Методическая разработка «Путешествие в весенний лес»
Иванова Елена Александровна, старший воспитатель МБ ДОУ №23 г.Белорецк, Республика Башкортостан
Задачи:
- Повторить и обобщить знания детей по темам: антонимы; синонимы, прилагательные, глаголы. Упражнять в словообразовании.
- Повторить виды насекомых и пресмыкающихся, их природные звуки.
- Закрепить знания о шипящих звуках, упражнять в их произношении.
- Закрепить знания о диких животных и местах их обитания.
- Закрепить умения в делении слов на слоги.
- Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде.
- Продолжать учить составлять рассказ по серии картинок.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать и корректировать внимание, память, мышление. Развивать связную речь, навыки речевого общения. Добиваться полных ответов на вопросы.
- Формировать навыки сотрудничества на занятии. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения.
Интеграция: познание, физическое развитие.
Скачать: Методическая разработка «Путешествие в весенний лес» (полный конспект)
Материал и оборудование: мультимедийная презентация, карточки с графическим диктантом, мяч
Ход занятия:
Дети становятся в круг.
Воспитатель:
Прислушайтесь.
Вы ничего не слышите?
Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто пришёл так тихо-тихо? Ну, конечно, не слониха, И, конечно, бегемот Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал, Как листок из почки вышел, И услышать не могли вы, Как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки, Тихо вышли из земли. И подснежник тихо вышел. И повсюду тишина.
Это значит, это значит: Тише всех пришла весна.
Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что говорить мы сегодня будем о весне. Вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Подберите слова-родственники к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т.д.).
О чём можно сказать «весенний»? (ручей, дождь, день, сад). «Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река). «Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро) Придумайте определения к слову «весна». Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя). Как можно ласково назвать солнце? (солнышко). Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!
- Ребята, я предлагаю вам отправиться в весенний волшебный лес. Давайте возьмемся крепко за руки, потому что мы одна команда. Улыбнёмся друг другу желая удачи, крепко закроем глаза, дружно произнесём волшебное заклинание Крабле-Крабле-Крокс! Открывайте глаза, вот мы и в весеннем лесу.
Только в волшебном лесу происходят чудеса. Дорога по лесу очень длинная и могут на пути встретиться трудности. Вы готовы справиться с трудностями?
Нам нужно с вами превратиться в художников и проложить дорожку.
Садитесь за столы.
Пальчиковая гимнастика.
Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Быть послушным каждый пальчик Непременно научу.
Сели правильно, спинки ровные. (Дети выполняют графическое упражнение на карточках).
? ? ? ? ? – – – – ? ? ? ? ? ? ?
Что ж, дорожки проложены. Пойдем дальше.
Мы очутились с вами на солнечной полянке.
Посмотрите, почему солнышко грустное?
Дети: нет лучиков.
А чтобы появились лучики нужно ответить на вопросы. А вот и задание.
- Подберите близкое по смыслу слово к слову "смелый" (отважный, храбрый, решительный).
- Заяц трусливый. Как можно еще сказать про него? (боязливый, нерешительный, пугливый).
- Лиса хитрая. Еще какая? (коварная, умная, ловкая).
- Как называется маленький лес? (лесок, лесочек).
- Как называется человек, охраняющий лес? (лесник, лесничий).
- Подберите близкое по смыслу слово к слову «большой» (гигантский, огромный, громадный).
- Из слов, что составляем? (предложения).
Ну вот, и солнышко у нас засияло, значит, мы правильно ответили на все вопросы.
Слайд 1-3. Ребята, пока мы помогали солнышку, мы с вами очутились на поляне «Правильной речи».
-И нас здесь встречает хозяйка этой поляны – Фея Грамматика. Вот какие задания мы от нее получили: «Сосчитай до пяти».
-Нужно сосчитать до пяти маленьких мышек:
-Одна маленькая мышка, две маленькие мышки, пять маленьких мышек.
-Второй ребенок считает пушистых котов:
-Один пушистый кот, два пушистых кота, пять пушистых котов
-А третий ребенок сосчитает синие воздушные шары:
-Один синий воздушный шар, два синих воздушных шара, пять воздушных шаров.
-Молодцы, справились с этим заданием замечательно!
Предлагаю поиграть. Игра с мячом «Скажи наоборот» (стоя в кругу или около столов) Я вам буду бросать мяч и называть слово, а вы должны будете назвать противоположное слово.
Храбрый-трусливый Ленивый-трудолюбивый Робкий-смелый Правдивый-лживый
Большой-маленький Восток-запад Мир-война Полезный-вредный
Север-юг Солнечный-пасмурный Широкая-узкая Крупная-мелкая
Длинная-короткая Пушистый-колючий Сухой-мокрый Весёлый – грустный
Белый – чёрный Светлый – тёмный Говорить-молчать Смеяться-плакать
Помогать-мешать Идти – стоять
Присаживайтесь на стульчики.
Слайд 4.
Посмотрите, перед нами поляна, где растут цветы, летают комар, пчёла, ползёт змея.
Каких насекомых вы видите на ней? (дети: комара и пчелу). Давайте вспомним, какой звук произносит комар? Дети произносят звук [з]. А пчела? – звук [ж]. А кто ещё там ползает? (дети: змея). Как змея шипит? – произносят звук [ш].
