Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52288

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Д. эретическая — характерны повышенная раздражительность, возбудимость, назойливость, часто — психомоторное возбуждение. Наблюдается при эпилепсии и некоторых формах энцефалитов.
Демономания (греч. daimon — божество, дух, mania — безумие, помешательство, страсть). Разновидность архаического бреда одержимости, характеризующаяся идеями о вселении в больного злого духа, демонов.
Демонофобия (демон + греч. phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь дьявола, злого духа, нечистой силы. Как и архаический бред, наблюдается обычно у людей малокультурных, суеверных.
Демофобия (греч. demos — народ, толпа, phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь скопления людей, толпы. Понятие, близкое к одному из вариантов понимания термина «агорафобия».
Денлопа метод негативного воздействия [Dunlop K., 1928]. Психотерапевтический метод, применяемый при тике, энурезе, мастурбации и т.п. Принцип метода: от дурной привычки можно избавиться, если многократно сознательно повторять то привычное действие, от которого больной хочет освободиться.
См. Франкля метод парадоксальной интенции, Танцюры метод.
Денни-Брауна синдром [Denny-Brown D., 1948]. Комплекс нервно-мышечных расстройств при некоторых формах рака, особенно при мелкоклеточном бронхиальном раке. Характерны корково-мозжечковые симптомы (атаксия, нистагм, дизартрия, интенционный тремор, головокружения, в некоторых случаях — развитие деменции), периферические нервные расстройства (глухота, парестезии, потеря глубинных рефлексов), злокачественная астения. Эти явления могут длительное время скрывать истинную локализацию опухоли.
В развитии синдрома метастазирование роли не играет.
Син.: метакарциноматозная нейромиопатия Юлингера [Uhlinger E., 1957], карциноматозная нейромиопатия Брейна-Хенсона [Brain W.R., Hanson R.A., 1958].
Деперсонализация (де + лат. persona — особа, личность) [Dugas L., 1898]. Нарушение самосознания личности, сопровождающееся отчуждением ее психических свойств. Выраженность Д. колеблется от приглушенности, блеклости самосознания до полного отчуждения мыслей, чувств, представлений, воспоминаний и др., переживаемых больным как сделанные извне. В таком виде Д. близка к синдрому психического автоматизма Кандинского—Клерамбо. А.А. Меграбян [1972, 1975] характеризует Д. как синдром отчуждения и придает ей решающее значение в патогенезе психических нарушений при шизофрении. Д. наблюдается в виде самостоятельного синдрома при различных психических заболеваниях: в частности, Ю.Л. Нуллер [1981] придает ей особое значение в формировании депрессивных фаз МДП, выделяя случаи, когда Д. оказывается единственным синдромом, полностью определяющим клиническую картину болезни. Входит она и в структуру других синдромов, например, дисморфомании [Коркина М.В., 1985]. Ю.Л. Нуллер сближает Д. с понятием болезненной психической анестезии.
Д. бредовая — Д. вследствие обусловленных бредом изменений самосознания. Крайние полюса Д.б. — при мегаломаническом бреде величия или при бреде самоуничижения.
Д. депрессивная — см. Депрессия анестетическая.
Депо-препараты (фр. depot — склад, хранилище, лат. depositio — вклад). Лекарственные препараты (в психиатрии — психотропные средства) продленного действия. Показаны для амбулаторного поддерживающего лечения, так как больные часто либо нерегулярно принимают лекарства, либо вовсе прекращают их прием. Способствуют установлению более стабильной концентрации препарата в организме, облегчают организацию проведения поддерживающей терапии. Продленное действие обусловлено гидроксильным радикалом. Продолжительность эффекта зависит от того, с какой карбоновой кислотой соединено действующее вещество, и составляет от 10 до 28 суток. Широко используются модитен-депо (фторфеназина деканоат), галоперидол-депо (галоперидола деканоат), пипортил, флушпирилен (ИМАП), пенфлюридол (семап).
Син.: дюрантные препараты, пролонгированные препараты.
Деправация алкогольная (лат. depravatio— искажение). См. Деградация алкогольная.
Депрессивные эквиваленты. См. Эквиваленты депрессивные.
