|
Баранд И., Баранд Р. Психоанализ во ФранцииКатегория: Психоанализ, Психология | Просмотров: 4273
Автор: Баранд И., Баранд Р.
Название: Психоанализ во Франции Формат: HTML Язык: Русский Отметим, что психодраматический групповой анализ применяется в основном в психиатрических отделениях для детей и взрослых, тогда как индивидуальная аналитическая психодрама скорее показана для психотических больных или же используется в диагностических целях при первом собеседовании в консультационных центрах. С. Лебовичи подчеркивал благотворность влияния диагностической психодрамы на аудиторию как в дидактическом смысле, если речь идет о присутствующих психиатрах и их коллегах, так и в терапевтическом смысле, когда речь идет о близких для пациента людях. Эта функция с успехом может быть использована в целях теоретической и технической подготовки представителей многочисленных профессиональных категорий, занимающихся проблемами нормального и патологического развития ребенка, а также в самом широком смысле всех тех, кто заботится о психическом здоровье детей и взрослых. Тем не менее французские психоаналитики используют групповые методы с большой осторожностью: они отказываются от техники ролевой игры там, где “терапия” социального существа расширяется до решения человеческих конфликтов на социально-экономическом уровне. Они рассматривают психоаналитическую подготовку как обязательное условие для пользования методами, которые направлены, по существу, на экспериментальное поле взаимодействия переноса и контрпереноса.
Проблема обучения психоанализу и передачи психоаналитических знаний Проблема подготовки психоаналитиков явилась главной причиной первого раскола французского психоаналитического движения в 1953 году. В последнее десятилетие ей придавалось все большее значение, о чем свидетельствуют новые вызванные этой проблемой расколы в обеих образованных в 1953 году фракциях, а также многочисленные теоретические работы, посвященные обучению психоанализу в Парижском психоаналитическом обществе (ППО). Проблема продолжает оставаться актуальной, особенно для ППО, где со времен раскола в 1953 году постоянно возникают конфликты и кризисы, которые тем не менее не ставят под сомнение целостность группы. На научных собраниях комиссии по вопросам образования этой группы постоянно обсуждаются теоретические вопросы обучения психоанализу. Благодаря принятию новых договоренностей, касающихся изменения принципов и форм обучения, до сих пор удавалось сглаживать противоречия, порождаемые этой взрывоопасной проблемой. Рамки настоящей статьи не позволяют нам детально проследить за развитием данной проблемы; впрочем, об этой динамике читатель может сделать вывод из упомянутых выше уставов различных объединений. Мы же ограничимся перечислением основных работ. 1. Вскоре после возобновления деятельности в 1945 году по инициативе С. Накта был введен принцип невмешательства и строгого нейтралитета аналитика при обучении будущего аналитика, личный анализ которого он ведет. Такой подход противоречит обычаю, принятому в большинстве объединений, входящих в МПО. 2. Практика контроля на групповых семинарах делает возможным коллективное участие; одновременно разрешается присутствовать кандидатам, допущенным к обсуждению контрольных случаев. Их участие в групповом контроле в качестве слушателей позволяет им впервые ознакомиться с методом лечения. Это правило применяется прежде всего в ППО. Как ни странно, оно свидетельствует о стремлении французских психоаналитиков сохранить в чистоте классические формы терапии (об этом же говорит и принцип невмешательства), причем в отличие от англосаксонских коллег они подчеркивают различие между контрольным и личным анализом. 