|
Сонди Леопольд. Учебник экспериментальной диагностики влечений.Категория: Библиотека » Судьбоанализ | Просмотров: 218173
Автор: Сонди Леопольд.
Название: Учебник экспериментальной диагностики влечений: Глубинно-психологическая диагностика и ее применение в психопатологии, психосоматике, судебной психиатрии, криминологии, психофармакологии, профессиональном, семейном и подростковом консультировании, характерологии и этнологии. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Интеграция
Интегрирующее Я Я, предчувствующее катастрофу Я верховного жреца (Pontifex) 4. Четверные тенденции в векторе Sch С позиции эго-психологии интеграцией называется объединение всех четырех функций и видов защиты в жизни сферы Я. То есть наивысшая способность Я использовать проекцию, инфляцию, интроекцию и отрицание как в целях защиты, так и для построения полноценной эго-сферы (в зависимости от потребности и нужды). Таким образом, интегрированное Я ставится на особенное положение, оно способно разрешать опасные противоречия «на краю» жизни влечений (S ± ±, С ± ±) посредством того, что любые дилеммы сексуальной жизни и общения, как и часто с ними связанные морально-этические дилеммы (С ± ±), устраняются с периферии жизни, чтобы оказаться принятыми в сферу Я. Ставшему интегрированным Я вполне по силам превратить сексуальные, аффективные и социальные противоречия в «проблемы Я», чтобы разрешать их в эго-сфере. Таким образом, оказывается, что интегрирующее Я как бы жертвует самим собой, чтобы вывести из опасных зон существование, скатившееся к «краю» жизни. Интегрирующее Я работает подобно капитану судна, шагающему взад и вперед по командному мостику бытия, высматривая опасные течения справа и слева, опасности в глубине и на высоте, стараясь вести корабль самым безопасным курсом. Это присущее интегрирующему Я постоянное «нахождение в пути» позволяет сфере Я устранить любые противоречия между бессознательным и сознательным, между миром субъекта и миром объекта, между природой влечений и духовностью, противоположности между телом и душой, женственностью и мужественностью, всемогуществом и бессилием, преодолеть пропасть между бодрствованием и сновидениями. Интегрирующее Я в определенных обстоятельствах может таким образом прийти к реализации своей наивысшей функции, которую мы называем «функцией верховного жреца». Если сфере Я действительно это удается, то оно вполне заслуживает звания «верховный жрец, которому не страшны никакие противоречия» (Pontifex oppositorum). К Я верховного жреца привязано, на наш взгляд, не только сознание, но и бессознательное. Таким образом, Я верховного жреца носит ответственность не только за сознательные процессы, но и за бессознательные. Посредством принятия «Я верховного жреца, которому подвластны любые противоречия», эго-учение судьбо-анализа наряду с «телесным Я» и «психическим Я» (самость по К. Г. Юнгу) вводит еще и метафизическое понятие Я. Conditio sine qua non* существования Я верховного жреца обусловлено прежде всего тремя высшими функциями: 1. интеграцией всех противоположностей; 2. психической (метафизической) партиципацией и 3. трансцендентностью. Но наличие интегрирующего Я еще не означает реализации партиципации в духовности, как и способности к трансцендентности. Однако интеграция Я является безусловно необходимым предварительным условием обоих функций. Потому и было бы неправильным считать, что появление в эксперименте интегрирующей картины Я (Sch ± ±) автоматически обеспечивает тотальное единение, партиципацию в духовности и возможность Я трансцендировать. Люди, чувствующие нарушение психического равновесия, — так, например, непосредственно перед приступом или перед вспышкой психоза — могут показывать в сфере Я одновременное наличие всех четырех элементарных функций, до предела напрягая «тормоза», то есть пытаясь интегрироваться в предчувствии приближающейся катастрофы. Такая интеграция в ситуации катастрофы отнюдь не означает способность к партиципации с духовным миром путем трансцендентности. То есть, встретив картину интегрирующего Я, нельзя просто сделать вывод о существовании Я верховного жреца. Интегрирующее Я должно быть способно не только на то, чтобы разрешать противоречия, существующие на «краю» жизни влечений, но и уметь выдерживать полярную напряженность в сфере самого пространства Я, как раз и возникшую в результате интеграции. Внутренними полярностями в интегрирующем Я являются: * Неизбежное условие (лат.) Последнее из перечисленных расщеплений вызывает, на наш взгляд, особое предчувствие интегрирующим Я приближающейся катастрофы. Становится очевидна почти сверхчеловеческая задача, стоящая перед Я для реализации становления в нас Человека. Так что вряд ли кого может удивить то, что мы обнаруживаем у людей столь слабо интегрированное Я, а еще реже встречаем Я верховного жреца (Pontifex). Но нам кажется, что мы не должны забывать, что для людей вполне возможно подниматься в своем Я до наивысшего уровня существования Pontifex oppositorum и что Pontifex-Я всегда находится перед нами в качества идеала Я на трудном пути становления в себе Человека. С позиции возрастной психологии интегрирующее Я достигает своего пика во второй пубертатный период (13-16 лет) и в конце периода обучения (17-20 лет). Клиническая психология: 1. невроз страха и истерия страха, предчувствие катастрофы, например, в случае пароксизмальной тахикардии; 2. состояние Я перед сумасшествием (с -! s, -!! s); 3. накануне эпилептиформного приступа. Характерологические черты интегрирующего Я: 1. диалектический характер: познание, разложение и преодоление любых противоречий в бытии и обладании, в чувствах и мыслях; 2. стремление к целостности и совершенству; 3. понимание противоположностей в их единстве (Гегель); 4. борьба рационального (Sch + +) с иррациональным (- р); 5. борьба реального (- k) с ирреальным (Sch + +, — с), борьба идеализма с рационализмом, борьба духовного человека с человеком инстинктов (Фауст-Мефистофель, Моисей-Каин); 6. мужское Я-мажор (Sch ± 0) сражается с женским Я-минор (Sch 0 ±); 7. нередко эта эго-картина наблюдается у страдающих вазоневрозами (у людей, страдающих от мигрени, астмы, аллергии, экземы и т. д.); 8. тревога за себя переходит в тревогу за все человечество, в стремление улучшить людей; 9. наибольшим богатством людей с интегрированным Я всегда является сильное, надежное Я, почему они и отваживаются на погружение в бессознательное; 10. несмотря на то, что они выделяются своей мудростью, они так и остаются в жизни одинокими странниками или отшельниками; 11. присущая им морально-этическая строгость почти невыносима для окружающих людей — а часто и для них самих, — а происходит это в результате того, что интегрирующиеся люди слишком сильно расширяют зону человеческой ответственности; 12. в определенных обстоятельствах они могут стать воинствующими гуманистами. Криминально- и судебно-психологическое значение интегрирующего Я можно вывести из его связи с эпилепсией. Некоторые пароксизмальные убийцы в результате воздействия сильных аффектов показывают эту картину Я в качестве знака внутренней борьбы с «Каином». Заднеплановое Я, полная дезинтеграция, потеря всех защитных функций (Sch 0 0) всегда, словно дамоклов меч, висит над судьбой Я у таких людей. Сверхчеловеческие усилия, затрачиваемые на объединение всех сил сферы Я, чтобы не упустить и связать все противоположности существования, объясняются, на наш взгляд, непрекращающейся опасностью распада, постоянно ожидающего своего момента на заднем плане. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|