Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52287

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Син.: острый бред (delirium acutum), мания Белла.
Д. при закрытых глазах [Суханов С.А., 1906] — абортивный Д., возникающий в состоянии абстиненции у алкоголика. Психотическое состояние заключается в эпизодах гипнагогических зрительных галлюцинаций. В дальнейшем возможен переход в развернутую клиническую картину белой горячки, поэтому он квалифицируется как предделирий [Л.В. Штерева, 1980].
Д. протрагированный — характеризуется длительным течением, до нескольких недель и месяцев. Болезненные переживания отмечаются главным образом в ночное время. Характерны вербальные галлюцинации и симптомы психического автоматизма. Рассматривается как проявление замедленного обратного развития некоторых форм Д. (систематизированного, онейроидного, с психическими автоматизмами). По клинике может быть отнесен к Д. гипнагогическому. В дневное время — астения, эмоциональная лабильность, гипотимия, слезливость. Ориентировка не нарушена, сохраняется критическое отношение к болезненным переживаниям.
Син.: Д. пролонгированный.
Д. профессиональный — характеризуется молчаливой автоматизированной деятельностью, в которой воспроизводятся двигательные акты, присущие профессии больного. Галлюцинаторно-бредовые переживания незначительны, чаще всего они наблюдаются до сформирования картины Д.п. (психоз в этих случаях начинается картиной типичного делирия, и лишь затем она трансформируется — угасает возбуждение, уменьшается интенсивность галлюцинаторно-бредовых переживаний). Течение почти без люцидных промежутков. В начале Д. возможны нарушения узнавания. При обычном течении — сохранность аутопсихической ориентировки. При утяжелении состояния возможен переход в Д. мусситирующий. При выздоровлении — полная амнезия.
Син.: бред занятий.
Д. резидуальный — разновидность Д. инфекционного, наступает после минования острой стадии инфекционного заболевания и падении температуры тела.
Д. систематизированный — типичны множественные сценоподобные зрительные галлюцинации с развивающимся сюжетом. Преобладает аффект страха. Бредовые переживания изменчивы, соответствуют галлюцинаторным и иллюзорным переживаниям, без глубокой (стойкой, истинной) систематизации. Течение может быть длительным. Выход из психоза литический, с явлениями резидуального бредообразования. Амнезия неполная.
Д. со смертельным исходом — сборная группа делириозных состояний, объединяемых по неблагоприятному типу течения и тяжести исхода. Особенно тяжело протекают Д. мусситирующий и профессиональный. Прогностическое значение имеют некоторые особенности анамнеза — высокая толерантность к алкоголю, тяжелый и длительный запой накануне острого алкогольного психоза. Часты эпилептиформные припадки в начале Д. и при его развитии [Salum J., 1972]. О тяжелом течении Д. свидетельствуют и такие симптомы, как быстрое появление признаков оглушения, выраженные нейровегетативные расстройства, высокая гипертермия, появление подкожных гематом, недостаточность функции печени, ее значительное увеличение.
Д. сосудистый — состояния нарушенного сознания по делириозному типу, возникающие в ночное время. Наблюдается при сосудистых поражениях головного мозга (при выраженном церебральном атеросклерозе, после острых нарушений мозгового кровообращения, у больных гипертонической болезнью).
Д. с психическими автоматизмами — психические автоматизмы возникают при усложнении типичного Д. или на высоте систематизированного Д. с выраженными вербальными галлюцинациями, при делириозно-онейроидных состояниях. Они транзиторны, нестойки, колеблются в своей интенсивности. Чаще всего отмечаются идеаторные психические автоматизмы, все три варианта автоматизмов одновременно не наблюдаются. Отмечается сосуществование зрительных истинных и ложных галлюцинаций, проецируемых вовне. Ощущение сделанности. Чувство овладения и открытости. Течение более длительное по сравнению с типичной формой — 1-2 недели.
Д. старческий — наблюдается при старческом слабоумии, особенно протекающем на соматически неблагоприятной почве. Наблюдается в ночное время, характеризуется скудными, малоподвижными, лишенными чувственной яркости галлюцинациями. По С.Г. Жислину [1960], в нарушении познавательной деятельности у больных играют роль не столько галлюцинации, сколько общая «дефектность восприятия и ориентировки». Амнестическая дезориентировка, сдвиг ситуации в прошлое. Повышенная активность больных, их кажущаяся «деловитость», суетливость. Часты парамнезии.
Син.: острая пресбиофрения, Д. ложный.
Д. тетраэтилсвинцовый — разновидность Д. токсического. Возникает в связи с отравлением тетраэтилсвинцом (этилированный бензин). Характерно наличие обонятельных и вкусовых галлюцинаций, ощущение во рту посторонних предметов (волос, нитки, проволоки и др.). Резко выражены страх, психомоторное возбуждение. Соматическая триада — гипотония, гипотермия, брадикардия.