3. Все более явно ставится под сомнение специфический характер учебного анализа. Это проявляется в нежелании ставить квалификацию аналитика в зависимость от его звания и места в иерархии и стремлении воссоздать свободу аналитического процесса у будущих аналитиков. В этом смысле в развитии ППО можно выделить два этапа: устранение в 1963 году категории обучающих аналитиков; все титулованные члены уполномочивались проводить анализ, по-прежнему называемый учебным анализом. Параллельно с этим была отменена прежняя практика недопущения лиц без медицинского образования к психоаналитической подготовке. С 1970 года к обучению стали допускаться кандидаты, анализ которых проводился внештатными членами. Эта тенденция по-разному проявляется и в других группах, существующих в рамках французского психоаналитического движения, о чем можно судить по соответствующим положениям в их уставах. Мы уже отмечали парадоксы Школы Фрейда, которая повышает ценность понятия дидактики, несмотря на то, что, согласно положению, психоаналитиком является каждый, кто объявляет себя таковым. В 1967 году ППО посвятила один из коллоквиумов учебной комиссии проблеме подготовки аналитиков; его цель состояла в том, чтобы на теоретическом уровне охарактеризовать профессиональные и личностные качества, необходимые для работы аналитика. Студенческие волнения в мае 1968 года стимулировали в ППО обсуждение вопроса о передаче психоаналитических знаний. Ему были посвящены многочисленные статьи (Ж. Л. Донне, Р. Баранда, С. Лебовичи, Ж. Руара), написанные под впечатлением от семинаров, коллоквиумов или научных встреч, открытых для всех членов общества. Такие статьи собирались в различных журналах и печатались в специальных тематических номерах (см. список литературы в конце настоящей статьи). Разумеется, внимание к вопросам образования не является специфической особенностью французского движения, о чем свидетельствуют предварительные конгрессы, которые регулярно проводит МПО перед международными конгрессами. И все же создается впечатление, что благодаря своим практическим рекомендациям французские объединения находятся в авангарде борьбы с бюрократическими тенденциями, которые в различных обществах МПО угрожают нарушить процесс подготовки будущих аналитиков. Резюме В заключение мы сошлемся на высказывание Эриха Фромма в работе “Кризис психоанализа” (Fr omm 1970): необходимо, чтобы у каждого аналитика была установка исследователя, а не специалиста, стремящегося использовать свои знания для того, чтобы заработать средства к существованию. Он намекает на тенденцию к бюрократизации, которая с течением времени, несмотря на всю научность первоначальной установки, ведет к определенному конформизму. Провозглашаемое большинством французских аналитиков стремление сохранить чистоту классического учения может завести в подобный тупик — пожалуй, именно так нередко и происходит. Можно увидеть, что те, кто поначалу испытывают сомнения, впоследствии, как правило, склоняются к тому, чтобы защищать наработанное ими от каких-либо изменений. Тем не менее для многих аналитиков пример Фрейда, сделавшего самого себя объектом своего анализа, остается таким же труднодостижимым, как и его наследие. Воззрения Кляйн или Гартманна никем во Франции не перенимались вслепую, напротив, они постоянно подвергались критике и ревизии, что скорее вело к плодотворному оживлению деятельности групп, чем просто к полемике. Постепенное освоение классических трудов Абрахама, Ференци, Федерна, Райха, Райка, Германна и др. сделало более плодотворными и собственные исследования аналитиков. Очень многие французские аналитики созданием своих концепций отчасти обязаны тому или иному представителю этого первого поколения, уже с 20-х годов влиявшего на развитие французского психоанализа. Является ли французский психоанализ по-прежнему жизнеспособным и можно ли считать многочисленные дебаты, расколы и перегруппировки в поисках своего собственного пути признаком его молодости? Можно удивляться феномену возвращения к жизни “старых авторов”, а также упорного изучения фрейдовского наследия с целью раскрыть все его тайны. С 1967 года мы располагаем таким рабочим инструментом, как “Словарь по психоанализу”, появлением которого мы обязаны Ж. Лапланшу и Ж. Б. Понталису. Это сопоставление психоаналитических понятий и комментарии к ним возникли благодаря прочтению с технической, критической и исторической точек зрения трудов Фрейда и его последователей. И уже само их изложение привело к новой постановке вопроса. “Если фрейдовские теории представляют собой защитную оболочку его вчувствования, одновременно скрывает его и обнажает, то как тогда обстоит дело с самым ядром?” — задается вопросом Н. Абрахам в работе “Ядро и оболочка” (Abraham 1968). Сейчас самое время вновь обратиться к письмам к Флиссу и снам из “Толкования сновидений”, выхватить написанное из контекста жизни Фрейда, чтобы придать ему особое значение в обновленном контексте. Даже если подобное начинание определяется