Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52280

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Делирий (лат. delirium — безумие, помешательство). Синдром помрачения сознания, характеризующийся выраженными зрительными истинными галлюцинациями, иллюзиями и парейдолиями, сопровождающимися образным бредом и психомоторным возбуждением, нарушениями ориентировки в месте и времени. Галлюцинации преимущественно носят характер сценоподобных, подвижных, множественных, часто зоологических.
Син.: синдром делириозный.
Д. абортивный — неразвернутый, кратковременный Д. с фрагментарными обманами восприятия без нарушений ориентировки во времени и месте и явной амнезии болезненных переживаний.
Галлюцинации часто носят характер элементарных, возможны рудиментарные бредовые переживания (недоверие, подозрительность, опасения). Ориентировка во времени может быть нарушена. Длится обычно не более суток.
Д. абстинентный — возникает у лиц, страдающих наркоманией и токсикоманией, в период абстиненции. Явлением абстиненции придается важное значение и в генезе алкогольного делирия [Жислин С.Г., 1929].
Д. алкогольный — острый алкогольный психоз, наблюдается во II-III стадиях алкоголизма. Клиника определяется делириозным синдромом, протекающим с аффектом растерянности, страха, выраженными соматовегетативными нарушениями (крупноразмашистый тремор, потливость, атаксия, тахикардия, колебания АД, субфебрильная температура, гиперрефлексия, мышечная гипотония). Наплыв галлюцинаций в вечерне-ночное время, особенно в неосвещенном помещении. К утру обычно симптоматика идет на убыль, однако к вечеру при отсутствии адекватного лечения она возобновляется. Больные дезориентированы или неполностью ориентированы в месте и времени. Наблюдается смена противоположных аффектов [Жислин С.Г., 1935]. Галлюцинации нередко носят характер дразнящих (см.). При углублении Д. появляются слуховые, обонятельные и термические галлюцинации. Больные возбуждены, пытаются спрятаться, смахивают с себя что-то, ловят мнимых зверьков. Часты бредовые переживания (идеи преследования, физического уничтожения). Длительность Д.а. — до недели, но иногда течение может быть затяжным, с люцидными интервалами. По выходе из психоза возможны явления частичной амнезии, а также резидуальная бредовая симптоматика.
Син.: белая горячка пьяниц, delirium tremens.
Д. атропиновый. Возникает в связи с интоксикацией алкалоидами группы атропина. Характерны тремор тела, тикообразные или атетоидные движения, атаксия, дизартрия, другие признаки отравления (сухая покрасневшая кожа, широкие, не реагирующие на свет зрачки, ослабление зрения, сухость слизистых рта и носа, затруднения глотания и дыхания, частый малый пульс, задержка мочи и стула, судороги). Характерны микропсические, часто зоологические, галлюцинации: летающие перед самым лицом мухи, бабочки, стрекозы и др. Больной активно пытается их ловить.
Д. аудитивный [Papadaki, 1904]. Вариант алкогольного делирия со значительной выраженностью в клинической картине явлений вербального галлюциноза. Рассматривается как атипичный вариант алкогольного делирия.
Д. без делирия [Dolken A., 1901] — атипичная форма белой горячки пьяниц, характеризующаяся отсутствием в клинической картине галлюцинаций и бреда. Основные расстройства заключаются в нарушении ориентировки во времени и пространстве. Течение более кратковременное, заканчивается болезнь менее критически. Рассматривается как абортивный, редуцированный вариант алкогольного делирия.
Д. бормочущий — см. Д. мусситирующий.
Д. гипнагогический. Галлюцинаторные переживания, иллюзии, псевдогаллюцинации, сценоподобные, чувственно яркие, появляются в переходном состоянии между бодрствованием и сном. Страх выражен нерезко, чаще наблюдается аффект удивления и соматовегетативные расстройства. При открывании глаз или пробуждении критическое отношение восстанавливается не сразу. Длится одну-две ночи и может смениться другими, более тяжелыми, формами Д.
Возможен онирический вариант — Д.г. фантастического содержания, сопровождающийся аффектом интереса, удивления, боязливого восхищения. Характерна выраженная дезориентировка в окружающем.
Д. инициальный — развивается в начале инфекционного заболевания перед повышением температуры тела.
Син.: инициальный бред.
Д. инфекционный — возникает при инфекционном заболевании, в начале его (см. Д. инициальный), на высоте лихорадочного состояния (см. Д. лихорадочный) и при разрешении (см. Д. коллапса).
Д. истерический — характерно острое, всегда психогенное начало. Сознание сужено. Галлюцинаторные переживания носят характер грезоподобных, часто включают переживания эротические. Мимика и пантомимика театральны, подчеркнуты, нередко до гротеска. В переживаниях больного отражена, иногда в завуалированном, символическом виде, психогенно-травматическая ситуация.
