|
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 106634
Автор: Мамайчук И. И.
Название: Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое, но чаще неосознаваемое отождествление ребенка с какими-либо отрицательными моментами в жизни родителей. В результате кодро-сток ощущает себя помехой в жизни родителей, возникают эмоциональные барьеры между ним и родителями. Эмоциональное отвержение формирует у подростка не только невротические расстройства личности, но и способствует развитию эпилептоид-ной акцентуации и психопатическому развитию. Нередко эмоциональное отвержение приводит к жестокому обращению с ребенком, что проявляется в многочисленных наказаниях, избиениях.
При гипопротекции родители в силу объективных обстоятельств (занятость) не контролируют ребенка, игнорируют его потребности, не проявляют интереса к его успехам, предоставляют ему максимум самостоятельности, что является неблагоприятным фактором для подростков с гипертимной и неустойчивой акцентуацией. Такой стиль воспитания нередко наблюдается в многодетных семьях. Однако при данном типе воспитания эмоциональных барьеров между родителями и ребенком не существует. Исследования многих авторов показали, что гипопротекция наиболее неблагоприятна для подростков с акцентуациями характера по гипертимному типу, неустойчивому и конформному. Доминирующая гиперпротекция наиболее травматична также для гипертимных подростков и подростков с психостенической, астено-невротической и сензитивной акцентуацией. Воспитание по типу «потворствующая гиперпротекция»- оказывает неблагоприятное воздействие на подростков с истероидной и лабильной акцентуацией. Эмоциональное отвержение создает психотравмирующую ситуацию при лабильной, сензитивной и астено-невротической акцентуации. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности крайне негативно влияет на подростков с психастенической акцентуацией. В исследованиях А. Я. Варга и В. В. Столина выделяются пять основных составляющих отношения родителей к ребенку: 1. Степень эмоционального отношения к ребенку. 2. Желательный образ родительского отношения. 3. Уровень межличностной дистанции в общении с ребенком. 4. Форма и направления контроля за поведением ребенка. 5. Особенности восприятия и понимания ребенка родителями. 377 Авторами был разработан опросник, направленный на анализ особенностей отношений родителей к своему ребенку. В опроснике выделено пять шкал: отвержение, социальная желательность, симбиоз, гиперсоциализация и инфантилизация. В исследовании И. М. Тарамыго, проведенном под нашим руководством, было выявлено, что у родителей подростков с нарушениями поведения достоверно чаще встречается эмоциональное отвержение подростков. Это проявляется в недооценке родителями личностных особенностей подростка, в повышенной фиксации на негативных его характеристиках (Тарамыго, 2002). Например, мать Володи К., 15 лет, обратилась к психологу с жалобами на плохое поведение сына: «лжет, ворует, грубит, не ходит в школу и пр.». Мальчик от первой нормально протекавшей беременности. Матери в период беременности было 16 лет, отцу 17. Когда ребенку был 1 год, отец был призван в армию, где познакомился с другой женщиной и в семью не вернулся. До пяти лет Володя проживал с бабушкой, после смерти бабушки стал проживать с матерью, которая к тому времени вышла замуж. Мать характеризует своего мужа положительно, жалуется психологу, что у сына не складываются отношения с отчимом. Об отце мальчика мать отзывается крайне негативно. Специальный анализ показал, что мать слабо ориентируется в характерологических особенностях сына, склонна выделять только негативные стороны его характера. На вопрос психолога: «Какие позитивные качества у вашего сына?», мать задумалась, а затем ответила: «Я не вижу в нем ничего положительного». В процессе обследования четко прослеживалось выраженное эмоциональное отвержение матерью сына, которое носило открытый характер. В ходе направленной беседы мать доверительно призналась психологу, что она не любит старшего сына, так как он очень похож на своего отца, который «испортил мне всю молодость». Важным моментом первичной психодиагностики является анализ поведения родителя, обратившегося на консультацию по проблемам подростка. Перед психологом стоит задача правильного анализа не только вербальной информации (жалоб), но и невербальных, выразительных