амбивалентными интенциями и проекциями, заслуга его заключается в том, что оно снимает табу с фигуры Фрейда и включает его в нашу среду. Критическое прочтение “Конечного и бесконечного анализа”, дополнения, сделанные к истории Вольфсманна (“человека-волка”), являются одновременно попыткой переосмысления и развития фрейдовского наследия. Мы надеемся, что в ходе настоящего краткого изложения, к возможной неполноте которого читатель должен быть снисходителен, нам удалось показать, что французское психоаналитическое движение не утратило активности и жизнеспособности. Это означает: у него есть будущее, что вселяет в нас оптимизм. ПРИМЕЧАНИЯ [1]Так, важные статьи были помещены в журнале “Temps Modernes”, издаваемом Ж.-П. Сартром, а также в “La Nef” Л. Фора, в “Arc” и др. [2]Несмотря на то, что работы американских культур-антропологов вызвали во Франции большой интерес, тем не менее среди французских исследователей этот метод не нашел приверженцев. [3]Согласно Мерло-Понти, это относится также к темам, которые подтверждают психоанализ, но как раз при ускоренном и поверхностном анализе скрывают “бессознательное второй степени”. [4]На конгрессе в Риме (1953) Лакан дал следующее определение: “Сигнификант — это совокупность материальных элементов речи, связанных единой структурой; сигнификант представляет собой материальную основу речи: буквы или звуки. Он не является ни сигналом, ни обозначением предмета, так же как, и сигнификат. Сигнификат — это общий для всех смысл некого опыта, о котором сообщается в речи: он проявляется в глобальности следующих друг за другом сигнификантов и не может быть каким-либо образом упорядочен в сигнификанте предложения”. Цит. по: Rifflet-Lemaire, Jacques Lacan, Bruessel: Editions Dessart 1970, 89. [5]Как мы видим из других статей, процесс становления психоанализа во многих странах протекал аналогичным образом. [6]Необходимые сведения можно найти в шестом выпуске журнала “Psychiatrie Aujourd’hui” (ноябрь 1971 года), посвященном уставам современных психоаналитических объединений. [7]Психологический феномен, открытый Б. Зейгарник (1927), состоит в том, что нерешенные задачи и прерванные действия запоминаются лучше, чем завершенные. [8]Алиса Балинт отмечает, что наше отношение к самим себе развивается точно так же, как наше отношение к окружающему миру. [9]Это удовольствие от действия может быть приближено фаллическим катексисом или даже объясняться катексисом всего тела. Оно выражает собой исчезновение страха кастрации в рамках вторичного нарциссизма. Литература: Культорологические журналы, посвященные проблемам психоанализа “Nouvelle Critique” (7, 1949): “Autocritique: la psychanalyse, idйologie rйactionnaire” “Connexions” (йditions “Epi”, с 1971), “Musique en Jeu, Psychanalyse et Musique” (9, 1972) “Evolution psychiatrique” (37, 1972): “Antipsychiatrie” Общетеоретические работы Althusser, L.: Pour Marx. Paris: Maspero 1966 Bachelard, G. : La formation de l’esprit scientifique. Contribution а une psychanalyse de la connaissance objective. Paris: Vrin 1938 Bastide, R.: Sociologie et psychanalyse. Paris: P. U. F. 1972 Besanзon, A.: Histoire et expйrience du Moi. Paris: Flammarion 1971 Castel, R.: Le psychanalysme. Paris: Maspero 1973 Chasseguet-Smirgel, J.: Les rйsistances а l’application de la psychanalyse hors du champ thйrapeutique (1969). Brьssel: Editions de l’Universitй 1973 Clancier, A.: Psychanalyse et critique littйraire. Toulouse: Privat-druck 1973 Dalbiez, R.: La mйthode psychanalytique et la doctrine freudienne. Paris: Desclйe et Brouwer 1936 David, C.: Difficultйs et limites de l’approche psychanalytique des faits sociaux en psychanalyse et sociologie (1969). Brьssel: Editions de l’Universitй 1973 Deleuze, G., Guattari, F.: Capitalisme et schizophrйnie — l’antioedipe. Paris: Minuit 1972 Derrida, J.: L’йcriture et la diffйrence. Paris: Seuil 1967 Devereux, G.: Essais d’ethnopsychiвtrie gйnйrale. Paris: Gallimard 1970 Ethnopsychanalyse complйmentariste. Paris: Flammarion 1975 Fonagy, I.: Die Metaphern in der Phonetik. Paris: Mouton 1963 Foucault, M.: Les mots et les choses. Paris: Gallimard 1965 Fromm, E.: The Crisis of Psychoanalysis. New York: Holt, Rinchart, Winston 1970 Held, R.: L’oeil du psychanalyste. Paris: Payot 1973 Hesnard, F. E.: Les dйbuts de la psychanalyse en France. Europe-Revue Liitйraire Mensuelle, Mдrz 