Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.

Категория: Психология, Учебные пособия | Просмотров: 268346

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Некоторые психологические основы обучения отдельным предметам. В соответствии с изложенными выше принципами курсы математики и русского языка в начальных классах были существенно перестроены. Курс арифметики, который значился в учебном плане начальных классов ранее, был заменен комплексным курсом математики, включающим элементы арифметики, алгебры и геометрии и построенным па основе выделения органических межпредметных связей. В новом курсе более широко и глубоко дан теоретический материал по разделам чисел и множеств, формирования понятий равенства и неравенства. Упражнения носят развивающий характер, снижена роль многочисленных трафаретных упражнений, направленных на формирование вычислительных навыков.
На таких же основах построена и программа по русскому языку. Курс предполагает одновременное изучение детьми морфологического состава слова, его произношения (фонетика) и правописания (орфография). Существующие между разными сторонами языка связи глубоко осмысливаются учащимися. Курс требует от школьника умения аргументировать и обосновывать свои действия по правописанию.
Указанная перестройка содержания курсов выразилась в повышении роли теоретических знаний и установлении глубоких связей и отношений между различными частями материала, что существенно повысило эффективность обучения младших школьников.
В преподавании математики и русского языка в начальных классах важно использовать проблемный метод (разумеется, в разумных масштабах). Опыт показал, например, что учащиеся самостоятельно, с небольшой помощью учителя, могут найти такие математические закономерности: 1) изменение суммы s зависимости от изменения одного из слагаемых; 2) изменение разности в зависимости от изменения уменьшаемого или вычитаемого; 3) изменение произведения в зависимости от изменения 310
одного из сомножителей; 4) изменение частного в зависимости от изменения делимого или делителя; 5) изменение площади квадрата в зависимости от увеличения или уменьшения в несколько раз его стороны.
Весьма эффективны и отдельные проблемные вопросы типа: «Почему треугольник назван треугольником? Можно ли было дать ему другое название, также связанное с его свойствами?»; «Возьмите два числа. Найдите их сумму и разность, сложите сумму с разностью. Сумели ли вы заметить что-либо интересное? Проверьте это на других примерах. Сделайте вывод»; «Как бы ' вы назвали треугольник, у которого один угол прямой?»