Д. кокаиновый — острый психоз, возникающий у злоупотребляющих приемом кокаина наркоманов. Типичны устрашающие зрительные галлюцинации, сочетающиеся с тактильными галлюцинациями Маньяна. Бессонница. Последующая амнезия.
Д. коллапса [Webers H., 1866] — разновидность Д. инфекционного, возникающего при критическом падении температуры тела.
Д. лекарственный — наблюдается при резком повышении доз психотропных средств, при присоединении корректоров или внезапной отмене лекарственных препаратов. Возникает чаще у детей и лиц пожилого возраста, а также при наличии органической церебральной патологии (атеросклеротическая или алкогольная энцефалопатия).
Д. лихорадочный — форма Д. инфекционного, возникающего в период максимального подъема температуры тела.
Д. люцидный — см. Д. без делирия.
Д. мусситирующий — преобладает двигательное возбуждение в форме простых, стереотипно повторяемых движений (снимание или стряхивание мнимых предметов с одежды или постели, натягивание одеяла и т.п.). Речь тихая, невнятная, часто состоит из повторяющихся отдельных звуков, слогов, междометий (бормотание). Отсутствует реакция на внешние раздражители. Признак тяжелой психической патологии, при неблагоприятном течении заболевания — переход в аментивное и коматозное состояния. При выздоровлении — полная амнезия.
Син.: Д. бормочущий.
Д. онейроидный — характеризуется сценоподобными галлюцинациями фантастического содержания, возникающими после предварительно наблюдающегося психотического состояния, протекающего с множественными фотопсиями, элементарными зрительными галлюцинациями и эпизодами образного бреда. Развитие Д.о. идет по типу усложнения клинической картины на третьи-четвертые сутки, в ночное время. Часто — двойная ориентировка, симптом положительного двойника (см. Капгра синдром). Периоды обездвиженности с сонливостью в дневное время. Сохранена аутопсихическая ориентировка. Ощущение быстрого перемещения в пространстве. Вначале — аффект страха, при сформировании картины Д.о. — удивление, любопытство, иногда безразличие. Продолжительность — до 2-3 суток. Возможно образование резидуального бреда.
Д. опиумный — понятие дискуссионное, так как большинство исследователей отрицает возможность психотических состояний при опийной наркомании [Бориневич В.В., 1962; Пятницкая И.Н., 1975]. По мнению E. Kraepelin, судорожные припадки или психотические состояния возникают в том случае, если опийной наркомании предшествовал алкоголизм.
Д. осады [Bilz] — алкогольный психоз, в котором сочетаются симптомы алкогольного галлюциноза и белой горячки. Спасаясь от мнимых преследований, больные баррикадируют двери.
Д. острый — 1. Быстро развивающееся и протекающее делириозное состояние, продолжающееся от нескольких часов до 2-3 суток. 2. Острое психотическое состояние с резким двигательным возбуждением и помрачением сознания, возникающее при сильном повышении температуры тела и физическом истощении. Наблюдается при инфекционных и интоксикационных психозах, при галопирующей форме прогрессивного паралича, эпилепсии, при острых травматических и старческих психозах [Bell L.V., 1849].



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Астазия-абазия
  • Всемогущество; omnipotence
  • Обсессия; obsession
  • Элефтерьяди Ольга Петровна. Формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
  • Синдром; syndrome
  • Мутизм; mutus
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Притча «Умение читать мысли»
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Советы логопеда: логопедические упражнения для детей в домашних условиях.
  • Дурнева Людмила Альфредовна. «Красиво говорить нам помогут «колючки» и Су-Джок массажеры»
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации.
  • Гласс Лиллиан. Я читаю ваши мысли
  • Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Притча «Угадывание мыслей»
  • Притча «Когда воруют мысли»
  • Изоляция; isolation
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Отдельнова Оксана Викторовна. Комплекс упражнений, направленный на коррекцию и предупреждение речевых нарушений.
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Морозова Карина Анатольевна. Проект инновационной деятельности: «Использование кинезиологии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Шангараева Мария Сергеевна. Нетрадиционные методы для развития речи у дошкольников
  • Пыжикова Олеся Григорьевна. Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.
  • Марина Силко. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников».
  • Помогайко Наталья. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Маршев В.И. История управленческой мысли
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Канева Елена Васильевна. Статья 'Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекции звукопроизношения в условиях логопункта'
  • Романтические мысли уменьшают стресс
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Шизофрения; schizophrenia
  • Компульсивный; compulsive
  • Короткова Татьяна Петровна. Занятия по детскому ПДД - Операция 'Светофор'
  • Радхакришнан Сарвепалли. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (т.2). ШЕСТЬ СИСТЕМ БРАХМАНИЗМА
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь