Образовательно-игровой цикл с участием родителей и детей.
Авторы: Улдукис Ирина Васильевна и Улдукайте Янина Станиславовна
Часто приходится слышать жалобы родителей: «Ну что мне с этим ребенком делать? В детском саду ведет себя хорошо. А домой приходит – балуется, игрушки разбрасывает». «Все время пристает – мама мне скучно, чем мне заняться?» и т.д. И родители, конечно, подходят к воспитателю и задают вопрос «Что же можно сделать? Чем занять ребенка?». Изучив все пожелания родителей и неоднократные просьбы о помощи, а также учитывая возрастные особенности этого возраста, я решила предложить родителям создать творческую мастерскую.
В возрасте 4-5 лет значительное развитие получает игровая и изобразительная деятельность. Игры и творческие занятия с детьми могут проводиться не только воспитателями в условиях детского сада, но и родителями дома.
Главная задача состояла в том, чтобы показать родителям самые простые и легко выполнимые игры и задания. Эффективность этих занятий в том, что материалы здесь могут использоваться совершенно любые, доступные для каждого родителя и ребенка. Такие как: конфетти, вата, обрывки любой бумаги, вырезки из журналов и книг, макароны, пустые коробки, фломастеры. Согласитесь, что все эти предметы всегда можно найти под рукой. А также у ребенка появляется возможность использовать свою поделку в игре. Например: придумать «ювелирный магазин» (ожерелье из макарон, шкатулки для хранения «драгоценностей»); «Магазин продуктов» (булочки, пирожные, тортики и др. – из соленого теста).
Сотворчество родителей и детей сопровождалось знакомством с подвижными играми, играми на парное взаимодействие, играми на развитие дыхание и внимания.
Создание такой мастерской дает возможность родителям посмотреть на своих детей со стороны, отметить его положительные качества и черты, задуматься о том, над чем еще нужно работать в его развитии.
Творческая мастерская «Мир фантазий».
Предварительная работа: подготовить материалы для работы
Материалы:
Плотная бумага, конфетти, клей, кисточка или губка, карандаш или фломастеры, краски, макаронные изделия различной формы, лак для ногтей, разноцветные ленточки или нитки, бусинки или пуговицы.
Ведущий:
Все дети любят творить. На чем угодно и чем угодно. Им не хватает бумаги, карандашей и красок, детское искусство вырывается из-за стола и идет на стены, на полы, на мебель, не забывая приукрасить и самого художника. Так давайте дадим детям возможность поэкспериментировать вволю под нашим чутким взрослым руководством, не боясь испачканных рук и испорченных футболок. С нашей помощью ребенок поймет, что искусство – это нетто, что тоскливо висит в музеях, а то, что можно делать своими руками. Сегодня я вам предложу самый простой набор средств, который есть в каждом доме. И мы с вами увидим, что из этого может получиться.
Бабочки из конфетти.
Ход работы:
- Родителям предлагается нарисовать контур бабочки.
- Ребенку дается задание кисточкой нанести клей по всей поверхности рисунка.
- Родители вместе с ребенком густо посыпают весь лист конфетти.
- Пусть ребенок стряхнет лишнее с листа бумаги (можно просто перевернуть лист).
- Организуется выставка работ. Каждый участник показывает свою бабочку.
Ведущий:
Я вам не открою большого секрета, сказав о том, что для детей основным видом деятельности является игра. Игры чрезвычайно важны для ребенка. Во время игры ребенок учится общаться с другими детьми, что способствует социальной адаптации ребенка. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Прищепка».
Найди прищепку. Ребенок цепляет на себя бельевые прищепки, а родитель с завязанными глазами на ощупь должен отыскать их. Игра направлена на парное взаимодействие ребенок – родитель или ребенок – ребенок.
Ведущий:
Нет женщины, которая в детстве не собирала бы «драгоценности». Юные барышни не притязательны, драгоценностями у них может быть все что угодно, от старой пуговицы до бабушкиной медной сережки. А кавалеры всегда мечтают подарить что-то особенное. И сейчас я предлагаю девочкам пополнить свою коллекцию новыми украшениями, а мальчикам сделать уникальный подарок своей маме. Ну и конечно родители вам в этом помогут.
Ожерелье из макарон.
Ход работы:
- На столах лежат макароны. Родителям и детям предлагается их раскрасить в разные цвета.
- Родители помогают детям собрать макароны на ленточку, можно также использовать различные бусинки.
- Выставка работ участников мастерской.
Ведущий:
На следующей нашей встрече мы своими руками сделаем шкатулочку для хранения ваших драгоценностей. Большое спасибо всем за участие, ждем вас на следующей встрече.
Творческая мастерская «Бумажные превращения».