1974 Hochmann, J.: Pour une psychiatrie communautaire- Paris: Seuil 1971 Jouve, P. J.: Vagadu. Paris: Gallimard 1931 Kleinpaul, R.: Das Leben der Sprache, 1893 Lйvy, A.: Les paradoxes de la libertй dans I’hфpita! psychiatrique. Epi 1969 Lйvy-Strauss, C.: Anthropologie structurale. Paris: Pion 1958 Mendel, G.: Socio-Psychanalyse. Paris: Petite bibliothиque Payot 1972 Rйvolte contre le pиre. Paris: Payot 1969 La crise des gйnйrations. Paris: Payot 1969 Pour dйcoloniser l’enfant. Paris: Payot 1971 Merleau-Ponty, M.: Le visible et l’invisible. Paris: Gallimard 1964 Предисловие к: A. Hesnard, “L’њuvre de Freud”. Paris: Payot 1960 Moscovici, S.: La Psychanalyse, son image, son public. Paris: P. U. F. 1961 Mounin, G.: Clefs pour la linguistique. Paris: Seghers 1968 Palmier, J. M.: Lacan. Le symbolique et l’imaginaire. Collection psychothиque. Paris: Ed. universitaires 1969 Piaget, J.: Le structuralisme. Coll. “Que sais-je”. Paris: P. U. F. 1968 La psychologie de l’intelligence. Paris: Colin 1967 Politzer, G.: La crise de la psychologie contemporaine. Coll. Problиmes. Paris: Ed. Sociales 1947 Ricoeur, P.: De l’interprйtation. Essai sur Freud. Paris: Seuil 1965 Robert, M.: La rйvolution psychanalytique. Paris: Petite bibliothиque Payot, 2 Bde., 1964–1972 D’Oedipe а Moise. Paris: Calmann-Lйvy 1974 Sartre, J.-P.: Critique de la raison dialectique. Paris: Gallimard 1960. На нем. яз.: Kritik der dialektischen Vernunft. Hamburg: Rowohlt 1967 Предисловие к: D. Laing, G. Cooper, “Reason and Violence”. London: Tavistock 1964 Stephane, A.: L, univers contestationnaire. Paris: Payot 1969 Tort, M.: La psychanalyse dans le matйrialisme historique. Nouvelle Revue de Psychanalyse, 1, 1970 Работы и журнальные статьи по психоанализу Наряду со “Словарем по психоанализу” Ж. Лапланша и Ж.-Б. Понталиса (Laplanche, J., Pontalis, J.-B.: Vocabulaire de la Psychanalyse. Paris: Presses Universitaires de France 1967) и “La Psychanalyse d’aujour d’hui” (с предисловием С. Накта), Paris: P. U. F. 1956 определенные номера журналов и книги были посвящены специальным психоаналитическим темам. (Сокращения: R F PSA: “Revue Franзaise de Psychanalyse” NR PSA: “Nouvelle Revue de Psychanalyse”) Перенос: R F PSA, 1, 2, 1952 Контрперенос: R F PSA, 1963 Толкование: R F PSA, 1962 и 1954 Аналитический процесс: R F PSA, 5, 6, 1969 Паранойя: R F PSA, 1, 1966 Нарциссизм: R F PSA, 5, 6, 1965 Бессознательное: VIи colloque de Bonneval 1961, Paris: Desclйe et Brauwer 1966 Эдипов комплекс: XXVIIи Congrиs des Langues Romanes, Lausanne 1966, in: R F PSA 5 6, 1967 Сновидения: R F PSA 1963 (Специальный номер) и R F PSA l, 1959 Агрессия: R F PSA, 2, 1962 (Специальный номер) Психотерапия: R F PSA, l, 1964 “Вольфсманн” (“человек-волк”): R F PSA, 1, 1971 “Раттенманн” (“человек-крыса”): R F PSA, 4, 1971 Креативность: R F PSA Juli 1972 Перверсии: L’Inconscient, 2, 1967 La sexualitй perverse. Paris: Payot 1972 Le dйsir et la perversion. Paris: Seuil 1967 Женская сексуальность: In: “La psychanalyse”, 7, 1964 Recherches psychanalytiques nouvelles sur la sexualitй fйminine. Paris: P. U. F. 1964 Современный статус психоаналитических объединений: “Psychiвtrie d’aujourd’hui”, 6, 1971 (Revue trimestrielle des Psychiвtres) Дальнейшее развитие психоанализа: Etudes freudiennes, 1, 2, 1969 и 5, 6, 1972 Topique, 1, 1969 и 2, 1970 Interprйtation. Hachette Littйrature, 1, 1973 Abraham, N.: L’йcorce et le noyau. Critique, 1968, 249 Le temps, le rhythme, et l’inconscient. R F PSA, 36, 1971 Предисловие к: I. Hermann, “L’instinct filial”. Paris: Denoлl 1972 Abraham, n., Torok, M.: Introjecter, incorporer. Deuil ou mйlancolie. NR PSA, 1972 Le mot magique de l’homme aux loups. R F PSA, 35, 1971 De la topique rйalitaire. R F PSA, 35, 1971 Allendy, R.: La psychanalyse, doctrine et application. Paris: Denoлl et Steele 1931 L’amour. Paris: Denoлl et Steele 1942 Amado-Levy-Valensi, E.: Le dialogue psychanalytique. Paris: P. U. F. 1962 Anzieu, D.: Le psychodrame analytique chez l’enfant. Paris: P. U. V. 1956 Etude Psychanalytique de groupes rйels. Temps Modernes 1966, 56–73 Elйments d’une thйorie de l’interprйtation. R F PSA, 1970, 56 De la mйthode psychanalytique et de ses rиgles dans la situation de groupe. Perspectives Psychiвtriques, 33, 1971 L’Illusion groupale. NR PSA 1971 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|