|
Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 54677
Автор: Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В.
Название: Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке § 2. Проблема деятельности и психическое как процесс
Психическое объективно существует прежде всего как процесс — живой, предельно динамичный, пластичный и гибкий, непрерывный, никогда изначально полностью не заданный, а потому формирующийся и развивающийся, порождающий те или 252 иные продукты или результаты (психические образы и состояния, инсайт, понятия, чувства, решение или нерешение задачи и т. д.). Психическое является процессом потому, что оно всегда формируется только в ходе непрерывно изменяющегося взаимодействия (деятельности, общения и т. д.) индивида с внешним миром и, следовательно, само непрерывно изменяется и развивается, все более полно отражая эту динамичность окружающей действительности и тем самым участвуя в регуляции всех действий, поступков и т. д. Признанием такой процессу-альности психического вовсе не отвергается, а, наоборот, подчеркивается активная роль субъекта в осуществлении взаимодействия с внешним миром. Точно так же этим не отвергается и роль деятельности; напротив, создаются более адекватные условия для изучения психического, формирующегося в деятельности субъекта. И тогда открываются все более благоприятные возможности для подлинно психологического исследования действий, операций, мотивов, целей и т. д., т. е. с учетом их психологической специфики. Например, действия и операции как таковые всегда являются уже относительно сформированными применительно к определенным, т. е. ограниченным, условиям деятельности. В этом смысле они недостаточно пластичны и лабильны, что и обнаруживается в новой, изменившейся ситуации, когда они становятся не вполне адекватными. В отличие от действий и операций психическое как процесс является предельно лабильным и пластичным. По ходу мыслительного процесса человек все более точно определяет совсем конкретные, постоянно изменяющиеся, все время в чем-то новые условия своей деятельности, общения и т. д., в меру этого формируя новые и изменяя прежние способы действия. Следовательно, мышление как процесс является первичным и наиболее лабильным по отношению к действиям и операциям, которые в качестве вторичных и менее пластичных компонентов возникают и развиваются в ходе этого процесса как его формы (а стало быть, именно в таком качестве они и должны изучаться психологией). Это показали, в частности, эксперименты A.M.Матюшкина, А.В.Бруш-линского и Б.О.Есенгазиевой [37; 64; 128; 134 и др.]. Аналогичным образом не являются заранее и целиком готовыми или изначально полностью сформированными мотивы любой деятельности субъекта. Они тоже формируются по ходу психического как процесса. На материале психологии мышления эту про- 253 цессуальность мотивов начали обнаруживать, в частности, эксперименты М.И.Воловиковой [43; 134]. Таким образом, все компоненты прежней схемы расчленения деятельности: действия, операции, мотивы и т. д. — выступают в новом, «более психологическом» качестве, когда они начинают изучаться в их процессуальности (т. е. с позиций теории психического как процесса). Это относится и к цели, которая тоже не является изначально целиком и полностью готовой или данной, а, наоборот, формируется по ходу психического процесса. Как справедливо подчеркивают Б.Ф.Ломов и Е.Н.Сурков, «цель всегда формируется человеком самостоятельно на основе и в развитие всей его предшествующей жизни, деятельности, общения — в процессе развития личностной мотивации под влиянием общественных требований, норм морали, ценностных ориентации, идеалов и т. д. в ходе развития его взаимоотношений с другими людьми» [119, с. 28]. Самостоятельное формирование цели каждым человеком особенно отчетливо выступает в условиях познавательной деятельности — в ходе постановки и решения тех или иных мыслительных, перцептивных и других задач. Важнейшим компонентом формирующейся цели, не сводимой к требованию задачи, является прогнозируемое искомое (неизвестное), нахождение которого приводит в итоге к решению задачи или проблемы (подробнее см. [35, с. 177-178]. С этих позиций можно и нужно анализировать интересные факты, полученные О.К.Тихомировым и его сотрудниками в ходе изучения целеобразования [208; 209]. Органическое единство мотивов, цели и искомого наиболее глубоко раскрывается по мере все более детального изучения мышления как процесса. Мышление как процесс неразрывно связано с мышлением как деятельностью1 субъекта — со своим личностным аспектом (с 1 Вместе с дифференциацией психики на процесс и его результат необходимо различить два понятия деятельности: 1) деятельность субъекта (практическая, теоретическая и т. д.) и 2) деятельность органа (дыхательная, высшая нервная и т. д.). Лишь во втором значении этого понятия можно строго использовать термин «психическая деятельность» (т. е. деятельность определенного органа, а именно мозга; простейшим примером такой деятельности являются сновидения). Психическое как процесс и есть психическая деятельность (подробнее см. [183, с. 256-257; 35, с. 76-80]. В этом смысле оба слова (процесс и деятельность) являются синонимами, но только при условии, что имеется в виду деятельность органа, а не деятельность субъекта. Конечно, оба этих уровня деятельности неразрывно взаимосвязаны, но все же между ними есть и вышеуказанные различия. 