Проект «Я и моя семья»
Тип проекта: практико – ориентированный
Продолжительность проекта: 3 месяца
Участники проекта: дети, родители, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, хореограф.
Возраст детей: 5 – 6 лет
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект
«Для чего человеку семья? Что я знаю о своей семье»
Обоснование актуальности проблемы
В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.
Большое значение для решения этих задач имеет семья. Ведь именно семейные ценности — это те принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Именно в семье у ребенка формируется чувство любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям.
К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи», о родословной семьи, слабо сформированы представления о профессиях родителей, значимости этих профессий в обществе. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека.
Родители также недооценивают значимость семейных традиций, в воспитании своих детей
Необходимость создания и реализации проекта «Я и моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Цель проекта:
Способствовать самопознанию ребенка, формированию у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитанию уважения к членам семьи.
Задачи:
Для детей:
- Формировать у ребёнка позитивное отношение к своему «Я»
- Помогать ребенку осознавать свои характерные особенности, предпочтения
- Закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи, особенностях поведения мужчин и женщин;
- Сформировать представления о профессии родителей, о родословной;
- Воспитывать любовь, заботу, уважение к старшему поколению, прививать детям чувство привязанности к семье и дому, учить проявлять заботу о родных людях;
- Развивать коммуникативные навыки детей;
- Формировать и развивать у детей навыки творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
Для родителей:
- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности
- Установление тесного эмоционального контакта с ребенком через включение в совместную деятельность.
- Поддержать интерес ребенка посредством бесед о семье, семейных традициях и т.д.
Для педагогов (воспитатель, педагог-психолог)
- Проведение диагностической работы по выявлению знаний детей о своей семье
- Создание условий, стимулирующих развитие творческую деятельность детей
- Организация совместной деятельности детей и родителей по решению проблемной ситуации проекта
- Активизация психолого-педагогической компетентности родителей
Форма проведения итогового мероприятия проекта: досуговая
Название игрового мероприятия проекта:
- развлечение «Папа, мама, я – отличная семья»
- родительское собрание «Счастливая семья. Какая она?»
Формы работы
С детьми:
Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций по проекту «Я и моя семья»; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; развлечение; конкурсы; рисование, сочинение рассказов по проекту «Я и моя семья», совместная деятельность с родителями
С родителями:
Наглядная пропаганда; беседы и консультации; родительское собрание на тему «Счастливая семья. Какая она?»; анкетирование; развлечение «Папа, мама, я – отличная семья», видеопросмотры, совместная деятельность с ребенком
Продукты проекта:
для детей:
- альбомы «Я и моя семья»
- рисунки «Моя семья»
- совместное развлечение с родителями «Папа, мама, я – отличная семья»
для родителей:
- коллажи «Мамина профессия», «Папина профессия»
- совместное развлечение с детьми «Папа, мама, я – отличная семья»
- родительское собрание «Счастливая семья. Какая она?»
для педагогов:
- Сбор и накопление материалов по теме проекта.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- Имеют представления о себе, своей семье, родственных отношениях, распределении семейных обязанностях, семейных традициях
- Дети эмоционально отзывчивы, откликаются на эмоции близких и друзей
- Развитие творческих способностей детей, путем осуществления совместной деятельности с родителями.
Для родителей:
- Приобретение родителями психологических знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей
- Укрепление детско-родительских отношений
- Конструктивное сотрудничество педагогов с родителями
Для педагогов:
- Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов
- Оценка проекта в целях определения его актуальности.
- Создание системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок — родитель» по данной проблеме.
Этапы реализации проекта «Я и моя семья»:
1 этап — подготовительный (февраль).
Цель: диагностические исследования и определение перспектив.
На первом этапе, на основе проведенной диагностической работы (анкетирование детей и родителей на тему «Моя семья», проективный тест «Рисунок семьи»), будет разработан паспорт проекта, определится его цель и основные задачи. Будут определены участники проекта. Будет определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, с педагогами и воспитателем.
2 этап — деятельностный (март — май).
Цель: Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Второй этап — это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого будет идти работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей.
- Работа педагога-психолога с детьми включает в себя занятия по проекту, самостоятельная деятельность детей на занятиях
- Работа детей и родителей заключается в совместном выполнении «домашних заданий».
- Работа педагога – психолога с родителями включает в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительское собрание по теме проекта, целью которых будет объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственному воспитанию детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
3 этап — завершающий (май).
Цель: Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в форме родительского собрания «Счастливая семья. Какая она?»
Перспективный план группового проекта «Я и моя семья» в старшей группе
Месяц Организованная деятельность с детьми Совместная деятельность педагогов и детей Совместная деятельность с родителями Консультативная информация для родителей
февраль анкетирование родителей и диагностика детей
- анкета «Что я знаю о себе и моей семье»
- «Рисунок семьи»
март
занятие 1 «Тайна моего имени» -
- беседа на тему» Для чего человеку дано имя»
- игра «Эхо»
- игра «Ласковое имя»
- игра «Объясни имя»
- конкурс «Кто знает больше имен»
- раскрашивание своего имени
- интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?»
- запишите в альбом «Я и моя семья» все красивые и ласковые варианты имени ребенка
март занятие 2 «Автопортрет»
- стих «Еще одно эхо»
- игра «Радио»
- игра «Ветер дует на»
- рисунок «Мой портрет»
- совместный просмотр семейных фотографий: на кого похож ваш ребенок. «Влияние родительских установок на развитие детей»
март занятие 3 «Мой внутренний мир»
- беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»
- игра «Радио»
- игра «Мне нравится»
- упражнение «Ладошки»
- составление рассказа с ребенком «Когда я был маленький»
- в альбоме «Я и моя семья» напишите лучшие качества вашего ребенка
март занятие 4 «Моя семья»
- беседа «Моя семья»
- рассматривание картин: Т. Сорокина «Семья
- пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»
- рисунок «Моя семья»
- совместный просмотр семейных фотографий
- составление рассказа «Познакомьтесь с моей семьёй»
«Чего нельзя говорить при детях»
апрель занятие 5 «Расскажу вам о моей семье»
- чтение произведений: Я.Акима «Моя родня», В.Драгунского «Моя сестра Ксения».
- игра «Мы очень любим»
- беседа «Семейная фотография»
- игра «Родители и дети»
- мини – проект «Генеалогическое древо моей семьи»
апрель занятие 6 «Мамина профессия»
- беседа «Моя мама — лучшая на свете»
- игра «Как я помогаю маме»
- рисование «Портрет мамы»
- Чтение произведений С.Баруздина «Мамина работа», С.Михалкова «А что у вас?»
- сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери», «Мама в парикмахерской»
- изготовление коллажа «Мамина профессия» «Стили воспитания»
апрель занятие 7 «Папина профессия»
- беседа «Мой папа – самый, самый»
- рассматривание иллюстраций: «Папина профессия»
- сюжетно-ролевые игры: «Водители», «Спасатели».
- дидактические игры «Назови профессии», «Кому, что нужно?»
- рисование «Мой папа»
- изготовление коллажа «Папина профессия»
апрель занятие 8 «Семейные традиции»
- беседа «Традиции моей семьи»
- рисование «Особый день моей семьи» «Традиции моей семьи»
май
- развлечение «Папа, мама, я – отличная семья»
- родительское собрание «Счастливая семья. Какая она?»
|