Д. тофраниловый — разновидность Д. психофармакологического. Возникает при приеме больших доз тофранила (имипрамина), чаще всего у больных пожилого возраста.
Д. травматический — возникает в остром периоде черепно-мозговой травмы. Характеризуется многообразием клинических картин и форм течения.
Д. фурибундный (лат. furibundus — яростный, бешеный) — Д., протекающий с резким, неистовым психомоторным возбуждением и гневной агрессивностью.
Д. шизофреноидный — делирий с шизофреноподобной симптоматикой.
Д. эпилептический — острое психотическое состояние с преобладанием сценоподобных зрительных галлюцинаций. По H. Gastaut [1975], Д.э. является термином устаревшим и нерекомендуемым, обозначающим делириозное состояние, сопровождающее острый или хронический эпилептический психоз. Чаще всего такие психотические состояния возникают при височной локализации эпилептогенного очага и при явлениях «насильственной нормализации» ЭЭГ. Характерны зрительные, ярко расцвеченные (с преобладанием красного цвета) галлюцинации, бредовые идеи преследования, физического уничтожения. Часты онейроидные переживания. Аффект страха, иногда экстатический. Больные совершают агрессивные поступки, спасаются бегством от мнимых преследователей.
Делириозная гипермнезия (греч. hyper — над, сверх, mnesis — память). Наблюдаемое при делириозных состояниях оживление памяти, наплыв казалось бы давно забытых воспоминаний.
Делирия алкогольного стадии [Штерева Л.В., 1974]. I — стадия предвестников психоза, предделирий; II — утяжеление психоза и нарастание соматоневрологических нарушений (делириозное помрачение сознания, выраженный аффект страха, психомоторное возбуждение); III — стадия, наступающая при неблагоприятном течении и характеризующаяся утиханием психомоторного возбуждения, повышением температуры тела, адинамией, коматозным или сопорозным состоянием; IV — терминальная стадия (акинетическая кома). При выходе из психоза после III стадии — постделириозная астения. Терапевтическая тактика должна учитывать стадии алкогольного делирия.
Дельбрюка синдром. См. Псевдология фантастическая.
Дембо—Рубинштейн методика самооценки [Dembo Т., 1962; Рубинштейн С.Я., 1968]. Экспериментально-психологическая методика для исследования свойств личности по самооценке. Разработан вариант, в котором характеристика личностных свойств дается по количественной шкале [Габриял Т.М., 1972].
Деменция (лат. de — прекращение, отрицание чего-либо, mens, mentis — ум, разум). Формы приобретенного слабоумия. Стойкое, малообратимое снижение уровня психической, в первую очередь интеллектуальной, деятельности. Снижение интеллектуальной деятельности является непременным компонентом Д., однако изменения психики им не ограничиваются, они захватывают всю психическую деятельность; в структуру Д. входят и необратимые изменения личности.
Д. алкогольная — возникает вследствие интоксикационной алкогольной энцефалопатии. Характерны прогрессирующие явления психического дефекта, охватывающего память, внимание (то есть предпосылки интеллекта), сам интеллект, аффективно-личностную сферу, включая основные морально-этические свойства. Прогрессирование Д.а. усиливается при присоединении церебрального атеросклероза (см. Синергизм патологический).
Д. амнестическая — на первый план выходят грубые прогредиентные расстройства памяти (амнезия общая прогрессирующая, парамнезии). Характерна амнестическая дезориентировка. Наблюдается при органических поражениях головного мозга, в первую очередь атрофического генеза (старческое слабоумие, болезнь Альцгеймера), реже — при выраженной сосудистой патологии.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Видеоигры помогают от болезни Альцгеймера
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Влияние на веру в бога нейромодуляции орбитофронтальной коры
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Молосаев Дмитрий Николаевич. Повышение общей физической подготовки пловцов с детским церебральным параличом.
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Корсакова Н., Московичюте Л. Клиническая нейропсихология.
  • Набиуллина Айгуль. Биоэнергопластика как метод в коррекции речевых нарушений.
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Ангионевроз
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Сарачкевич Галина Викторовна. Перспективное планирование 'Мелкая моторика в развитии речи детей раннего возраста'
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Пориомания; Дромомания
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание психически больных.
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Борис Елена Николаевна. Особенности внимания у детей с общим недоразвитием речи.
  • Становкина Наталья Анатольевна. Развивающее занятие для младшего и старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЫЧНОЙ ПРИЩЕПКИ»
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Султанова Лилия Вадимовна, Хомякова Алёна Викторовна. Кинезиологические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Мишкарева Оксана Анатольевна. Доклад на тему: «Технология применения ИЗО терапии в работе детьми с нарушением речи»
  • Диденко Борис Андреевич. Цивилизация каннибаллов.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь