|
Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52299
Автор: Леонова А.В., Чернышева О.В.
Название: Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке В терминах модели стресса, предложенной Weiss (1971a), рассмотренные » данном разделе экспериментальные исследования показы-вают, что более эффективная адаптация к стрессу у яиц, обученных навыкам активной релаксации, могла бы уменьшить общее истощение ресурсов организма (Selye, 1976) при длительном воздействии сгрессора. В отличие от этого, неэффективное увеличение контроля над ситуацией, другими словами, адекватное, но сопровождаемое сильными эмоциями выполнение деятельности, оказывается более стрсссогеннмм фактором. Интересно было бы также определить, могут ли описанные методы саморегуляции уменьшать физиологические проявления стресса так, как это имело место в отношении когнитивной сферы. К сожалению, главным недостатком опи-еннпмх выше исследований является то, что физиологические данные it них просто отсутствуют.
Тренировка социальных навыков Понятие "социальный навык" может иметь особое значение при изучении эмоциональных нарушений, обычно связываемых со стрессом. К таким нарушениям относятся деггрессия, тревожность и алко-голтм. Основная трудность, связанная с использованием понятия социального навыка, состоит в отсутствии до настоящего времени его общепринятого определения. Существующие частные дефиниции и основном базируются на интуиции клиницистов и распространи-мы пиши па отдельные случаи (Eisler, 1976), Предметом обучения клиентов социальным навыкам являются более эффективные способы взаимодействия с другими людьми и формы поведения в различных ситуациях. Поэтому целью оказываемого воздействия является приобретение и использование таких социальных навыков, которые увеличивают вероятность получения подкрепления и одновременно сводят к минимуму возможные негативные последствия как для самого пациента, так и для людей, с которыми он взаимодействует. Libet & Lewinsohn (1973) определяют социальный навык как способность осуществлять поведение в таких формах, результатом которых будет положительное или отрицательное подкрепление, и ь то же время не производящая действий, ведущих к на-о'шннго или развитию тревожности. Таким образом, иногда социальные навыки определяются в терминах социальных последствии от реализации определенной поведенческой программы (Libet & Lewinsohn, 1973). . 247 Так как социальные навыки в высшей степени обусловлены особенностями конкретных ситуаций, то при их оценке необходимо учитывать эту специфику. Другими критериями^ включаемыми в процедуры оценки социальных навыков, являются социально-групповые нормы, которых придерживается обращающийся за помощью человек, и социальные ожидания от поведения в разных ситуациях. Сюда же относятся знания о ценностных ориентациях лиц, которые выносят суждение об адекватном или неадекватном характере поведения. Особенности овладения социальными навыками у депрессивных лиц Libet & Lewinsohn (1973) провели экспериментальную проверку гипотезы о том, что у депрессивных лиц в целом, как у группы, навыки социального поведения развиты меньше, чем у людей без признаков депрессии. Оценка социальных навыков осуществлялась по уровню активности, межличностному рангу в группе, частоте позитивных реакций и замедленности действий по сравнению с другими членами группы. Испытуемые участвовали в так называемых "группах самообучения", которые собирались на 2 часа дважды в неделю в течение 8 недель. Процесс групповых занятий был определенным образом структурирован и был направлен на изучение различных форм межличностного взаимодействия и их влияния на других людей. Регистрация текущего поведения осуществлялась двумя наблюдателями в соответствии с критериями, названными выше. Результант анализа групповых взаимодействий соответствовали прогнозам, основанным на предложенном Libet & Lewinsohn (1973) определении депрессии. У депрессивных лиц частота поведенческих реакций на первых занятиях оказалась значительно ниже, чем у недепрессивных испытуемых. Различия между двумя группами по этому показателю на последующих занятиях стали меньше, однако у депрессивных лиц количество поведенческих актов, осуществленных самим испытуемым, высоко коррелирует с числом поведенческих реакций, вызываемых другими членами группы. Депрессивные испытуемые стремились сфокусировать все попытки взаимодействия на одном человеке, В отличие от этого недепрессивные испытуемые-мужчины обнаружили более широкий круг взаимодействий. Вместе с тем, у женщин с отсутствием депрессии область контактов была не шире, чем у депрессивных испытуемых. У недепрессивных лиц бьшо зафиксировано значимо большее число позитивных реакций по сравнению с депрессивными, хотя по показателю частоты негативных реакций группы не различались. Кроме того, депрессивным испытуемым требовалось больше времени для ответа на действия дру-лих людей или же дм осуществления своего собственного действия, чем недепрессивным, 248 Таким образом, приведенные данные подтверждают гипотезу о том, что у группы депрессивных лиц в целом навыки социального взаимодействия сформированы хуже. Такой недостаток социальных Навыков может стать важной предпосылкой развития депрессивного поведения. Вполне возможно, что результатом недостаточной сфор-мированности социальных навыков является низкий уровень положительного подкрепления. В свою очередь, отсутствие адекватного Подкрепления может привести к ограничению активности и вербальных коммуникаций. Затем возникают депрессивные формы поведения, которые как бы поддерживают и подарешшот сами себя - через положительное подкрепление в форме привлечения симпатии и внимания. Такие поведенческие стереотипы включают проявляемые внешне признаки угнетенного состояния, утомления и общесоматические симптомы, Fuchs & Rehm (1977) заинтересовались тем, что у депрессивных лиц наблюдается относительно низкий уровень самопоощрения и высокие показатели самонаказания. Они обучали испытуемых самостоятельно отслеживать свое нашроение в зависимости от реализуемого поведения. Испытуемым было предложено домашнее задание -осуществлять контроль за протеканием позитивных видов деятельности в течение дня. Их обучали также ставить реалистические, досягаемые цели для приложения усилий. При этом подчеркивалась важность точной оценки своего поведения и его соответствия поставленным задачам. Таким образом, испытуемые вырабатывали критерии, специфичные для каждой из своих целей. В эти критерии включались системы "подцелей", сформулированные в специальных поведенческих терминах. Дальнейшая отработка процесса постановки целей и самооценки поведения включала обучение принципам самоподкрепления. Испытуемые вырабатывали сами для себя "меню наград", в котором учитывалась важность положительных вербальных самоутверждений в сочетании с материальными и/или поведенческими видами поощри ний. По сравнению с курсом неспецифической терапии у лиц, прошедших обучение навыкам самоконтроля, было обнаружено значительное снижение депрессии по данным сам о отчетов и поведенческим показателям. У этих испытуемых наблюдалось также существенное улучшение общего профиля MMPL Овладение навыками по преодолению гетеросоциалъной и гетеросексуальной тревожности Понятие гетеросоциальной/гегеросексуальной тревожности, как и понятие социальных навыков, является чрезвычайно широким при отсутствии сколь-нибудь удовлетворительного определения. Curran (1977) в своем обзоре по данной проблеме проанализировал три 249 главных концептуальных источника гетеросоциальной/гетеросексу-альной тревожности. Первая гипотеза связана с предположением о существовании обусловленной (или условно-рефлекторной) тревожности. Согласно данной гипотезе, гетеросоциальная/гетеросексуаль-ная тревожность является результатом классического формирования условно-рефлекторной связи при взаимодействии гетеросексуальных сигналов при наличии стимулов, вызывающих неприязнь* Такая обусловленность может существовать in vivo или же быть замещающей (символической) и иметь место независимо от "объективных" поведенческих навыков человека. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|