|
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.Категория: Психология, Учебные пособия | Просмотров: 268378
Автор: Крутецкий В. А.
Название: Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Чувство долга может проявляться и в повседневной жизни. Например, чувство долга заставляет школьника отказаться от возможности посмотреть интересную телепередачу и сесть за уроки. Это же чувство заставляет его помочь по хозяйству больной матери, жертвуя игрой с товарищами.
Труд советского человека вызывает особую радость труда, связанную с сознанием его общественного значения, с сознанием того, что твой труд служит делу строительства коммунизма. Человек переживает чувство удовлетворения от самого процесса труда и при успешном его завершении, чувство огорчения при неуспехе, скуку — при отсутствии деятельности. Оценка человеком своих поступков (самооценка) связана с переживанием такого чувства, как совесть. Если человек, исходя из чувства долга, сознает правоту своих поступков, то он переживает состояние спокойной совести: «Моя совесть спокойна, так как я поступил правильно». Спокойная совесть связана с переживанием большого морального удовлетворения и радости, она дает человеку силу и уверенность в правоте своих действий. Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Интеллектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Это чувство удивления, чувство сомнения, чувство уверенности, чувство удовлетворения. Чувство удивления возникает тогда, когда человек встречается с чем-то новым, необычным, неизвестным. Способность удивляться — очень важное качество, стимул познавательной деятельности. Чувство сомнения возникает при несоответствии гипотез и предположений с некоторыми фактами и соображениями. Оно необходимое условие успешной познавательной деятельности, так как побуждает к тщательной проверке полученных данных. И. 21. Павлов подчеркивал, что для плодотворной мысли надо постоянно сомневаться и проверять себя. Чувство уверенности рождается от сознания истинности и убедительности фактов, предположений и гипотез, которые выяснились в результате всесторонней проверки их. Результативная работа вызывает чувство удовлетворения. Например, тщательно выполненное учебное задание, остроумно решенная задача вызывают у ученика чувства удовлетворения и радости. Большое место в жизни человека занимают эстетические чувства, прежде всего чувство красоты, восхищение прекрасным. Источник эстетических чувств — произведения искусства: музыка, живопись, скульптура, художественная проза и поэзия, а также произведения архитектуры и замечательные достижения в области технических сооружений. Глубокие эстетические переживания мы испытываем при созерцании природы. Зависимость эмоций и чувств от особенностей личности. О личности мы судим не только по мыслям, действиям и поступкам, но и по ее эмоциям и чувствам, которые всегда на что-либо направлены. Здесь наблюдаются большие индивидуальные различия. Прежде всего свойствами личности, ее мировоззрением, взглядами и убеждениями определяется направленность эмоций и чувств. У принципиального человека и чувства устойчивы и принципиальны, будь то даже гнев или ненависть. Человек, не обладающий постоянством убеждений, внутренне противоречивый, характеризуется эмоциональной разбросанностью. У такого человека эмоции и чувства возникают по случайным мотивам, отражая неустойчивость его внутреннего мира, непостоянство его принципов и убеждений. Следует отметить также, что наряду с высокими моральными чувствами, отличающими советских людей, встречаются еще у нас и люди с мелкими, низменными чувствами, недостойными советского человека, как пережитки старой идеологии и морали — мелкой завистью к успехам и благополучию других людей, жадностью, чувством собственности и стяжательства. Таким же злом является и эмоциональная тупость человека, его безразличие и равнодушие ко всему окружающему. В зависимости от моральной стойкости и развития волевых качеств трудности и неудачи вызывают у разных людей различные чувства. У одних это чувство неудовлетворенности собой, активности, бодрости, боевого возбуждения, у других — чувство беспомощности и досады, уныние, апатия. Переживания человека могут быть как глубокими, так и поверхностными. Глубокие чувства связаны со всем строем личности, т. е. с основными сторонами ее внутренней жизни: мыслями, желаниями и