Холлис Дж. Мифологемы: Воплощения невидимого мира.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 16305

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Повседневное «считывание» внешнего мира - задача, которой нам больше чем достаточно: отслеживать целый град посланий, или вещей в себе, или ухода в сторону от реальных проблем26, или голосов богов. По выражению Уильяма Мэттыоса27,
Все разве не означает что-то? ...[и как] нам выдержать бремя зацикленности на себе и незнания себя?28
Природа восприимчивости к мифу в основном проявляется в любопытстве, в способности спрашивать «почему?», «что это значит?» и «как мне на это реагировать?». Хорошей иллюстрацией этому может послужить автобиография Юнга, что, в общем, неудивительно, а точнее, ее фрагмент, в котором описываются трудности, связанные с кризисом среднего возраста. С 1913 по 1917 год он был поражен воздействием внутренних сил, в то время как мир был поражен ужасом происходящего в маленьких городках под названием Верден, Пашендейль и Ипр29. Юнг боялся быть подавленным силами собственного бессознательного; воздействие этих энергий было настолько сильным, что он боялся наступления психоза. Один публицист утверждал, что в этот период времени Юнг был подвержен психозу, что, на мой взгляд, не соответствует действительности30. Он не обратил внимания на собственные замечания Юнга, а также на то, что фантазии, о которых говорил Юнг, содержались в психологическом контейнере, - и что все это делалось ради того, что он называл Auseinandersetzung31, диалектической беседой, в которой Эго является восприимчивым, но не отказывается от своей точки зрения. Юнг был уверен в том, что он подчиняется неким божественным силам, чтобы испытать пережива-
26 В оригинале - red herrings. Это метафора взята из английского охотни
чьего лексикона. Чтобы сбить гончих со следа, используют рыбу, красную сельдь,
которую тянут на веревке, пересекая след, по которому бегут гончие. Запах рыбы
отвлекает собак, и они теряют след. Эта метафора означает уход от главной про
блемы в пользу вторичной, менее важной.
27 Уильям Мэттьюс - современный американский поэт. - Примеч. пер.
28 "The Psychopathology of Everyday Life", in The Norton Introduction to Poetry,
p. 157.
29 У этих городов происходили самые кровопролитные сражения во время
Первой мировой войны. - Примеч. пер.
30 См. Paul Stern, The Haunted Prophet.
31 Auseinandersetzung (нем.) - спор, полемика, дискуссия. - Примеч. пер.

32

Глава 1

лие, которое стало бы для него масштабным. Он писал: «Я испытал ощущение, что некая высшая воля направляла и поддерживала меня... и она же в итоге дала мне силы выстоять»32. Короче говоря, он должен был знать, что хотят от него боги, что хочет от него его душа.
Вместо того чтобы справляться со своими эмоциями, с которыми он столкнулся, Юнг стремился их понять, пытаясь выявить воплощаемые ими образы. Следующий фрагмент является ключевым, ибо в нем проявляется восприимчивость к мифу и способность видеть движения духа в материальной жизни:
Когда мне удавалось перевести чувства в образы, то есть найти в них какие-то скрытые картины, я достигал покоя и равновесия. Если бы я не сумел объяснить себе собственные чувства, они захлестнули бы меня и в конечном счете разрушили бы мою нервную систему. Возможно, на какое-то время мне и удалось бы отвлечься, но это лишь усугубило бы мой неизбежный невроз. По своему опыту я знал, как полезно, с терапевтической точки зрения, объяснять эмоции, находить скрытые за ними образы и картины.33
Этот фрагмент очень информативен с точки зрения целей, которые мы преследуем. Прежде всего Юнг отмечает, что мы можем лишь сознательно относиться к тем невидимым энергиям, которые затем становятся видимыми, то есть когда они выражаются в образе. Такие образы могут быть аффективными состояниями, как, например, депрессии, некие соматические расстройства, как, например, «боли в желудке», или же это могут быть образы сновидений, или образ поведения, выраженный в определенных паттернах. Все, что наполняет образ духом, может стать доступным сознанию.
Во-вторых, Юнг отмечает, что если бы он игнорировал образы, обрушивавшиеся на него из бессознательного, это значило бы, что они обладают автономной энергией в его жизни. И, в-третьих, расщепить их, то есть подавить их или спроецировать их на кого-то или на что-то еще, означало бы создать это интрапсихическое расщепление в собственной деятельности, то есть страдать тем, что мы исторически называем неврозом.
32 Memories, Dreams, Reflections, p. 177.
33 Ibid.