§ 4. Индивидуализация обучения

Индивидуализация обучения означает реализацию принципа индивидуального подхода в обучении, когда оно ориентируется на индивидуально-психологические особенности ученика, строится с учетом этих особенностей.
Рассмотрим, как происходит обычное обучение в классе. Класс состоит из учащихся с разным развитием, разной подготовленностью, разной успеваемостью и отношением к учению, разными особенностями внимания и памяти, разными интересами. Учитель часто ведет обучение применительно к среднему уровню — к среднему развитию, средней подготовленности, средней успеваемости, иначе говоря, он строит обучение, ориентируясь на некоего мифического «среднего» ученика. Это часто приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения; «слабые» ученики, наоборот, часто обречены на хроническое отставание и также теряют интерес к учению, которое требует от них слишком большого умственного напряжения. Да ведь и «средний» ученик — фикция. Те, кто относится к «средним», — это ученики очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, памяти, воображения, мышления. Одному необходима основательная опора на наглядные образы и представления, другой менее нуждается в этом; один медлителен, другого отличает относительная быстрота умственной ориентировки; один запоминает быстро, но не прочно, другой — медленно, но продуктивно; один приучен организованно работать, другой работает «по настроению»; один занимается охотно, другой по принуждению.
Принцип индивидуализации обучения исходит из необходимости ориентироваться не на «среднего» ученика, а на всех и каждого. Индивидуально-психологические особенности учащихся учитываются при выборе и применении отдельных методов и приемов обучения, при дозировке домашних заданий. Можно сочетать с этой целью фронтальную работу с классом и индивидуальную работу с отдельными учениками. Иными словами, методы обучения должны быть различными, варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.
В настоящее время психологи и педагоги пытаются найти оптимальное сочетание фронтальной работы с классом в целом, групповых и индивидуальных форм учебных занятий. Тогда одни и те же вопросы программы в зависимости от подготовленности учащихся, их индивидуальных склонностей, интересов и способностей, индивидуальных темпов работы школьники изучают с различной полнотой и глубиной, с тем, чтобы каждый был оптимально занят на уроке. Фронтальная работа с классом (обязательная для всех учеников) сочетается с известным варьированием материала для группы наиболее успевающих, особо интересующихся тем или иным вопросом учащихся, чтобы они более глубоко изучали материал по дополнительным источникам, расширяли знания, а также с индивидуальной работой с отдельными учащимися (для восполнения пробелов или расширения и углубления знаний). Так, отдельные группы учащихся некоторые разделы программ изучают по разным источникам, решают качественно различные задачи на одно и то же правило, получают различную дозу домашних заданий. В порядке индивидуальной работы ученики изучают дополнительную литературу, выполняют специальные задания и дополнительные упражнения.
Особенно нуждаются в индивидуальном подходе школьники с пониженной обучаемостью, чтобы предупредить их переход в категорию хронически неуспевающих или преодолеть их неуспеваемость, если она уже имеет место. В начальных классах могут встречаться дети с отсутствием достаточной познавательной активности, интеллектуально пассивные, как их называют психологи. Эти дети обнаруживают нормальное интеллектуальное развитие, которое проявляется в играх, практической деятельности. Но в учебной деятельности они еще не привыкли и не умеют думать, для них характерно стремление избежать активной мыслительной деятельности.
Психологи обосновали оптимальные пути обучения детей с низкой обучаемостью и интеллектуально пассивных детей. Обучение необходимо строить, исходя из особенностей их психики — замедленного темпа формирования обобщенных знаний, интеллектуальной пассивности, повышенной утомляемости при умственной деятельности. На первых порах оптимально для этой категории школьников обучение з несколько замедленном темпе, с более широкой наглядной и словесной конкретизацией общих положений, большим количеством упражнений, выполнение которых опирается на прямой показ приемов решения, с постепенно уменьшающейся посторонней помощью и так же постепенно повышающейся степенью трудности задач. Большее внимание должно быть уделено мотивационно-занимательной стороне обучения, стимулирующей развитие познавательных интересов.
Характерной особенностью работы с этими учениками должно быть не пассивное приспособление к слабым сторонам их психики, а принцип активного воздействия на умственное развитие школьников для максимального их развития, активное противодействие сложившемуся у некоторых из них представлению о собственной неспособности и даже неполноценности. Не обучение подстраивается под индивидуальные особенности ученика, а, скорее, ученик подстраивается под постепенно убыстряющийся и усложняющийся процесс обучения.
Важнейшую роль в преодолении стойкой неуспеваемости играет вера в свои силы, уверенность школьника в своих возможностях и способностях к обучению. Школьника надо убедить (и показать ему реально), что он вполне может знать и понимать учебный материал не хуже товарищей, что «трудно» не значит «невозможно». Следует постоянно помнить, что формированию веры в свои силы весьма способствует переживание школьником успехов, пусть первых и скромных. Поэтому важно так организовать работу неуспевающего школьника, чтобы он чувствовал свое движение вперед, надо дать ему возможность пережить радость первых успехов на том пути, на котором до сих пор у него были одни огорчения и неудачи. Надо пользоваться каждой возможностью, чтобы подчеркнуть хотя бы небольшой на первых порах успех ученика, обратить его внимание на некоторые (пусть пока еще скромные) его достижения.
Развитие способностей учащихся. Осуществление принципа . индивидуального подхода в обучении означает внимание не только к тем, кто затрудняется в учебной работе, но и к тем, кто обнаруживает высокий уровень умственного развития, проявляет ярко выраженные интересы, склонности и способности к каким-либо видам деятельности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Константинов Ф. и др. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Веккер Л. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ
  • Сергей Ваховски. Семь самых распространенных заблуждений о психологах и психологии
  • Колташов В. Г. Диалектическая психология.
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Пекова Александра Викторовна. ВООБРАЖЕНИЕ – ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ
  • Синхрония; Synchronicity; Synchronizitat
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Объективная психика; Objective Psyche; Objektiv Psyche
  • Сальникова Елена Ивановна. Понятие об ощущениях и восприятии
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Гностици́зм
  • Рамиль Гарифуллин. Где находится этот загадочный Центр Сознания и Воли? Уничтожит ли его Человек, благодаря развитию нанопсихологии?
  • Колташов В.Г. За тенью сознания.
  • Е.В. Повешенный. Человеческое сознание бессознательно
  • Рамиль Гарифуллин. О перспективах клонирования и психического сканирования мозга.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Никита Тараторин. Психологи на службе спецслужб
  • Архетипы; Archetypes; Archetyp
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Исаев Александр. Физическая психология.
  • Психология запахов
  • Хазен А.М. Разум природы и разум человека.
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Йегуда Ашлаг. Каббала и философия
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Йегуда Ашлаг. Четыре мира
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Добикова Татьяна Ивановна. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ
  • Психическое; Psyche; Психика; Псюхе
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев
  • Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н. Биология. Учебник. 9 класс. Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н.
  • Юнг Карл Густав. Психологические типы.
  • Герберт Стэнли Редгроув. В поисках философского камня
  • Крах НЛП в бизнесе
  • Хохлова Л. П. Трансдисциплинарный холодинамический подход к структуре личности
  • Сюрха Наталья Владиленовна. Развитие и коррекция нарушений речи при ознакомлении детей с природой
  • Душевная болезнь; психическое расстройство; Mental illness; Geistkrankheit
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Шелер М. Положение человека в Космосе.
  • Образ; Image; Bild
  • Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения
  • Розин В.М. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ О ПУТЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь