|
Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 38812
Автор: Старшенбаум Г.В.
Название: Психотерапия в группе. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Для того. чтобы уменьшить перечисленные трудности, практикуется совместное ведение кризисной группы с котерапевтом, функции которого заключаются в следующем. На 1-м этапе ГКТ котерапевт совместно с ведущим психотерапевтом участвует в создании атмосферы безусловного принятия личности и переживаний пациентов. На 2-м этапе ГКТ котерапевт обеспечивает включение участников группы в дискуссию, контроль за их состоянием и оказание необходимой психологической помощи при ухудшении состояния. На 3-м этапе ГКТ котерапевт в процессе ролевых игр выполняет функции ассистента режиссера и комментатора, проигрывает роли пациента или лиц из его ближайшего окружения, а также проводит занятия аутогенной тренировкой, направленные на улучшение эмоционального самоконтроля.
В течение последующих 3-6 месяцев функционирования посткризисной группы у ее участников «дозревают» навыки адаптивного общения. С помощью приемов взаимной коррекции и самокоррекции, усвоенных в процессе лечения, бывшие пациенты окончательно освобождаются от неадаптивных установок. Указанные позитивные изменения облегчают пациентам разрешение их проблем социально-психологической адаптации в их естественных микрогруппах. СРАВНЕНИЕ КРИЗИСНОЙ И АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ Терапевтические факторы Аналитическая групповая терапия Кризисная групповая терапия Ориентация Патогенетическая Проблемная (кризисная) Цель терапии Осознание и коррекция неадаптивных внутри- и межличностных установок Купирование суицидальных тенденций и профилактика их рецидивов Задачи терапии Повышение возможностей самовыражения, аутентичности и эмпатии Дезактуализация суицидальных переживаний, повышение возможностей адаптации Основные методы Спонтанное взаимодействие, инсайт, коммуникативный тренинг, групповое сплочение Кризисно-проблемные дискуссии, когнитивная перестройка, тренинг навыков адаптации Фокус занятия Внутригрупповой процесс «здесь и теперь» Высокозначимые взаимоотношения в ближайшем окружении пациента Взаимоотношения членов группы Спонтанное распределение ролей, открытое выражение чувств; запрещаются встречи участников вне занятий Подкрепляется психологическая и практическая взаимопомощь, в том числе вне занятий группы, смягчаются проявления взаимного недовольства Позиция психотерапевта Недирективная, с паритетным разделением ответственности за результат лечения и полной ответственностью пациента за его поведение Активная, а при усилении суицидального риска – директивная, обеспечивающая поддержку и руководство поведением пациента Характеристика группы Закрытая, гомогенная по возрасту и наличию пограничных нервно-психических расстройств Открыто-конечная, гомогенная по наличию кризисных проблем и суицидоопасных переживаний, гетерогенная по возрасту и нозологическому составу Срок лечения 3–6 месяцев 1 месяц ОСОБЕННОСТИ ЭТАПОВ ГРУППОВОЙ КРИЗИСНОЙ ТЕРАПИИ Терапев- тические факторы 1-й этап ГКТ: кризисная поддержка 2-й этап ГКТ: кризисное вмешательство 3-й этап ГКТ: тренинг навыков адаптации Цель Купирование суицидоопасных аффективных нарушений Поиск оптимального способа разрешения конфликта Окончательное разрешение кризиса, профилактика суицида в будущем Задачи Эмоциональное включение в группу, ликвидация чувства безнадежности, представления об уникальности и непереносимости собственных переживаний, повышение самопринятия, мобилизация личностной защиты Выявление неадаптивных установок, когнитивная перестройка в сфере актуального конфликта Опробование и закрепление адаптивных способов решения проблем; сплочение группы Методы Раскрытие, отреагирование, разделение эмоций, сочувствие, ободрение, актуализация антисуицидальных факторов, выработка мотивации к кризисному вмешательству Проблемные дискуссии, направленные на анализ неадаптивных позиций, интерпретация форм психологической защиты, затрудняющих разрешение кризисной ситуации Ролевой тренинг, психодрама; поддержка пациентов, находящихся на ранних этапах ГКТ Функции ведущего психоте- рапевта Создание атмосферы безусловного принятия личности и переживаний пациента Фокусирование занятия на проблеме пациента, в отношении которого осуществляется вмешательство Моделирование актуальной ситуации пациента, функции сценариста и режиссера ситуационных и ролевых игр Функции котерапе-вта Включение участников группы в дискуссию, контроль их состояния, оказание необходимой психологической помощи Функция ассистента режиссера, комментатора; проигрывание ролей пациента или лиц из его ближайшего окружения Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|