Депрессия. Синдром, характеризующийся пониженным настроением (гипотимией), торможением интеллектуальной и моторной деятельности, снижением витальных побуждений, пессимистическими оценками себя и своего положения в окружающей действительности, соматоневрологическими расстройствами (см. Протопопова триада). По А.В. Снежневскому [1983], Д. присущи такие когнитивные свойства, как отрицательная, уничтожающая оценка собственной личности, внешнего мира и будущего. Депрессивные состояния отличаются большим многообразием и распространенностью. Схематически выделяют девять основных клинических вариантов Д., объединяемых в три группы [Kielholz P., 1970]:
1) соматогенные Д. — органическая и симптоматическая;
2) эндогенные — шизофреническая, циркулярная, периодическая, инволюционная;
3) психогенные — невротическая, истощения, реактивная.
Это деление в известной мере условно, так как существуют Д., промежуточные между эндогенными и психогенными или психогенными и соматогенными. Нередко Д., начинаясь психогенно или соматогенно, в дальнейшем витализируется, то есть приобретает свойства эндогенной.
Д. абортивная — Д. состояния, при которых в структуре психопатологического синдрома Д. не достигает большой выраженности. Наблюдается в клинике соматогенных психозов, неврозов, шизофрении, при латентных Д., циклотимии.
Син.: субдепрессия.
Д. адинамическая — Д. с преобладанием вялости, апатии, безучастности (ослабления побуждений).
Син.: Д. апатическая, Д. энергическая.
Д. ажитированная — сопровождается длительным речедвигательным возбуждением, вплоть до неистовства. Д. усложняется аффектом тревоги, страха. В таких случаях говорят о Д. тревожно-ажитированной или об ажитированной Д. со страхом. Часто возникают сложные формы депрессивного бреда (бред Котара).
Д. алкогольная — наблюдается у больных алкоголизмом в состоянии абстиненции, включает в себя компоненты дисфории (эмоциональная неуравновешенность, слезливость).
Д. «альтруистическая» — характерен феномен проекции Д. [Блейхер В.М., Крук И.В., 1986]. Не только себя, но и некоторых окружающих, особенно из числа близких и родственников, больной воспринимает как страдальцев, достойных сочувствия и жалости. Такая проекция наблюдается при самых различных степенях Д. — от легкой, циклотимической, до более тяжелой, параноидной, и может явиться одним из психологических факторов, способствующих расширенным суицидам.
Д. амбивалентная [Minkowski E., 1930] — Д., протекающая с явлениями амбивалентности.
Д. анаклитическая [Spitz R., 1946] — синдром, развивающийся у новорожденных и грудных младенцев в связи с их изоляцией от матери: например, в связи с помещением ребенка в больницу без матери или при направлении его в дом ребенка. Обычно Д. возникает после трех месяцев разлуки, ее причиной считают отсутствие тех аффективно насыщенных взаимоотношений, которые возникают между матерью и ребенком после его рождения. Чаще наблюдается в возрасте после 6 месяцев, когда привязанность ребенка к матери оказывается уже полностью сформированной. Патогномоничными считаются такие признаки, как печальная внешность ребенка, его аутичность, апатия, психомоторная заторможенность, отсутствие чувства удовольствия, повышенная раздражительность. Характерны широко раскрытые глаза ребенка, безучастное выражение лица, трудность установления с ребенком контакта, ряд психосоматических признаков (нарушения суточного ритма сна и бодрствования, нарушения сосания, явления диспепсии, иногда эпизодическое повышение температуры тела). При восстановлении контакта с матерью отмечается обратимость симптомов Д.а.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Видеоигры помогают от болезни Альцгеймера
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Влияние на веру в бога нейромодуляции орбитофронтальной коры
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Молосаев Дмитрий Николаевич. Повышение общей физической подготовки пловцов с детским церебральным параличом.
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Корсакова Н., Московичюте Л. Клиническая нейропсихология.
  • Набиуллина Айгуль. Биоэнергопластика как метод в коррекции речевых нарушений.
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Ангионевроз
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Сарачкевич Галина Викторовна. Перспективное планирование 'Мелкая моторика в развитии речи детей раннего возраста'
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Пориомания; Дромомания
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание психически больных.
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Борис Елена Николаевна. Особенности внимания у детей с общим недоразвитием речи.
  • Становкина Наталья Анатольевна. Развивающее занятие для младшего и старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЫЧНОЙ ПРИЩЕПКИ»
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Султанова Лилия Вадимовна, Хомякова Алёна Викторовна. Кинезиологические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Мишкарева Оксана Анатольевна. Доклад на тему: «Технология применения ИЗО терапии в работе детьми с нарушением речи»
  • Диденко Борис Андреевич. Цивилизация каннибаллов.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь