Сонди Леопольд. Учебник экспериментальной диагностики влечений.

Категория: Библиотека » Судьбоанализ | Просмотров: 218173

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Интеграция
Интегрирующее Я
Я, предчувствующее катастрофу
Я верховного жреца (Pontifex)


4. Четверные тенденции в векторе Sch

С позиции эго-психологии интеграцией называется объединение всех четырех функций и видов защиты в жизни сферы Я. То есть наивысшая способность Я использовать проекцию, инфляцию, интроекцию и отрицание как в целях защиты, так и для построения полноценной эго-сферы (в зависимости от потребности и нужды).
Таким образом, интегрированное Я ставится на особенное положение, оно способно разрешать опасные противоречия «на краю» жизни влечений (S ± ±, С ± ±) посредством того, что любые дилеммы сексуальной жизни и общения, как и часто с ними связанные морально-этические дилеммы (С ± ±), устраняются с периферии жизни, чтобы оказаться принятыми в сферу Я. Ставшему интегрированным Я вполне по силам превратить сексуальные, аффективные и социальные противоречия в «проблемы Я», чтобы разрешать их в эго-сфере. Таким образом, оказывается, что интегрирующее Я как бы жертвует самим собой, чтобы вывести из опасных зон существование, скатившееся к «краю» жизни. Интегрирующее Я работает подобно капитану судна, шагающему взад и вперед по командному мостику бытия, высматривая опасные течения справа и слева, опасности в глубине и на высоте, стараясь вести корабль самым безопасным курсом. Это присущее интегрирующему Я постоянное «нахождение в пути» позволяет сфере Я устранить любые противоречия между бессознательным и сознательным, между миром субъекта и миром объекта, между природой влечений и духовностью, противоположности между телом и душой, женственностью и мужественностью, всемогуществом и бессилием, преодолеть пропасть между бодрствованием и сновидениями.
Интегрирующее Я в определенных обстоятельствах может таким образом прийти к реализации своей наивысшей функции, которую мы называем «функцией верховного жреца». Если сфере Я действительно это удается, то оно вполне заслуживает звания «верховный жрец, которому не страшны никакие противоречия» (Pontifex oppositorum).
К Я верховного жреца привязано, на наш взгляд, не только сознание, но и бессознательное. Таким образом, Я верховного жреца носит ответственность не только за сознательные процессы, но и за бессознательные. Посредством принятия «Я верховного жреца, которому подвластны любые противоречия», эго-учение судьбо-анализа наряду с «телесным Я» и «психическим Я» (самость по К. Г. Юнгу) вводит еще и метафизическое понятие Я.
Conditio sine qua non* существования Я верховного жреца обусловлено прежде всего тремя высшими функциями: 1. интеграцией всех противоположностей; 2. психической (метафизической) партиципацией и 3. трансцендентностью.
Но наличие интегрирующего Я еще не означает реализации партиципации в духовности, как и способности к трансцендентности. Однако интеграция Я является безусловно необходимым предварительным условием обоих функций. Потому и было бы неправильным считать, что появление в эксперименте интегрирующей картины Я (Sch ± ±) автоматически обеспечивает тотальное единение, партиципацию в духовности и возможность Я трансцендировать. Люди, чувствующие нарушение психического равновесия, — так, например, непосредственно перед приступом или перед вспышкой психоза — могут показывать в сфере Я одновременное наличие всех четырех элементарных функций, до предела напрягая «тормоза», то есть пытаясь интегрироваться в предчувствии приближающейся катастрофы. Такая интеграция в ситуации катастрофы отнюдь не означает способность к партиципации с духовным миром путем трансцендентности. То есть, встретив картину интегрирующего Я, нельзя просто сделать вывод о существовании Я верховного жреца.
Интегрирующее Я должно быть способно не только на то, чтобы разрешать противоречия, существующие на «краю» жизни влечений, но и уметь выдерживать полярную напряженность в сфере самого пространства Я, как раз и возникшую в результате интеграции. Внутренними полярностями в интегрирующем Я являются:




* Неизбежное условие (лат.)


Последнее из перечисленных расщеплений вызывает, на наш взгляд, особое предчувствие интегрирующим Я приближающейся катастрофы.




