Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52282

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Син.: деправация алкогольная.
Деградация психическая. Утрата личностью присущих ей ранее свойств с обеднением всех ее способностей (чувств, суждений, одаренности, активности и др.). Чаще всего является следствием психического заболевания, проявлением психического дефекта, но может быть и социально обусловленным явлением.
Дежерина директивная психотерапия [Dejerine J.J., 1902]. Психотерапевтический метод, основанный на суггестии и воспитании. Существенное значение придается эмоциональной насыщенности психотерапевтического воздействия, необходимости совместного переживания врача и больного в процессе психотерапии. Важным фактором считается изоляция больного, перемещение его из обычной среды в больницу.
Дежерина—Лихтхайма феномен [Dejerine J.J., 1906; Lichtheim L., 1884]. Наблюдается при моторной, чистой или субкортикальной, афазии, когда артикулированная речь невозможна, но образы слов сохранены. Больной не может произнести слово, но может знаками показать сколько в нем слогов, гласных.
Дежерина—Тома синдром [Dejerine J.J., Thomas A., 1900]. Атрофия системы ножек мозга с мозжечковыми расстройствами координации. Начало в 35-40 лет, отмечаются мозжечковые расстройства походки, затем атаксия распространяется на верхние конечности (нарушение письма). Рас тройства мочеиспускания, недержание мочи. Патологические рефлексы. Депрессия. Прогрессирующая деменция. Иногда — паркинсонизм. Отмечаются спорадические и наследственные (аутосомно-доминантный и аутосомно-рецессивный типы передачи) формы.
Син.: оливомозгомозжечковая атрофия, пресенильная мозжечковая атаксия, корковая мозжечковая дегенерация.
Дежерина центр [Dejerine J.J., 1891]. Участок коры головного мозга в области угловой извилины доминантного полушария. Имеет отношение к функции речи. При поражении Д.ц. наблюдается алексия (словесная слепота). .
Дезаггравация (лат. de(s) — прекращение, удаление, устранение, отрицание какого-либо понятия, aggravare — отягощать, ухудшать). Сознательное или неосознаваемое преуменьшение больным тяжести его заболевания, сокрытие отдельных симптомов, утаивание болезненных поступков.
Дезагрегация (дез + лат. aggregatio — присоединение). [Суханов С.А., 1906]. Понятие, аналогичное интрапсихической атаксии [Stransky E., 1903] и расщеплению [Bleuler E., 1911].
Дезадаптация (дез + новолат. adaptatio — приспособление). Нарушение приспособления организмов к условиям существования. В психиатрии под Д. понимается в первую очередь утрата приспособляемости к условиям социальной среды, являющаяся следствием психического заболевания.
Соответственно один из этапов реабилитации психически больных носит название реадаптационного [Кабанов М.М., 1978, 1985].
Дезадаптация школьная. Стойкий отказ от посещения школы вследствие затруднений усвоения программы обучения или в связи с нарушением взаимоотношений и конфликтами со сверстниками и педагогами. Наблюдается у детей и подростков, страдающих невротическими расстройствами или обнаруживающих проявления начинающегося психоза.
Дезактуализация бреда (дез + лат. actualis — действующий, действенный). Временное или длительное, стойкое уменьшение значимости бреда, переставшего существенно влиять на поступки больного. Нередко снижает социальную опасность психически больного. Понятие, близкое «инкапсуляции бреда». Наступает вследствие ремиссии, спонтанной или лечебной.
Дезанимация (дез + лат. anima — душа). Чувство изменения собственной личности. Проявление деперсонализации.
Дезинтеграция (дез + лат. integratio — восстановление) [Гуревич М.О., 1949]. Расстройство интегративно образованных психических функций, временное их разложение на компоненты, отдельно протекающие психические процессы, из которых функция составляется путем интеграции. Д. является следствием нарушения связей в мозгу (асинапсия). Эти изменения могут быть стойкими или обратимыми (см. Реинтеграция). Наблюдается при шизофрении (разорванность мышления, интрапсихическая атаксия), экзогенно-органических психозах (состояния аменции и др.).
Дезинтоксикация (дез + лат. in — в, внутрь, греч. toxikon — яд). Метод лечения многих заболеваний, в том числе и некоторых психических, направленный на обезвреживание и выведение из организма токсических веществ. С этой целью применяется введение глюкозы, большого количества жидкости (физиологический раствор), препаратов серы (унитиол, сульфозин), плазмозаменителей (гемодез) и т.д.