Предварительная работа: подготовить материалы для работы
Материалы:
Картонная коробка с крышкой, цветная бумага, обрезки самоклеящейся пленки, картон, старые иллюстрированные журналы, салфетки, ножницы, клей, пластилин, бусинки, краски.
Ведущий:
На прошлой встрече вы сделали необычные украшения. Их нужно где-то хранить. Поэтому сегодня мы займемся изготовлением шкатулки из обычной коробки. Используемым материалом может быть все, что угодно: от цветной бумаги до обрезков самоклейки и вырезок из журналов.
Шкатулка.
Ход работы:
- Родителям совместно с детьми предлагается подобрать и вырезать картинки для будущей шкатулки (картинки могут быть любого размера, их можно наклеить в виде коллажа) и обклеить ими коробочку.
- Так же предлагается обклеить коробочку цветной бумагой или самоклейкой и украсить ее разными узорами, используя подручный материал.
- Украсить шкатулку можно следующим образом: конфетти, бусинки, пластилин, пуговицы и др.
- Внутреннюю поверхность коробочки можно украсить с помощью красок.
- Выставка шкатулок.
Ведущий:
Чтобы нам немного передохнуть предлагаю поиграть в одну замечательную игру «Тропинка». Это когда ребенок ведет взрослого, и он должен повторять все, что делает ребенок: перепрыгивать воображаемую канаву, «переплывать» ручей, ну и так далее.
Игра «Тропинка».
Ведущий:
Посмотрите, сколько осталось бумажных обрезков у нас на столах. Обычно мы собираем мусор и выкидываем его, но сегодня, я предлагаю вам использовать эти обрывки в качестве материала для следующей работы.
Клумба из мятой бумаги.
Ход работы:
- Родителям предлагается вырезать из картона силуэт клумбы
- Детям в это время дается задание смять кусочки бумаги.
- Родители совместно с детьми намазывают клеем небольшие участки бумаги и плотно прижимают их к картону, чтобы не осталось свободного места.
- Можно предложить раскрасить кусочки смятой бумаги разными красками или использовать салфетки разных цветов.
- Выставка получившихся клумб.
Ведущий:
Уважаемые родители, такие формы совместной деятельности с ребенком вы можете использовать дома, на даче, в гостях. Ваши дети будут счастливы провести с вами несколько минут. Не забывайте о том, что ребенку всегда нужно ваше внимание. Ждем вас на следующей встрече.
Творческая мастерская «Секреты старого мастера»
Предварительная работа: подготовить материалы для работы
Материалы:
Акварельные краски, гуашь, кисточки, соленое тесто.
Ведущий:
Вспомните, как в детстве вам часто не хватало для игры чего-то «всамделишного»: «настоящего» торта для кукольного чаепития, продуктов для игры в магазин, обитателей для домашнего террариума. Все чего не достает вашему ребенку для игры необязательно покупать в магазине. Многое можно сделать самим, например из соленого теста. Приготовить его несложно, а изделия из него долговечны. Я вам предлагаю пофантазировать.
Булочки и крендельки.
Ход работы:
- Родителям совместно с детьми предлагается сформировать из кусочков теста шарики разного размера, кубики, цилиндрики и т.д.
- Далее предлагается из заготовок вылепить булочки, крендельки, бараночки и другое, используя свою фантазию и воображение.
- Выложить изделия на поднос для того, чтобы они подсохли.
Ведущий:
Пока наши булочки сохнут, предлагаю вам поиграть в игру.
«Я кубик несу и его не уроню»
Участники игры делятся на две команды – родители и дети. Каждая команда занимает ряд стульчиков. Воспитатель кладет кубики на ладони участников, входящих в одну команду. Они должны маршируя как роботы, донести кубики, передать их участникам другой команды и вернуться на место. Участники, получившие кубики выполняют те же движения (команды встают напротив друг друга).
Игра «Одно большое животное»
Дети и взрослые встают в круг и берутся за руки. Ведущий говорит:
Представьте себе, что мы одно большое животное. Будем дышать все вместе: шаг вперед – вдох, шаг назад – выдох (игра направлена на снятие психоэмоционального возбуждения).
Ведущий:
Пока мы с вами играли – булочки высохни. Теперь мы можем раскрасить или кто хочет украсить наши булочки (родители дети приглашаются за столы для дальнейшей работы).
Выставка хлебобулочных изделий.
Ведущий:
Уважаемые родители, я надеюсь, что наши игры – занятия помогут вам в развитии и воспитании вашего ребенка. Результаты ваших трудов будут видны не сразу, а лишь тогда, когда дети научатся свободно владеть кисточкой и карандашом, воспринимать форму и композицию. Для этого вам необходимо заинтересовать ребенка творческим процессом, используя различные материалы. Ведь как вы заметили, на наших семинарах мы с вами использовали самые простые подручные средства. Я хочу вам пожелать использовать любую свободную минутку для общения и сотворчества со своим ребенком.
|