в руках и на дощечке прямыми движениями ладони раскатываем небольшую колбаску, формируем в форме цилиндра (показываю детям)
- Теперь лепим огоньки из комочков цветного пластилина круговыми движениями ладоней (показываю детям)
- Сначала вверху прикрепляем красный шарик, потом — жёлтый, ниже крепим зелёный шарик. Молодцы, все справились.
- Карлсону очень понравились ваши светофорики.
А давайте, ещё раз вспомним, что же означает красный, жёлтый и зелёный сигнал светофора?
- Молодцы ребята, Карлсон говорит, что ваши светофорики будут радовать ваших мам, потому что вы знаете правила дорожного движения.
- Давайте скажем Карлсону до свидания!
3. Конспект НОД Рисование «Дорога и светофор»
Цель: Формировать умение детей изображать сигналы светофора круглой формы;
- Развивать умение закрашивать предметы карандашами, проводя линии в одном направлении сверху — вниз или слева — направо, не выходя за линию контура; проводить прямые линии кисточкой (дорога).
- Продолжать закреплять правильно держать карандаш, кисточку.
- Воспитывать интерес к рисованию.
Предварительная работа: рассматривание сюжетных картинок, игра «Красный, жёлтый, красный», дидактическая игра «Светофор», сюжетно – ролевая игра «Мы пешеходы».
Материал: альбомный лист с изображением светофора, гуашь, кисточка, цветные карандаши.
Ход занятия.
Читаю загадку о светофоре.
Днём и ночью я стою
Всем сигналы подаю
Есть три глаза у меня
Как зовут меня друзья?
Правильно, это светофор.
А вы знаете, что означают сигналы светофора?
Красный – …стой
Жёлтый – …жди
Зелёный – …иди!
Молодцы, всё правильно.
Сейчас мы с вами раскрасим сигналы светофора.
Какой формы сигналы светофора? (круглой)
Предложить детям обвести сигналы светофора по контуру движением руки. А теперь пальчиком в воздухе провели, показали какие круглые сигналы светофора. Чтобы наши светофоры были настоящими, их нужно разукрасить. Потому что по таким светофорам как у нас (показываю альбомный лист с изображением светофора, у детей такие же лежат) мы не сможем перейти через дорогу.
Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в разукрашивании, обращает внимание детей на последовательность цветов в светофоре.
Физминутка
Как у наших у ребят
Ножки весело стучат.
Топ-топ-топ.
Топ-топ-топ.
А устали ножки –
Хлопают ладошки.
Хлоп-хлоп-хлоп.
Хлоп-хлоп-хлоп.
Теперь наш светофор готов, но где же светофор стоит? Правильно, около дороги. А дороги у нас тоже нет, она не видимая, давайте её нарисуем. Только рисовать будем гуашью. Как же нам нарисовать дорогу?
Правильно, прямыми линиями слева направо. Показываю детям, как правильно нарисовать дорогу. Напоминаю, как правильно брать краску на кисточку, как держать кисточку.
В конце занятия устраиваем выставку.
|