254 мотивацией, рефлексией, способностями и т. д.). Это и есть взаимосвязь личностного и процессуального аспектов мышления [2; 3; 37; 134; 184; 185]. На каждой стадии психического развития человек осуществляет мыслительный процесс, исходя из уже сложившихся (относительно стабильных) мотивов и способностей; их дальнейшее формирование происходит в каждый данный момент и на последующих стадиях мышления как процесса. Например, специфически познавательная мотивация формирует ся именно по ходу мышления как процесса, определяя дальнейшее протекание последнего [134]. Мотивы и цели человека в ходе мышления характеризуют последнее преимущественно в личностном аспекте. Анализ, синтез и обобщение искомого, условий и требований решаемой человеком задачи характеризуют его мышление преимущественно в процессуальном аспекте. Непрерывная взаимосвязь искомого и цели представляет собой одно из конкретных проявлений органического единства обоих этих аспектов. Мышление, восприятие и т. д. как процесс формируются преимущественно неосознанно, бессознательно. Например, основной исходный механизм мыслительного процесса (анализ через синтез) осуществляется главным образом неосознанно. Но на уровне личностного аспекта мышления, восприятия и т. д. человек в значительной степени осознанно, т. е. с помощью рефлексии, регулирует протекание этих процессов. «Бессознательное, оставаясь неосознанным, контролируется, таким образом, через осознанное» [185, с. 174], прежде всего через цели. Неразрывная взаимосвязь осознанного и неосознанного особенно существенна для обеспечения непрерывности мышления как процесса. Такое выделение и все более глубокое изучение процессуального аспекта мышления (всегда в соотнесении с его личностным аспектом) позволяют существенно уточнить предмет собственно психологического исследования мыслительной деятельности, в отличие от формально-логического. Психология изучает мышление прежде всего как процесс во взаимосвязи с его продуктами (с понятиями, знаниями, умозаключениями, операциями и т. д.), но сами по себе эти продукты вне связей с психическим процессом (их породившим) исследуются уже не психологией, а формальной логикой и другими науками. Иначе говоря, психология изучает процесс мышления индивида, изначально учитывая специфику такого мышления: оно всегда является «общением человека с человечеством» [185, с. 52]. Обобщая, нужно сказать, что для теории психического как процесса имен- 255 но процессуальность психики является основным при определении предмета психологии. Отчасти сходные положения характерны и для позиции А.Н. Леонтьева. Начиная с 1972 г.. Леонтьев [105] подчеркивает, что в психологии существенно исследовать динамический, процессуальный аспект психики. С его точки зрения, сами по себе значения (понятия, идеи, представления и т. д.), т. е. по существу, продукты познавательной деятельности, составляют предмет изучения не психологии, а логики, лингвистики, семиотики и т. д. Лишь «функционируя в процессах, презентирующих объективную действительность» [106, с. 47], эти значения начинают входить в сферу интересов психологии. Леонтьев чаще пользуется не термином «процесс», а другими словами, например: «внутреннее движение значения» или «внутреннее движение системы индивидуального сознания». Но во всех случаях речь идет о том, что на первом месте для психологии стоит именно динамический, процессуальный, а не статический аспект психики. К сожалению, сам Леонтьев уже не успел детально разработать эту принципиально важную идею о динамичности, процессуально-сти психики. Некоторые из его учеников — прежде всего А.Г. Асмолов и В.А.Петровский — предприняли попытку развить указанную идею. Они верно отметили, что теория Леонтьева в основном построена в рамках «морфологической парадигмы» и наметили один из путей перехода к «динамической парадигме», призванной хотя бы частично учесть процессуальность психики. По мере все более развернутого изучения психического как процесса, естественно, углубляется трактовка последнего. Тем самым преодолевается многозначность понятия процесса, которое обычно весьма по-разному используется в различных науках и даже лишь в одной какой-либо науке (например, в психологии). Наиболее характерная и еще недостаточно учитываемая особенность психического как процесса — это его специфическая непрерывность, обусловленная неразрывной взаимосвязью сознательного и бессознательного в ходе постоянно изменяющегося взаимодействия индивида с внешним миром. Такая непрерывность является континуально-генетической (недизъюнктивной, недихотомической): посредством динамических взаимопереходов все стадии психического процесса непрерывно вырастают одна из другой и потому онтологически не отделены друг от друга, в отличие от раздельных циклов функционирования машины (включение и выключение двигателя и т. д.) или 256 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|