Слайд 5.
Посмотрите, на следующей поляне стоят 3 домика. В каждом домике живет буква. В первом «з», во втором «ш», в третьем «ж». Вам нужно расселить картинки с этими звуками по своим домикам (шар, шапка, мышка, машина, заяц, зонт, корзина, коза, жук, жираф, еж, лыжи). Молодцы, ребята, правильно расставили все картинки. Мы идём с вами дальше по лесу.
Слайд 6 (белка сидит на дереве).
Кого вы видите? Правильно, белку. Скажите, сколько слогов в слове белка (два слога)?
А где живёт белка? (дети: в дупле). Сколько слогов в слове дупло? (два). Дети подставляют тыльную сторону ладони под подбородок и считают количество слогов по ударам бороды об неё.
А знаете ли вы, есть ли друзья у белки? Скажите, кто они (дети: заяц, волк, медведь, лиса).
Слайд 7 (друзья белки: заяц, волк, медведь, лиса).
Подумайте, где живёт заяц (под кустом). Как называется дом волка (логово). Сколько слогов в слове логово?
Где живёт медведь? (в берлоге). Сколько слогов в слове берлога?
Где живет лиса? (в норе). Сколько слогов в слове нора? Вот мы с вами и вспомнили, где живут друзья белки.
Назовите их ласково. Например, белка — пушистая, давайте назовём её ласково — пушистенькая. Волк – серый, а ласково — серенький; заяц – ушастый, а ласково – ушастенький. Лиса рыжая, а ласково – рыженькая. Медведь – косолапый, а ласково — косолапенький. Молодцы, дети.
-Хорошо, а сейчас предлагаю немного размяться.
Динамическая пауза.
Мишка вылез из берлоги, Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо) Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх) К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил Головой медведь крутил (Вращения головой) Наклонился вперёд – назад, (Наклоны вперёд – назад) Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки И трухлявые пеньки. В них съедобные личинки – Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)
Наконец медведь наелся И на брёвнышке уселся (садятся на свои места).
Идём дальше.
А следующая поляна называется «Поляна слов»
Хозяин этой поляны Лесовичок приготовил для вас свои задания.
-Первое задание называется «Исправь ошибку и скажи правильно»
-Я буду называть словосочетания, а вы слушайте внимательно, поднимайте руку и исправляйте ошибки:
Злая кот синяя шарик, солнечная день, спелый ягода,
маленький мышка, зеленый трава, пушистая кот, красивая сарафан.
Слайд 8.-И вот мы с вами очутились на поляне, которая называется «Поляна интересных рассказов».
Здесь нас встречает хозяйка поляны Ученая Сова. Она приготовила для вас последнее задание. Вот такие картинки, и предложила вам составить по ним интересный рассказ. Но только все они перепутаны. Попробуем составить?
-Рассмотрите их внимательно. Как вы думаете, эти картинки связаны между собой?
-Что на них изображено? (Ответы детей)
-Как вы думаете, в правильном ли порядке расставлены картинки?
-Для начала картинки нужно расставить по порядку. Какая будет первой в нашем рассказе? (2-я, 3-я и последняя)
-Посмотрите на первую картинку. Что на ней изображено? (маленькая, зеленая гусеница).
- Ребята, а давайте ей дадим имя. Как ее будут звать? (Нюра)
- Так бывает в жизни, как на картинках изображено? (нет)
- Почему? (такие дома гусеницы не строят)
- Значит, наш рассказ будет, каким? (сказочным)
-Дети, а какая здесь гусеница? (Радостная, довольная, счастливая)
- Что произошло дальше?
-Чем же закончилась эта история?
-А теперь попробуем составить рассказ:
-Давайте вспомним, их каких частей состоит рассказ: в рассказе есть начало, середина и конец.
-А еще мы в самом начале даем название рассказу. Как назовем рассказ?
-Не забудьте рассказать про погоду и все, что окружает нашу героиню на картинках.
Рассказ.
Однажды летом, в теплый солнечный день маленькая зеленая гусеница Нюра ползала по веткам яблони. Вдруг она увидела большое красное яблоко. «Наверное, оно очень вкусное» — подумала гусеница. Подползла поближе и стала пробовать яблоко. Оно оказалось таким сочным и сладким, что гусеница Нюра не могла остановиться. И так она увлеклась, что не заметила, как она вылезла с другого конца яблока. Потом она посмотрела на яблоко и решила, что будет в этом яблоке жить и сделала в нем свой домик. Гусеница Нюра была такая счастливая, что у нее получился красивый домик. И каждый день она любовалась из окна своего дома, на то, что происходит вокруг нее.
(1-2 ребенка рассказывают полностью рассказ, который получился).
Ребята, вы все большие молодцы! У нас получился замечательный рассказ.
-Ну, вот наше путешествие по весеннему лесу подошло к концу, пора возвращаться домой. Закрываем глаза и дружно произнесём волшебное заклинание Крабле-Крабле-Крокс! Открывайте глаза, вот мы и в детском саду.
Итог занятия:
-Ребята, понравилось вам наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось (ответы детей). Все вы были сегодня молодцы, всем большое спасибо.
|