Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Папины загадки»
Подготовила: Левашова Светлана Евгеньевна, воспитатель 1 категории, ГБОУ Школа № 1286 города Москвы (дошкольное отделение «Радуга»), 2015.
Цель: Расширение и обогащение активного словарного запаса детей.
Задачи:
- Расширение и обогащение активного словарного запаса детей, в ходе формирования представлений и знаний о военных профессиях и военной технике;
- Освоение притяжательных существительных и относительных прилагательных;
- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных;
- Развитие мелкой моторики рук и пальцев, внимательности при выполнении практического задания;
- Составление предложений с заданным словом и составление схемы предложения;
- Воспитание патриотических чувств у детей.
Материалы и оборудование: фланелеграф, доска, музыкальный центр, 2 чемодана, ящик (для одежды), мяч, флажок, одежда для пап (повседневная и военная).
Раздаточный материал: конверты с разрезными картинками из серии «Военная техника», листочки бумаги, карандаши простые.
Демонстрационный материал: иллюстрации из серии «Военные специальности».
Предварительная работа:
- Беседа на тему «Рода войск»;
- Разгадывание загадок на тему «Военная техника»;
- Сюжетно-ролевая игра «Я служу России».
Индивидуальная работа: Побуждать к активной деятельности мало активных детей во время занятия.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Ход занятия:
- Ребята ваши дедушки и папы служили в армии. Они защищали нашу страну, чтобы вы могли жить спокойно, учиться под мирным небом Родины. Наши славные воины мужественные и смелые. И вы, ребята, конечно, хотите быть похожими на них, вырасти сильными, крепкими, ловкими, чтобы стать достойной сменой.
Много разных военных профессий. Наша страна огромна и защищать границы необходимо и с воздуха, и на море, и на земле.
Как называются войска, которые защищают нашу страну с воздуха?
(Военно-воздушные силы или авиация)
На море?
(Военно-морские силы или морской флот)
На суше?
(Сухопутные войска)
- Ваши папы приготовили для вас секретные пакеты с игровыми заданиями и упражнениями.
1. Игровое упражнение: «Подбери прилагательное к слову «папа».
- Ребята, подберите прилагательное к слову «папа» и передайте флажок следующему. Слова не должны повторяться. Папа какой
(Дети стоят на ковре в кругу и передают флажок друг другу, называя прилагательные к слову «папа», воспитатель задаёт вопрос «папа какой?»)
(Щедрый, трудолюбивый, весёлый, добрый, работящий, красивый, заботливый, стеснительный, любимый, смелый, строгий, храбрый, жизнерадостный, умный, находчивый, доброжелательный, спортивный, стильный, опрятный, элегантный, счастливый, ловкий, гордый и т.д.)
2. Игровое упражнение: «Назови ласково».
- В волшебном мешочке находятся картинки. Назовите, что изображено на картинке и подберите уменьшительно-ласкательное слово. Например, вертолёт — вертолётик.
(Дети достают из «Волшебного мешочка» по одной картинке, называют, что изображено и подбирают уменьшительно-ласкательное слово).
(Парашют — парашютик, солдат — солдатик, пушка — пушечка, гимнастёрка — гимнастёрочка, фуражка – фуражечка, корабль – кораблик, сапог – сапожок, тельняшка — тельняшечка, берет – беретик, фляжка – фляжечка, флаг – флажок, звезда – звёздочка, медаль – медалька, танк – танчик, самолёт – самолётик, ружьё – ружьишко, пистолет – пистолетик, сабля – сабелька, пилотка – пилоточка, машина – машинка и т. д.)
- А сейчас предлагаю поиграть. Садитесь за столы, сядьте ровненько, чтобы спина касалась спинки стула, а ноги стояли ровно на полу. Приготовьте свои пальчики и повторяйте за мной.
Пальчиковая гимнастика: «Солдатики»
Аты-баты, аты-баты –
На парад идут солдаты.
(Указательный и средний пальцы обеих рук «маршируют» на столе, изображая солдатиков, остальные пальцы прижаты к ладони. Очень важно, чтобы пальцы- «солдаты» «маршировали» в ногу, синхронно)
Знамя впереди несут,
(Приподнять локоть, выпрямить ладонь, большой палец отпустить вниз «флаг»)
Пушки новые везут.