средств: поза, мимика, жесты, темп речи и пр. Разнообразная информация, извлеченная из первой беседы с родителями, требует соответствующего обобщения.,В целях прак- 378 тического удобства обобщение можно проводить в виде выделения ведущих психологических синдромов, включающих специфические характеристики сюжета жалоб, особенностей их подтекста, а также ряд дополнительных неспецифических поведенческих проявлений. Следует помнить, что психологические синдромы представляют собой первоначальные гипотезы, которые проверяются и уточняются в дальнейшей работе с ребенком и родителями. Психологическая диагностика подростков с нарушениями в поведении проводится следующим образом: 1. Проанализировать степень обоснованности жалоб родителей на поведение подростка. Решение этой диагностической задачи во многом предопределяет диагностику родительского отношения к подростку и характер дальнейшей работы с родителями. 2. Если жалобы родителей полностью или частично обоснованы, необходимо оценить психическое состояние подростка, выявить и квалифицировать степень его дисгармонии, особенности его поведения. 3. На основании решения первых двух задач сформулировать дальнейшие диагностические цели (личностная характеристика родителей, родительского отношения и взаимоотношений с подростком, отношений в семье в целом, отношений подростка вне семьи), а также определить конкретные задачи психологической коррекции с подростком и родителями. Конструктивный блок психологической коррекции направлен на проектирование психокоррекционного процесса, отбор средств и методов коррекционных воздействий с учетом индивидуально-психологических особенностей подростка и его родителей. Перед психологом стоят следующие задачи: — Оценка психологической готовности семьи для участия в психокоррекционном процессе. — Определение общих организационных вопросов психокоррекционного процесса (подбор времени занятий, стабильность состава, место занятий). — Разработка конкретных психокоррекционных технологий. Эффективность семейной психокоррекции в значительной степени определяется сильной и устойчивой мотивацией всех членов семьи к участию в ней. Психолог должен рассказать членам 379 семьи об организации психологической коррекции, о затратах времени, ответственности каждого из участников занятий. Для определения психологической готовности членов семьи к занятию целесообразно использовать метод «парадоксальной интенции», предложенный Франком (Frank, 1975). Психолог рассказывает о трудностях, которые предстоит преодолеть всем участникам психокоррекции, подчеркивает, что занятия будут проводиться в вечернее время, когда хочется отдохнуть дома после рабочего дня, что занятия обязательно должны проводиться в одно и то же время в постоянном составе и пр. Очень важно правильно оценить реакцию будущих участников на такие высказывания психолога. Важным является также разъяснение психолога о значении психологической коррекции в доступной для родителей и подростка форме. Желательно подкреплять рассказ примерами из своей практики. Психологу, организующему работу с семьей подростка с нарушениями в поведении, приходится решать множество проблем. Например, работать сразу со всей семьей или с отдельными ее членами, начинать работу с проблем подростка или его родителей и пр. Организация психокоррекционного процесса зависит как от индивидуально-психологических особенностей его участников, так и специфики проблем. В связи с этим эффективность психокор-рекционных занятий может быть достигнута путем использования разнообразных стилей и форм работы с семьей. Например, индивидуальная работа с одним из членов, групповая работа, использование директивных или недирективных способов психокоррекци-онных воздействий. Успешность решения определенных задач психологической коррекции в значительной степени зависит от подбора психокор-рекционных техник. Это могут быть техники, широко используемые в зарубежной и отечественной психологии, — проигрывание ролей друг друга (Barker, 1981), техника «намеренного бездействия» (Peres, 1979), техника «обмен ролями» (Захаров, 1982), психодрамы (Moreno, 1965; Kipper, 1986), арт-терапия (Захаров, 1986), групповые дискуссии (Мамайчук, 2000) и многие другие. Основной целью организационного блока является практическая реализация психокоррекционных задач. 380 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|