Природа восприимчивости к мифу

33

То, о чем говорит в данном случае Юнг, - это больше чем индивидуальный кризис и даже больше, чем психотерапевтическая стратегия исцеления, при всей важности и того и другого. Он нам показывает восприимчивость к мифу, способность «считывать» движения духа в осязаемом мире. Он уверен в том, что для его эффективной психотерапевтической деятельности важна не только его индивидуальная работа, но и ответственная открытость к некой энергии, трансцендентной Эго, которая хочет выразить себя через него34. Обратившись к особому, своему внутреннему источнику мудрости и познания, он пришел к выводу относительно автономии этих образов.
Эта сознательная, произвольная точка зрения, заслуживающая всяческого уважения, отличается от психотического состояния, иллюстрацию которого можно увидеть в биографии Джона Нэша, написанной Сильвией Нэзар35, под названием «Прекрасный ум» (A Beautiful Mind). Эго Нэша было значительно ослаблено, скорее всего, из-за расстройства, вызванного биохимическими нарушениями деятельности головного мозга, которые проявлялись настолько сильно, что он не мог отличать людей, находящихся с ним в одной комнате, от собственных интрапсихических образов этих людей.
Юнг признает неотвратимую силу образа и силу сознания, необходимую, чтобы вступить в диалог с этим образом и увеличить масштаб сознания. Он постоянно говорит о своем Ausein-andersetzung: «...есть во мне нечто, объясняющее вещи, для меня неожиданные, которые я не готов принять»36. Он осознал, что столкнулся с содержанием образов, которые он обнаружил, общаясь со своими пациентами-психотиками в Цюрихской клинике Бургхольцли. Он пишет:
Это был мир бессознательных картин и образов, приводивший душевнобольных к роковому безумию. Но в нем же содержались не-
34 Memories, Dreams, Reflections, p. 178 и далее.
35 Сильвия Назар (род. в 1947 г.) - немецкий писатель и экономист. В 1998
году опубликовала книгу «Прекрасный ум: жизнь математического гения и но
белевского лауреата Джона Нэша» о судьбе нобелевского лауреата по экономи
ке 1994 г. и его супруги, за эту книгу она получила премию Национальной гиль
дии литературных критиков за лучшую биографию, а также была номинирова
на на Пулитцеровскую премию. - Примеч. ред.
36 Memories, Dreams, Reflections, p. 183.

34



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Алчность упрямства»
  • Притча «Бессмыслица»
  • Притча «Ценный подарок»
  • Притча «Самое главное»
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Притча «Другой»
  • Притча «Люби правильно»
  • Притча «Мир и одиночество»
  • Притча «Сеун [Сйоун] и его мать»
  • Притча «Простой выбор»
  • Притча «Любовь дочери»
  • Притча «Жизнь - в полосочку»
  • Притча «Последняя воля и завещание»
  • Притча «Он и Она»
  • Рожкова Екатерина Ивановна. Газета 'Отцы и дети'
  • Притча «Птица Счастья»
  • Притча «Любовь и сострадание»
  • Притча «Поль Сезанн»
  • Притча «Источник с живой водой»
  • Притча «Радуга»
  • Притча «Характер»
  • Притча «Ради ребенка»
  • Притча «Свадебная традиция»
  • Притча «Чёрное и Белое»
  • Притча «Он был хорошим парнем»
  • Притча «Жизнь одного Ангела»
  • Жила-была одна девочка... от админа.
  • Притча «Человек, вышедший на поиски своей судьбы»
  • Владината Петрова. Как найти жену великому человеку?
  • Притча «Шапка на голове»
  • Притча «Завоевание мира»
  • Костыгина Юлия Юрьевна. Снежинка - волшебная сказка
  • Притча «Сокровище»
  • Притча «Путь сбережения жизни»
  • Притча «Священник в раю»
  • Притча «Черенок от заступа»
  • Притча «Человек и его цели»
  • Притча «Школа жизни»
  • Притча «Блудный сын»
  • Притча «Поклон священника»
  • Притча «Яд и свекровь»
  • Притча «Божественная скрипка»
  • Сексуальная игра жены Потифара.
  • Притча «Небо нас искало»
  • Притча «Выпрями его»
  • Притча «Три сына»
  • Полина Гавердовская. Предательство: как жить дальше?
  • Притча «Опасный враг»
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Притча «Сказки для сына (про то, когда больно)»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь