|
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.Категория: Психология, Учебные пособия | Просмотров: 268379
Автор: Крутецкий В. А.
Название: Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Особенно важно уметь преодолевать у себя плохое настроение учителю — сама профессия требует умения хорошо управлять своими психическими состояниями и не поддаваться им.
Аффект (в переводе с латинского — душевное волнение, возбуждение) — это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная, реакция, носящая характер эмоционального взрыва. Таковы, например, вспышки гнева, горя, радости. В словоупотреблении есть специальные оттенки для обозначения бурных и сильных степеней проявления эмоций (радость — восторг; страх-ужас; горе — отчаяние; гнев — ярость). Аффекты обычно сопровождаются двигательным перевозбуждением, но могут, наоборот, вызвать оцепенение, заторможенность речи и полное безучастие (отчаяние, страх). Вызываются аффекты сильными раздражителями (словами, поведением других людей, некоторыми обстоятельствами). Более склонны к аффектам представители неуравновешенного типа нервной системы с преобладанием возбуждения. Аффект радости могут вызвать крупные достижения в области науки и искусства как- результат упорного труда, которыми человек имеет все основания гордиться. Известно, например, что, закончив трагедию «Борис Годунов», А. С. Пушкин так радовался и ликовал, что пустился в пляс, приговаривая: «Ай да Пушкин!..» Великий русский ученый К. А. Тимирязев, когда открыл явление фотосинтеза, пошел плясать среди приборов и препаратов в своей лаборатории. Чаще же всего аффективные реакции есть следствие недостаточной воспитанности человека, его слабой воли, неумения владеть собой, контролировать свое поведение. Нередко такого рода реакции наблюдаются у детей и подростков, так как процессы торможения у них еще недостаточно выражены. Порой приходится наблюдать аффекты гнева у школьников. Вот дежурный учитель ведет подростка. Его кто-то глубоко обидел, началась драка. В состоянии аффекта он укусил обидчику руку. Лицо его красно, он взъерошен, всхлипывает, дрожит, у него конвульсивно подергивается лицо, дергаются руки и ноги, сказать он ничего не в состоянии. А вот девочка, ученица III класса. Она в отчаянии, горько плачет,, захлебывается, слезы у нее текут ручьем, на слова не реагирует. В чем причина? Оказывается, у нее чрезмерно строгие родители, которые требуют от дочери только отличных отметок и наказывают даже за тройки. Девочка получила по математике двойку, стала волноваться, представила себе строгие лица родителей, и отчаяние овладело ею. Как мы видим, в состоянии аффекта у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля за своим поведением, он может совершать необдуманные поступки. Однако надо владеть собой в любых обстоятельствах, даже когда это делать трудно. Трудно — не значит невозможно. Самое главное — не дать начаться аффективной реакции, постараться отвлечься на какое-либо постороннее действие. Здесь поможет и старый совет: прежде чем сделать или сказать что-то в состоянии нарастающего аффекта, медленно, про себя сосчитай до двадцати. Что касается линии поведения учителя в отношении ученика, находящегося в состоянии аффекта, то есть хорошее правило: чем более возбужден ученик, тем, более должен быть спокоен учитель. Спокойствие в сочетании с доброжелательным, мягким отношением быстро погасит возбуждение ребенка. Страсти скорее чувства, чем эмоции. Страсть — это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности. Страсть связана с какими-либо стремлениями, интересами, деятельностью, направляет все помыслы и действия человека. Страсть может быть положительной и отрицательной по направленности. Положительная страсть — это страсть к театру, музыке, спорту. Положительной страстью можно назвать неуклонное стремление к науке. Жизнь великого ученого М. В. Ломоносова — пример такого безграничного, страстного стремления к познанию окружающего мира. Страсть положительной направленности, например, к учению, искусству, науке способствует росту личности, развитию ее таланта, большим достижениям в жизни. Есть страсти отрицательные, направленные на мелкие или вообще недостойные цели, которые в итоге ослабляют волю и подавляют психику человека. К таким страстям относится, например, страсть к обогащению, к азартным играм на деньги, к употреблению алкогольных напитков. Отрицательные страсти всегда носят общественно вредный характер, и с ними необходимо