|
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.Категория: Психология, Учебные пособия | Просмотров: 268358
Автор: Крутецкий В. А.
Название: Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Внимание учащихся — обязательное условие успешной учебной работы. Обычные причины невнимательности школьников — усталость, отсутствие интереса к предмету, сухость и неясность изложения. Основные средства возбуждения внимания учащихся — динамичное ведение занятий с применением разнообразных приемов организации активности учащихся, живость наложения, переключение учащихся с одного вида деятельности на другой, устранение отвлекающих раздражителей, а также постепенное формирование способности противостоять им, бороться с их отвлекающим действием (легкий рабочий шум в классе, шум в коридоре или на улице, наличие в классе не имеющих отношения к уроку новых для учеников предметов, экспонатов, присутствие новых людей и т. д.). Иначе образуется изнеженное, избалованное внимание — привычка работать только в абсолютно благоприятных условиях.
Другая форма выражения положительных мотивов учения — наличие учебных интересов. Учебные интересы, как правило, избирательны, лишь у самых младших школьников они могут принимать форму интересов к учению вообще. Учебный интерес зависит от того, насколько ясно ученику значение изучаемого им материала, насколько связан материал с внеучебными интересами, насколько ясно и понятно излагает материал учитель, насколько активны и разнообразны методы обучения. Интерес может быть и косвенным, опосредованным, когда он определяется не просто занимательностью, а глубоким осознанием значения предмета, жизненной важности тех или иных сведений. Усвоение знаний. Усвоение как организованная познавательная деятельность ученика включает деятельность восприятия, памяти, мышления, воображения. Выделяют четыре основных звена процесса усвоения: 1) непосредственное восприятие, наблюдение (получение информации) ; 2) осмысление материала, мыслительная его обработка (переработка полученной информации); 3) запоминание и сохранение материала (хранение полученной и обработанной информации); 4) применение знаний на практике (применение информации). Разумеется, это деление в известной мере условно, так как указанные звенья не изолированы друг от друга, а тесно переплетены и взаимосвязаны. Например, первоначальное восприятие материала связано и с его осмыслением и запоминанием. Применение знаний на практике создает условия для их запоминания. Велика роль непосредственного восприятия, «живого созерцания» в усвоении учебного материала. Хотя в последнее время и ставится под сомнение такая организация учебной работы, когда широкая чувственная база обязательно является основой, на которой строится теоретическое обобщение, отрицать значение активного, организованного, планомерного восприятия, наблюдения в процессе обучения было бы ошибкой. Различают предметную наглядность, изобразительную наглядность и словесную наглядность. Предметная наглядность предполагает непосредственное восприятие предметов и явлений учащимися, включая классные опыты, экскурсии. Изобразительная наглядность осуществляется с помощью изобразительных средств— изображений различного рода, рисунков, муляжей, диапозитивов, кинокартин. В зависимости от характера изобразительных средств различают собственно изобразительную наглядность (реалистическое изображение предметов, явлений) и символическую наглядность (чертежи, схемы, таблицы, диаграммы). Словесная наглядность — это яркая, образная, живая речь учителя, словесные примеры, вызывающие у учащихся конкретные представления. Воспитание наблюдательности как навыка активного, организованного, целенаправленного, систематичного наблюдения очень важно. Организуя наблюдения, учитель ставит перед учащимися точную и определенную цель, направляет наблюдение, предлагает выделить детали, стимулирует учащихся на сравнение данного объекта с другими объектами, выделение существенных и несущественных признаков. Осмысливание учебного материала означает включение нового материала в определенную систему, установление внутрипредметных и межпредметных связей, связывание незнакомого материала с уже знакомым. Полученные и переработанные сведения должны быть сохранены в памяти, чтобы в любой момент можно было извлечь их и применить па практике. Наиболее эффективное запоминание происходит в активной деятельности с изучаемым материалом. Эта же эффективность существенным образом зависит от установок — установки на запоминание вообще и установок более частного характера: на длительное сохранение в памяти, на точное воспроизведение или воспроизведение своими словами и т. д. Роль учителя заключается в том, чтобы создавать у учащихся соответствующую установку, указывая на то, что нужно запомнить на время, что — навсегда, а что и вовсе не следует запоминать, достаточно просто понять и т. д. Умения и навыки. Обучаясь в школе, учащиеся приобретают разнообразные умения и навыки путем упражнений и тренировки. Упражнение как необходимое условие формирования и закрепления навыков должно удовлетворять следующим условиям: 1) следует точно знать цель упражнения, каких результатов нужно добиться; 2) необходимо специально следить за точностью выполнения упражнения, чтобы не закреплять ошибки, если они возникают, следить за результатами упражнений, сравнивать свои действия с эталоном, осознавать, какие успехи уже достигнуты и па каких недостатках следует фиксировать внимание, чтобы их устранить; 3) упражнения не должны быть случайным набором однотипных действии; в основе их должна лежать определенная система, необходимо планировать правильную последовательность их, в частности постепенно усложнять; 4) упражнения не должны прерываться на сколько-нибудь длительное время, так как в этих условиях навык образуется медленно. Обучаемость школьников. Уже отмечалось, что успех обучения в известной степени зависит и от индивидуально-психологических особенностей учащихся. Одна из таких особенностей — различие в обучаемости каждого ученика. Обучаемость — это общая умственная способность к усвоению основ наук, или, иначе говоря, восприимчивость к обучению. Всякий нормальный в психическом отношении и здоровый школьник, безусловно, способен к обучению в школе и к получению среднего образования. Но конкретные условия жизни каждого ученика своеобразны и неповторимы. Какова обстановка в семье, взаимоотношения членов семьи, единственный ли ребенок в семье, каково состояние его здоровья, каковы особенности его памяти, мышления и воли — все сказывается на обучаемости школьника. Обучаемость - это система интеллектуальных свойств человека, от которых при всех прочих равных условиях зависит успешность обучения. Эта система представляет единство таких качеств, как обобщенность мыслительной деятельности (полнота абстрагирования существенных признаков), самостоятельность мышления, гибкость мыслительной деятельности (легкость ее перестройки в соответствии с изменившимися условиями), смысловая память, характер связи наглядно-образных и отвлеченных компонентов мышления. Индивидуальные различия в обучаемости определяются уровнем развития и спецификой сочетания указанных качеств. Слабость развития одних качеств может быть при соответствующих условиях компенсирована более высоким развитием других. А потому один и тот же уровень обучаемости может быть достигнут различными путями с опорой на различные стороны интеллекта школьников. Разумеется, обучаемость не есть постоянное и неизменное свойство личности, не есть нечто раз навсегда предопределенное, она развивается и совершенствуется в процессе обучения, в процессе овладения соответствующей деятельностью. Поэтому относительно низкий уровень обучаемости отдельных школьников никак не освобождает учителя от необходимости максимально развивать мыслительные способности этих учащихся, стремиться к полноценному усвоению ими учебного материала. В настоящее время изучены некоторые типы учащихся с различной обучаемостью. Школьников с более высокой обучаемостью характеризует быстрый темп усвоения, который связан с быстрым обобщением, высокой гибкостью (подвижностью) мыслительного процесса и т.д. Школьников с более низкой обучаемостью отличает замедленный темп усвоения, что определяется слабостью обобщения, инертностью (малой подвижностью) мышления и т. д. § 2. Формирование у школьников научных понятий Учебные предметы, которые усваивают школьники, представляют собой системы научных понятий как обобщенных знаний о существенных признаках предметов и явлений. Усвоение учебного предмета и представляет, в частности, формирование соответствующих понятий. Как формируются научные понятия у школьников в учебной работе? Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|