стремлениями. Иначе говоря, человек глубоко переживает лишь то, без чего он не может ни жить, нп существовать, что составляет цель его жизни, основную сущность его интересов. В тесном единстве с глубиной переживания находится устойчивость чувств. Глубокое чувство устойчиво и прочно, оно не подвержено влиянию побочных и несущественных обстоятельств. Чувства неглубокие, хотя, может быть, и сильные, временны и преходящи. § 4. Развитие эмоций и чувств у детей Важнейшее значение в эмоциональном развитии ребенка имеют общение с окружающими людьми и игра, в процессе которых формируются основы социальных чувств. Ребенок дошкольного возраста эмоционально легко возбудим, но эмоции его обычно малоустойчивы. В дошкольном возрасте начинают заметно развиваться высшие чувства — моральные (в процессе игр, когда ребенок приучается подчинять свое поведение общим требованиям коллектива, при слушании сказок и рассказов и т. д.), эстетические (в процессе занятий музыкой, пением, рисованием, лепкой), интеллектуальные (в связи с развитием познавательных интересов и элементарными формами учебной деятельности в старших группах детского сада). Начало обучения в школе порождает существенные изменения в эмоциональной жизни детей, у них постепенно развивается умение владеть своими эмоциями, хотя самые младшие школьники еще не могут сдерживать проявление эмоций. Обычно лица и позы детей очень ярко выражают их эмоциональные переживания. Неумением сдерживать свои эмоции объясняется также и возникновение у детей аффективных состояний, их склонность к кратковременным бурным проявлениям радости и горя. Правда, такие Эмоциональные состояния у младших школьников нестойки. Дети так же легко успокаиваются, как возбуждаются. Возникновение эмоций у младших школьников связано с конкретной обстановкой. Непосредственные наблюдения тех или иных событий или яркие жизненные представления и переживания — все вызывает у детей этого возраста соответствующие эмоции. Всякого же рода словесные нравоучения, не связанные с определенными примерами и жизненным опытом детей, обычно не вызывают у них нужных эмоциональных откликов. Это важно учитывать и в учении: эмоционально окрашенные факты запоминаются детьми прочнее и на более длительный срок, чем факты, им безразличные. Поэтому эмоциональная приподнятость должна служить основой всякой воспитательной работы. Чем младше ребенок, тем это положение имеет большее значение. Учение и коллективная деятельность способствуют развитию у детей высших чувств. У младшего школьника интенсивно формируются такие моральные чувства, как чувство любви к Родине, сочувствие к угнетенным и ненависть к их угнетателям, чувство коллективизма, товарищества. Выполнение определенных обязанностей в школьном коллективе, совместная учебная и общественная деятельность, взаимная ответственность друг перед другом и перед классом в целом приводят к тому, что у учащихся накапливается необходимый практический опыт морального поведения в коллективе. На основе этого опыта у школьников формируется чувство долга и ответственности, умение подчинять свои чувства и личные интересы общим целям и интересам коллектива. Особенность младшего школьного возраста та, что формирование нравственных чувств часто опережает знание ребенком норм морального поведения. Школьник не всегда может объяснить, почему надо вести себя соответствующим образом в той или иной обстановке, но моральное чувство, сформировавшееся на основе предыдущего жизненного опыта, нередко правильно подсказывает ему, что такое хороший или дурной поступок. Поэтому при воспитании моральных чувств детей необходимо опираться на их практический опыт морального поведения, создавать условия для расширения и обогащения этого опыта. Что касается эстетических чувств, то у младших школьников они более интенсивно развиваются в деятельности, нежели при восприятии художественных произведений. Рисуя, младшие школьники учатся видеть яркие, солнечные цвета, такие веселые, что разглядывать их приятно. Ребенок узнает, что сильное впечатление производят одни сочетания цветов, например сочетание светло-зеленого с красным, а другие сочетания цветов выглядят мрачно, например сочетание черного с фиолетовым. Но при восприятии картины дети обращают внимание прежде всего на ее содержание и не видят других художественных достоинств. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|