бороться как с социальным злом. Проявления страсти могут наблюдаться и в детском возрасте, хотя в этом случае правильнее говорить об увлечениях. Страсть к чтению, футболу или хоккею, шахматам, филателии, к математике, биологии — положительное явление, если только это не вносит беспорядка в режим жизни школьника и не мешает его основной деятельности — учению. Наблюдаются и нездоровые увлечения. Азартные игры (например, в карты на деньги) иногда увлекают не только взрослых, но и подростков. В этом отношении учитель всегда должен быть бдительным и вовремя принимать меры к перестройке интересов и увлечений школьника. Стрессовые состояния. Эмоциональные стрессовые (от английского слова «стресс»—напряжение) состояния возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью. Эти переживания, возникающие при опасности, при больших физических и умственных перегрузках, при необходимости принять быстрые и ответственные решения и т. д. Такие ситуации могут встречаться в самых различных видах человеческой деятельности: трудовой, учебной, игровой, спортивной, в практике взаимоотношений между людьми, во всевозможных моральных конфликтных ситуациях. Стрессовое состояние может, например, возникнуть у ученика при выполнении ответственной контрольной работы, к которой он слабо подготовлен, или у учителя при необходимости принять ответственное решение в конфликтной ситуации. Стрессы приводят к различным физиологическим изменениям и нарушениям поведения. К физиологическим изменениям при стрессе относятся учащение сердцебиения и дыхания, повышение кровяного давления. При сильном стрессе наряду с этим изменяется поведение человека: возникает общая реакция возбуждения, выраженная в той или иной степени дезорганизации поведения (беспорядочные, некоординированные движения и жесты, сбивчивая, несвязная речь), наблюдаются растерянность, трудности в переключении внимания. При стрессе возможны ошибки восприятия, памяти, мышления. Однако при слабом стрессе указанных нарушений не только не наблюдается, но и возникает общая физическая собранность и организованность, активизация деятельности, ясность и четкость мысли, сообразительность. К повторяющимся стрессам человек постепенно привыкает, приспосабливается (адаптируется). Адаптация быстрее происходит у людей с сильным типом нервной системы. Большую роль в адаптировании к стрессу играют психические особенности личности: сильный и цельный характер, волевые качества человека, прошлый опыт, знания, общая физическая и умственная тренированность. Важнейшие условия адаптирования — моральные качества человека: высокая идейность, чувство долга и ответственности перед коллективом, которые помогают предотвратить дезорганизацию поведения при стрессах. § 3. Виды чувств Высшие чувства. Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей (в отличие от низших чувств, связанных с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей в пище, воде, тепле, свежем воздухе и т. д.). К высшим чувствам относятся моральные, интеллектуальные и эстетические чувства. Высшие чувства имеют ярко выраженный общественный характер и свидетельствуют об отношении человека как общественного существа к различным сторонам и явлениям жизни. Содержание высших чувств, их направленность определяются мировоззрением человека, правилами нравственного поведения и эстетическими оценками. Содержание высших чувств советского человека определяется задачами построения коммунизма, диалектико-материалистическим мировоззрением и моральным кодексом строителя коммунизма. Моральные чувства — это чувство советского патриотизма, чувство долга, чувство ответственности перед коллективом, чувство коллективизма и т. п. В основе чувства долга лежит осознание человеком общественных интересов своего народа и своих обязательств по отношению к нему. Однако это не холодное, рассудочное знание своих обязанностей перед народом, а глубокое переживание обязанностей. Если человек радуется успехам своего народа, коллектива так же искренне, как и собственным успехам, рассматривает удачи своего коллектива, как собственные удачи, тогда долг для него не только знание, но и глубокое чувство. Пример проявления чувства долга — подвиги тысяч советских людей во время Великой Отечественной войны, героев-молодогвардейцев, Зои Космодемьянской, Александра Матросова. Чувство долга проявляется и в самоотверженной работе наших космонавтов, строителей Байкало-Амурской магистрали. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|