(Ладони, сжатые в кулаки, находятся на столе. Выпрямленные указательные пальцы изображают стволы пушек)
3. Игровое упражнение: «Собери картинку»
- Ребята на столе перед вами лежат конверты. В них находятся разрезные картинки с изображением военной техники. Соберите картинки и назовите что изображено на них.
(На столах лежат в конвертах разрезные картинки на тему «Военная техника». Дети собирают картинки на столе и называют, что на них изображено.)
(Самолёт, истребитель, вертолёт, авианосец, военный корабль, танк, бронетранспортёр, система залпового огня «Катюша» и т. д.)
4. Игровое упражнение: «Назови военную профессию».
- А сейчас давайте с вами встанем в круг, я вам буду называть слово и бросать мяч в руки, а вы, поймав мяч, называть военную профессию, связанную с этим словом.
(Игра проводится с мячом, дети образуют круг в игровой зоне. Воспитатель берет мяч в руки и встает в центр круга, бросает мяч каждому ребенку, называя слово, а ребенок ловит мяч и называет военную профессию, связанную с этим словом.)
(Танк — танкист; артиллерия — артиллерист; море – моряк; пехота – пехотинец; разведка – разведчик; парашют — парашютист; десант – десантник; радио – радист; граница – пограничник; мина – минер; пулемет – пулемётчик; рота – ротный; команда – командир; полк – полковник; взвод – взводный; почта – почтальон; связь – связист; подводная лодка – подводник; зенитка – зенитчик; и т.д.)
- А сейчас пришло время отдохнуть. Папы приготовили для вас физкультминутку.
Физкультминутка: «Стойкий солдат».
Наклонитесь все вперёд, А потом наоборот. Влево, вправо наклонитесь, Наклонитесь, не ленитесь!
На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий. Ногу левую – к груди. Да, смотри, не упади!
Руки вверх, руки вбок И на месте – прыг да скок. Носом – вдох, а выдох – ртом. Дышим глубже, а потом
Марш на месте, не спеша. Эх, зарядка хороша! Раз, два, дружно в ногу! Три, четыре, твёрже шаг!
(Физкультминутка проводится в соответствии с текстом 2 раза).
5. Игровое упражнение: «Составь предложение и запиши схему».
- Ребята садитесь все за столы. Сядьте ровно, чтобы спина касалась спинки стула и ноги поставьте ровно на полу.
Посмотрите на фланелеграф. Перед вами картинки с изображением военных профессий. Назовите их. Выберите любую картинку, составьте предложение и запишите схему предложения на листочках.
- Ребята, скажите из чего состоит предложение? (из слов)
- Как обозначается графически каждое слово в предложении? (чёрточкой)
- Как обозначается первое слово в предложении? (вертикальной палочкой)
- Что ставится в конце предложения? (точка)
(Дети называют, что изображено на картинках, составляют предложения и записывают схему).
(Воспитатель обращает внимание детей на фланелеграф, на котором расположены картинки: танкист, летчик, десантник, моряк, пограничник. Детям предлагается составить предложения и написать схему на листочках. Работа проводится за столами, один ребёнок записывает схему на доске).
6. Игровое упражнение: «Соберем чемодан папе в дорогу».
- Молодцы, ребята! А сейчас папы просят вас помочь собрать чемодан на военные учения. В один чемодан необходимо сложить военную форму, а в другой повседневную одежду. Назвать эту одежду. Например, это тельняшка для папы, папина тельняшка.
(Каждый ребёнок берёт по одной вещи, называет, чья это вещь, затем складывает её в чемодан).
Итог занятия:
- Молодцы ребята, все справились с заданиями и игровыми упражнениями, которые приготовили для вас папы. Что понравилось вам больше всего? Какое задание было для вас самым трудным? Вы все молодцы. А теперь пришло время попрощаться с гостями. До свидания, до новых встреч!
(Дети строятся в колонну и под музыку «Служить России» маршируют друг за другом).
|