|
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.Категория: Психология, Учебные пособия | Просмотров: 268368
Автор: Крутецкий В. А.
Название: Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Мечта как особый вид воображения. Мечтой называют создание образов желаемого будущего. Полезно ли, нужно ли мечтать? В. И. Ленин в работе «Что делать?» высказал согласие с известным русским критиком Д. И. Писаревым, который исчерпывающе ответил на этот вопрос. Д. И. Писарев считал, что все зависит от того, может ли мечта обгонять естественный ход событий или же она может уводить совершенно в сторону, туда, куда никакой естественный ход событий никогда не может привести. В первом случае мечта может поддерживать и усиливать энергию трудящегося человека, когда он способен изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной картине то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками. Это помогает человеку, по мнению Д. И. Писарева, предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и .практической жизни.
Действенную, общественно направленную мечту, которая поднимает человека на борьбу, вдохновляет на труд, нельзя смешивать с пустой, бесплодной, необоснованной: мечтательностью, не побуждающей к деятельности, а уводящей от действительности, расслабляющей человека. Бывают мечты и реального плана, но связанные с достижением мелкой, незначительной, по-мещански обыденной цели, когда все мечты человека ограничены желанием иметь модный костюм модные пластинки. По этому поводу говорят так: «Если мечта — это полет, то есть полет орла и полет курицы!» ' Итак, мечта вдохновляет человека, помогает бороться с трудностями, дает возможность заглянуть в самое отдаленное будущее. Еще в древности люди мечтали' о полетах, создали сказку о ковре-самолете. Эти мечты содействовали тому, что человек действительно научился летать. В наше время люди идут в мечтах дальше. К. Э. Циолковский теоретически обосновал возможным, чем человек только мечтал. Эту мечту о полетах успешно осуществляют советские люди. Ю. А. Гагарин первым в мире начал покорение космоса. Другие советские космонавты успешно продолжают полеты в космос и его дальнейшее освоение. Активная, творческая мечта имеет огромное значение не только в жизни отдельных людей, но и в жизни всего общества. В вашей Советской стране реализуются самые смелые мечты, если они направлены на благо народа. Марксистско-ленинское учение стало тем компасом, который ведет трудящихся от мечты к действительности, той непобедимой силой, которая побуждает двигаться вперед, к построению коммунизма в нашей стране. § 3. Развитие воображения у детей Воображение формируется у детей на базе развития их восприятия. Обогащая опыт восприятия и специальных наблюдений ребенка, воспитатель тем самым обогащает и развивает его воображение. Первые проявления воображения наблюдать у детей-трехлетр.к. К этому времени у ребенка накапливается некоторый жизненный опыт, который дает материал для работы воображения. Важнейшее значение в развитии воображения детей имеет игра, особенно ролевая игра, а также их конструктивная .деятельность, рисование, лепка. Может показаться, что у детей-дошкольников воображение развито лучше, чем у школьников и взрослых,—настолько воображение малышей ярко и живо. Однако это неверно. Яркость и живость образов еще не означает богатства воображения. Наоборот, воображение детей бедно, так как они многого не знают (как известно, воображение создает образы на основе богатства жизненного опыта). Еще К. Д. Ушинский отмечал, что для ребенка не существует невозможного потому,' что он еще не знает, что возможно, а чего не может быть. Именно поэтому дети младшего дошкольного возраста часто путают воображаемое с действительным. Интенсивно развиваются представления воображения у. детей школьного возраста. Этому содействует процесс обучения и, воспитания, в ходе которого ребенок знакомится с очень широкий кругом предметов и явлений. Однако среди младших школьников есть дети с очень бедными, слабыми, представлениями, есть дети, не умеющие произвольно вызывать представления и оперировать ими. С такими детьми надо много работать, обогащать их реальные представления, тренировать в умении делать волевые усилия для того, чтобы произвольно вызывать то, или иное представление. Большое значение имеет включение школьника в работу творческих кружков (по рисованию, литературе, техническому творчеству). Важна здесь роль специальных методических Приемов — рассказы и сочинения по картинам, рисование иллюстраций к текстам, мысленное путешествие по географической карте с наглядным описанием природы и. ландшафтов тех местностей и стран, куда направляются школьника, путешествия в прошлое с наглядным представлением' событий, уклада жизни я быта людей той эпохи. Развитие воображения у школьников создает предпосылки для эстетического воспитания, а хорошо поставленное эстетической воспитание в свою очередь развивает воображение. На развитие Воображения детей влияет чтение художественной литературы, просмотр кинокартин, посещение театров, картинных галерей, музеев, организованное слушание музыки, экскурсии в природу и т. п. Вопросы для повторения 1. Что называется представлением воображения? Чем оно отличается от. представления памяти? 2. Дайте общую характеристику процесса воображения. 3. Охарактеризуйте воссоздающее и творческое воображение. 4. Докажите пользу мечты. 5. Охарактеризуйте процесс развития воображения у детей разного возраста.' Практическое задание Понаблюдайте за приемами стимуляции учителем на уроках воссоздаю щего воображения детей. Опыты 1. Проанализируйте и сравните процесс воссоздающего " и творческого воображения у 2-—3 детей: рисунок-иллюстрация к литературному тексту и рисунок на свободную тему; рассказ по картине и сочинение на определенную тему. Сравните эти продукты деятельности воображения по тематике и композиции, по богатству деталей, богатству выразительных средств. 2. Проведите анализ образов, возникающих у детей разного возраста при слушании ими специально подобранных музыкальных произведений. После прослушивания детьми каждого произведения установите путем опроса характер образа, его оформленность, устойчивость, наличие деталей. Раздел четвертый. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|