|
Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 27972
Автор: Коллектив авторов.
Название: Практическая психология: Учебник. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Многие упражнения, которые мы приводили выше, направлены также и на развитие беглости. Для закрепления можно поиграть в игру «Круги на воде», которую использовал в своей педагогической практике Дж. Родари. Кроме беглости, эта игра направлена и на развитие творческого воображения, и одновременно филологических способностей. Игра подходит для любого возраста.
Когда в воду бросаешь камень, от него по воде идут круги, чем дальше, тем больше. Также и слово, запавшее в голову, может натолкнуть на массу ассоциаций, вызвать разные сравнения, представления, образы. Это задание может превратиться в увлекательную игру. Возьмем любое слово, например, «лимон». Какие ассоциации оно вызывает? В какие сочетания вступает? Например, оно связывается со словами на букву «л»: лиса, луна, ложка, лента. 1. Подберем за 1 минуту как можно больше слов на начальную букву. Посчитайте результат. 2. Теперь подберем за 1 минуту как можно больше слов, начинающихся на слог «ли». Посчитайте результат, (и т. д.) 3. Теперь за 1 минуту можно подобрать как можно больше рифм к слову «лимон». Тоже подсчитаем. 4. Расставьте буквы слова в столбик. Теперь напишем первые пришедшие в голову слова на соответствующие буквы. Или, усложняя задание, можно написать возле букв слова, образующее законченное предложение. Чем больше слов или предложений Вы придумали, чем они будут смешнее, тем лучше. Посчитайте результат. Теперь сложите все полученные суммы. У кого величина будет больше, тот и победил. И последнее, часто не принимающееся всерьез, а именно — «Способность к доработке». «Мелочи создают совершенство, а совершенство — не мелочь»,— писал Микеланджело. Едва ли нужно объяснять, насколько важна эта способность, позволяющая довести работу до такого уровня, когда она приобретает универсальную значимость и общественную ценность. Здесь имеется в виду не просто настойчивость, собранность, а именно способность к доработке деталей, к мучительной кропотливой доводке, к совершенствованию первоначального замысла. Один только замысел, каков бы он ни был, как правило, не получает признания. «Во всяком практическом деле идея составляет от 2 до 5%, а остальные — это исполнение»,— считал математик и кораблестроитель академик А. Н. Крылов. А чем же, собственно, отличаются интеллектуальные способности от творческих? Ведь перечисленные выше слагаемые творческой одаренности по сути не отличаются от обычных мыслительных способностей. Понятия «мышление» и «творчество» зачастую противопоставляются. Но такая позиция приводит к грубой ошибке, заставляя признать, что для творческих личностей должны быть особые психологические законы. На самом же деле элементарные способности человеческого ума одинаковы у всех. Они только по-разному выражены (сильнее и слабее) и по-разному сочетаются между собой. Например, сочетание зоркости в поисках проблем, гибкости интеллекта, легкости генерирования идей и способности к отдаленному ассоциированию проявляют себя как нестандартность мышления, которую издавна считают непременной составной частью таланта. Теперь, когда вы узнали много нового и систематизировали ваши знания о творческом мышлении, мы уверены, что Вы всегда найдете СВОЕ решение! Творческих успехов Вам! Задания и вопросы для самопроверки 1. Выполнив все тестовые задания, составьте свой психологический портрет. 2. Выделите наиболее сильные и слабовыраженные характеристики базовых и программирующих свойств. 3. Постарайтесь определить, что вам необходимо для дальнейшего личностного роста и самореализации. 4. Можете ли вы помочь другому человеку познать себя и определить путь самореализации? 5. Что изучает практическая психология? 6. Определите психический мир и его основные свойства. 7. Понятие индивидуальности в психологии. 8. Базовые и программирующие свойства. 9. Мозг и психика. 10. Тип строения человека. 11. Влияние желез внутренней секреции на эмоции человека. 12. Психологические характеристики темперамента. Подумайте, как будут себя вести люди разных темпераментов в одной и той же ситуации. 13. У вас сильный или слабый характер? 14. Охарактеризуйте общие и специальные способности. 15. Опишите структуру интеллекта и его возможный профиль. 16. Система психологических познавательных процессов. Дайте характеристику каждому процессу. 17. Основные функции речи. 18. Роль эмоций в жизни человека. 19. Психические состояния. Определите для себя уровень личностной и ситуативной тревожности. 20. Чем характеризуется направленность личности? 21. Основные виды человеческих ценностей. 22. Определите самосознание и дайте характеристику каждой его составляющей. 23. Основные этапы творческого процесса. 24. Рефлексия и рефлексивность. Рекомендуемая литература 1. Ананьев Б. Г. Проблемы современного человекознания. М., 1977. 2. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. 3. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. 4. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. Киев, 1989. 5. Выготский Л. С. Развитие высших интеллектуальных функций. М., 1960. 6. Грановская Р. М., Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л., 1991. 7. Вундт В. Психология душевных волнений. М., 1984. 8. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. Л., 1988. 9. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984. 10. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. 11. Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., 1991. 12. Лук А. Н. Мышление и творчество. М., 1976. 13. Леонгард К. Акцентуирование личности. М., 1980. 14. Мерлин В. С. Очерки теории темперамента. Пермь, 1973. 15. Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. Л., 1989. 16. Новиков В. В., Забродин Ю. М. Психологическое управление. М., 1992. 17. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. 18. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 1986. 19. Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976. 20. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990. 21. Рейховский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979. 22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. 23. Симонов П. В. Темперамент — характер — личность. М., 1984. 24. Теплов Б. М. Избранные труды. М., 1985. 25. Тутушкина М. К., Ронгинский М. Ю. Практическая психология для руководителей. Л., 1992. 26. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 27. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. М., 1989. 28. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1986. 29. Хейкхаузен X. Мотивация и деятельность: Т. 1, 2. М., 1986. 30. Чехов А. П. Собр. соч.: Т. 1. М., 1974. 31. Юнг К. Психологические типы. М., 1924. 32. Jleitman Н. Psychology. 3 rd. New York, 1991. 33. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. М., 1992. 34. Блум Ф., Лейзерсон А,, Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 1988. 35. Шадриков В. Д. Деятельности и способности. М., 1994. 36. Зимбардо Ф. Застенчивость. СПб., 1995. 37. Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск, 1989. 38. Зейгарник Б. В. Опосредование и саморегуляция в норме и патологии // Вестник МГУ.Серия 14.1981. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|