Становится очевидна почти сверхчеловеческая задача, стоящая перед Я для реализации становления в нас Человека. Так что вряд ли кого может удивить то, что мы обнаруживаем у людей столь слабо интегрированное Я, а еще реже встречаем Я верховного жреца (Pontifex). Но нам кажется, что мы не должны забывать, что для людей вполне возможно подниматься в своем Я до наивысшего уровня существования Pontifex oppositorum и что Pontifex-Я всегда находится перед нами в качества идеала Я на трудном пути становления в себе Человека.
С позиции возрастной психологии интегрирующее Я достигает своего пика во второй пубертатный период (13-16 лет) и в конце периода обучения (17-20 лет).
Клиническая психология: 1. невроз страха и истерия страха, предчувствие катастрофы, например, в случае пароксизмальной тахикардии; 2. состояние Я перед сумасшествием (с -! s, -!! s); 3. накануне эпилептиформного приступа.
Характерологические черты интегрирующего Я: 1. диалектический характер: познание, разложение и преодоление любых противоречий в бытии и обладании, в чувствах и мыслях; 2. стремление к целостности и совершенству; 3. понимание противоположностей в их единстве (Гегель); 4. борьба рационального (Sch + +) с иррациональным (- р); 5. борьба реального (- k) с ирреальным (Sch + +, — с), борьба идеализма с рационализмом, борьба духовного человека с человеком инстинктов (Фауст-Мефистофель, Моисей-Каин); 6. мужское Я-мажор (Sch ± 0) сражается с женским Я-минор (Sch 0 ±); 7. нередко эта эго-картина наблюдается у страдающих вазоневрозами (у людей, страдающих от мигрени, астмы, аллергии, экземы и т. д.);
8. тревога за себя переходит в тревогу за все человечество, в стремление улучшить людей; 9. наибольшим богатством людей с интегрированным Я всегда является сильное, надежное Я, почему они и отваживаются на погружение в бессознательное; 10. несмотря на то, что они выделяются своей мудростью, они так и остаются в жизни одинокими странниками или отшельниками; 11. присущая им морально-этическая строгость почти невыносима для окружающих людей — а часто и для них самих, — а происходит это в результате того, что интегрирующиеся люди слишком сильно расширяют зону человеческой ответственности; 12. в определенных обстоятельствах они могут стать воинствующими гуманистами.
Криминально- и судебно-психологическое значение интегрирующего Я можно вывести из его связи с эпилепсией. Некоторые пароксизмальные убийцы в результате воздействия сильных аффектов показывают эту картину Я в качестве знака внутренней борьбы с «Каином».
Заднеплановое Я, полная дезинтеграция, потеря всех защитных функций (Sch 0 0) всегда, словно дамоклов меч, висит над судьбой Я у таких людей. Сверхчеловеческие усилия, затрачиваемые на объединение всех сил сферы Я, чтобы не упустить и связать все противоположности существования, объясняются, на наш взгляд, непрекращающейся опасностью распада, постоянно ожидающего своего момента на заднем плане.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Паранойяльность. Эгодиастола: Партиципация, проекция и инфляция - фактор p
  • Навязчивости. Амбивалентная реакция ±k
  • Я-влечение. Иметь и быть. Вектор Sch
  • Поиск могущества. Тенденция +p
  • Сексуальное влечение. Эрос и Танатос. Вектор S
  • Инфляция, сдерживаемая посредством навязчивости Sch±+
  • Проекция; партиципацию; Перенос своего могущества на объект за пределами себя. Тенденция -p
  • Партиципация Sch0-
  • Инфлятивная проекция Sch0±
  • Контактное влечение. Вектор C
  • Навязчивое Я Sch±0
  • Интегрирующее Я Sch±±
  • Тотальная инфляция Sch0+
  • Интроинфляция Sch++
  • Давление (влечений); pressure
  • Жажда обладания Sch+0
  • Привязанность к приобретенному объект - фактор m
  • Развитие судеб влечений
  • Подавленная проекция Sch-±
  • Проекция, сдерживаемая посредством навязчивости Sch±-
  • Негация. Вытеснение. Критическая оценка всего рвущегося к реализации. Тенденция -k
  • Стремление уцепиться за объект. Тенденция +m
  • Интропроекция Sch+-
  • Вытеснение Sch-0
  • Интроекция. Тенденция говорить «да» своим притязаниям. Тенденция +k
  • Гуманизация бисексуальности, стремление к улучшению культуры и цивилизации S±-
  • Инфлятивно-проективная интроекция Sch+±
  • Моральные сомнения. Амбивалентная реакция ±hy
  • Нормальное удовлетворение сексуальных влечений и перверсии
  • Пароксизмальное влечение. Вектор P
  • Дезинтеграция влечения S00
  • Потеря Я Sch00
  • Танатос-фактор s
  • Этическая двойственность. Тенденция ±e
  • Внутрипсихический уровень проблемы. Психологические защиты
  • Психоаналитическая трактовка агрессивности.
  • Эпилептоидные тенденции - фактор e
  • Стремление спрятаться. Тенденция -hy
  • Роль сексуального влечения в развитии детского мышления.
  • Устранение побуждения влечения от возможности его осознания. Реакция 0p
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Собчик Л. Н. - Метод портретных выборов - адаптированный тест Сонди
  • Несчастливая связь. Амбивалентная реакция ±m
  • Несчастливая безрадостная связь. Амбивалентная реакция ±m
  • Меграбян А. ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ
  • Стремление продемонстрировать себя. Тенденция +hy
  • Инстинкт; влечение; Instinct; Instinkt
  • Доверительная связь C-+
  • Анима; Anima; Anima
  • Сергей Ваховски. Семь самых распространенных заблуждений о психологах и психологии



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь