ПРОЕКТ «Семьей дорожить-счастливым быть»
Вид проекта: социально-практический, исследовательский, творческий. Продолжительность проекта: сентябрь 2014г. — май 2015 г.
Актуальность.
Говорят, что семья — самое теплое место на Земле. В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, элементов культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение.
Скачать: Проект «Семьей дорожить-счастливым быть» (проект)
Цель проекта:
- воспроизвести генеалогию своей семьи, знать её историю, воспитывать любовь и уважение к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.
Задачи:
- Раскрыть понятия: семья, родословная, семейный герб;
- Познакомить с понятиями, на которых строятся взаимоотношения в семье: любовь, взаимопомощь, взаимопонимание, сострадание, доброта, уважение.
- Объединить детей и их родителей при наличии их общего интереса к истории семьи, её родословной, к историческому поиску и исследованию.
- Возрождение семейных традиций и обычаев, пропаганда и утверждение духовных ценностей семьи.
- Укрепление родственных контактов, связи поколений в семье.
Предполагаемый результат:
- Усвоение таких понятий, как семья, родословная, семейный герб.
- Участники проекта исследуют: генеалогическое древо семьи, в результате которого происходит осмысление судеб родственников во взаимосвязи с отечественной историей, осознание своего места в цепи поколений, бережного отношения к своим корням.
- В ходе работы над проектом дети освоят:
- имена дедушек, бабушек до третьего колена
- будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи.
- научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда.
- у них будет развито чувство гордости за свою семью.
4. После завершения проекта дети смогут:
- составить рассказ о членах своей семьи, семейном гербе, родословной, реликвии.
Работа над проектом «Семьей дорожить — счастливым быть» состояла из трех этапов:
- этап — подготовительный;
- этап — реализация проекта;
- этап – итоговый.
Описание основных интересных этапов работы. Особенностью данного проекта является то, что он может осуществляться только в тесном взаимодействии с родителями. Он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результаты совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности.
- На пути к достижению цели должна быть проведена большая подготовительная работа. Мы педагоги стали изучать методическую литературу и материалы журналов «Ребенок в детском саду», «Дошкольное воспитание», «Справочник старшего воспитателя», и др., интернет-сайтов по вопросам взаимодействия ДОУ с семьёй; проводили консультации, подбор детской художественной литературы и мультфильмов по теме «Моя семья», составили памятки, буклеты, рекомендации для родителей. Затем используя анкеты, собрали сведения для родословной.
С детьми были проведены беседы по темам: «Моя дружная семья», «Папа — мой лучший друг», «Семейное увлечение», «Как я помогаю бабушке» и др.
- Родители совместно с детьми писали рассказы: «Выходной день в нашей семье», «Моя дружная семья», «Лучше мамы нет на свете», «Папа и я лучшие друзья» и др. Дети делились полученными знаниями в группе со своим друзьям.
- В феврале была проведена встреча с папой Дмитриева Влада на тему «Профессии моих родителей». Он рассказал интересно и подробно о качествах, которыми должен обладать военнослужащий. Как трудно и почетно быть на защите рубежей нашей любимой Родины. Дети с большим интересом слушали рассказ папы Влада. А в заключение была проведена сюжетно-ролевая игра «Мы будущие защитники России».
- На занятиях по изобразительной деятельности в течение учебного года предлагали детям рисовать членов своей семьи. Рисование портрета мамы и папы по темам: «Маму свою очень люблю», «Папа и я лучшие друзья»; вазы с цветами для бабушек и мам (тема: «Праздник в нашей семье», «Мы отдыхаем»), поздравительные открытки всем членам семьи для различных праздников, красочные подарки для членов семьи, лепка «Праздничная ёлка в нашем доме», аппликация «Шапочка для брата, сестры», «Вкусный торт на мой день рождения», «Быстрокрылый самолёт для папы, дедушки», «Салфетки для моей семьи».
- Оформление стенгазет, отражающих традиции, увлечения и
занятия всех членов семьи: «Я и моя семья», «Как мы провели лето», «Это мамочка моя», «Мой папа самый лучший» и др. Активность родителей в создании фотогазет, фотовыставок говорит нам, что эта форма в нашей группе являются востребованной.
- Были проведены НОДы на темы: «Моя семья», «Наши имена», «Кем я могу гордиться в нашей семье», «Герб моей семьи», целью которых было совершенствование осознания собственного «Я», своей семьи, своих корней, чувства гордости за свою семью.
- Перед сном и во 2 половину дня мы рассказывали детям русские народные сказки «Морозко», «Снегурочка», «Волк и семеро козлят». Читали детям произведения Г.Х. Андерсена «Дюймовочка», «Снежная королева», В.Бианки «Купанье медвежат» и др. Все это воспитывает у детей сострадание, доброту, уважение по отношению к близким людям.
- Разучивали стихи русских писателей о папе, о маме, о бабушке, о дедушке, песни к праздникам. Огромной популярностью среди детей и родителей пользуются совместные праздники, которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик в сердцах детей.
- Были проведены консультации для родителей на темы:
- «Составление родословной»
- «Как создать герб своей семьи»
- «Моя семья»; — «День рождения – только раз в году»
- «Герб моей семьи – индивидуальные консультации для родителей по участию в реализации проекта».
- На праздниках посвященных «Дню матери», «8 марта» были проведены чаепития, где мальчики выступали в роли артистов. Было дано домашнее задание: «Расскажи о своей маме». Все творчески подошли к выполнению задания. Этот семейный праздник доставил всем много радостных минут. Глаза детей светились неподдельной радостью, а как они любовались своими мамами.
- Были организованы выставки» Осенняя фантазия» (из осенних листьев), «Дары осени» (из овощей), «Чудеса из бумаги», «Новогодние поделки» и др. Организованна экологическая акция «Сделаем кормушку», дети вместе с папами мастерили кормушки для птиц. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках мы заранее вывешивали ярко оформленные объявления. Они не оставались равнодушными готовили вместе с детьми интересные поделки, оригинальные оригами, делали красивые рисунки. Результат совместного творчества вызывал у наших детей чувство гордости за своих родителей.
- Мы провели конкурс «Моя родословная». Чтобы этот конкурс прошел интересно и познавательно, каждой семье нужно было составить генеалогическое древо до третьего колена, а дети должны были рассказать о своей родословной.
Работа по составлению родословной увлекла родителей, взрослые делились тем, что узнали о своих родных. Многие семьи оформили свои работы как стенгазеты, в которые вошли рубрики «Герб и девиз семьи», «Семейное древо», «Наши увлечения», семейные фотографии. Дети с большим интересом рассказывали о своей семье. А в конце была презентация книги «Моя семья», в которой собраны фотографии, гербы и родословные семей наших воспитанников.
Анализ работы проделанной в течение проектного периода.
Семья — это добрый дом, где человек ценится не за какие-то особые способности и заслуги, а сам по себе, как родная кровь. Именно нравственный стержень характера формируется в семье. В результате изучения родословного древа семьи у детей с родителями установилась более тесная связь во взаимоотношениях. Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, родословной. Работа способствовала так же воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. В процессе работы над проектом мы более подробно изучили семьи воспитанников. Познакомились с их семейными традициями и увлечениями, особенностями семейного воспитания.
Список литературы:
- Князева О.Л., Стёркина Л.Б. “Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста”.
- Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г. “Социально– нравственное воспитание детей от 2 до5 лет”.
- Моя родословная. – СПБ.: Лениздат; «Ленинград», 2008. -320с.
|