Дезориентировка (дез + лат. oriens — восток). Нарушение ориентировки в месте, времени (Д. аллопсихическая), собственной личности (Д. аутопсихическая). Выделяют Д. амнестическую, связанную с нарушениями памяти и лежащую в основе фиксационной амнезии, и соматопсихическую, относящуюся к восприятию собственного тела, его отдельных частей, органов и их положения в пространстве (например, при аутотопагнозии, аутоскопии и др.).
Дейтероскопия (греч. deuteros — второй, другой, skopeo — рассматриваю, наблюдаю). Видение своего двойника. Наблюдается при шизофрении, инфекционных и интоксикационных психозах, в лихорадочных состояниях, при выраженном истощении.
Син.: симптом двойника.
Декомпенсация (де + лат. compensare — уравновешивать, возмещать). Недостаточность механизмов восстановления функциональных нарушений и структурных дефектов организма, гомеостаза. В психиатрии понятие Д, часто употребляется в отношении прослеживающейся в процессе жизни пробанда динамики его болезненного состояния, проявляющейся в дезадаптации (при личностной акцентуации, психопатиях), происходящей в связи с факторами как социально-психологическими, так и биологическими (соматические заболевания, возрастные кризы).
Дексаметазоновая проба. Биологический тест для диагностики эндогенной депрессии и оценки эффективности антидепрессивной терапии. В конце первого дня исследования больному дается дексаметазон (доза зависит от варианта методики) и на следующий день определяется уровень кортизола в плазме крови и моче. В норме дексаметазон подавляет секрецию кортизола на протяжении суток, и уровень последнего оказывается ниже известного порога. Превышение уровнем кортизола этого порога рассматривается как признак эндогенной депрессии. Недостаточность супрессорного (подавляющего) действия дексаметазона на секрецию тропных гормонов передней доли гипофиза соответствует степени выраженности депрессии. По модификации Ю.Л. Нуллера и М.Н. Остроумовой [1978] основным критерием теста считается не содержание кортизола после введения дексаметазона, а процент подавления его секреции.
Декстрастресс (лат. dexter — правый, англ. stress — напряжение) [Чуприков А.П., 1983] — состояние, возникающее при насильственном переучивании леворуких детей путем пространственного ограничения движений, провоцирует появление невротических и неврозоподобных нарушений. Обнаружение Д. послужило обоснованием повсеместного отказа от переучивания леворуких в славяноязычных странах.
Декстрофобия (лат. dexter — правый, греч. phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь предметов, расположенных справа от больного.
Делея—Деникера синдром [Delay G., Deniker P., 1961]. Осложнение при лечении нейролептиками. Развивается часто в начале терапии. Вариант экстрапирамидного нейролептического синдрома. Характерны гиперкинетико-гипертонические изменения мышечного тонуса и явления акатизии, проявляющейся в неусидчивости, стремлении к перемене положения тела, и тасикинезии (непреодолимая потребность в движении, ходьбе). Психические нарушения — замкнутость, отсутствие интереса к окружающему, пониженное настроение, плохой сон, однообразие психических проявлений, брадифрения.
Делея злокачественный гиперпирексический нейролептический синдром [Delay G., 1959]. Наблюдается как осложнение терапии нейролептиками. Начинается экстрапирамидными явлениями, в дальнейшем протекает с гиперпирексией, высоким подъемом АД, бледностью кожных покровов, нарушениями функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, помрачением сознания по типу комы. Часто (более чем в 70% случаев) имеет летальный исход. Главной причиной развития коматозного состояния считают холинергическую гиперактивность ЦНС в связи с возбуждением центральных холинергических систем под влиянием нейролептиков.
Деликвии психические (лат. deliquus — недостающий, отсутствующий). Пробелы в памяти, воспоминаниях.
Деликт инициальный (лат. delinquo — проступок, правонарушение, initialis — начальный) [Stransky E., 1950]. Уголовное преступление, совершаемое психически больным и являющееся первым проявлением заболевания, чаще шизофрении (см. Бжезицкого симптом).
Делинквентность (лат. delinquentia — проступок, прегрешение) [Bennet J., 1960]. Синдром патохарактерологической реакции у подростков, проявляющийся в совершении ими мелких правонарушений и проступков, не достигающих степени преступления (криминала), наказуемого в судебном порядке. Наиболее часто наблюдается при психопатиях и личностных акцентуациях неустойчивого типа.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Астазия-абазия
  • Всемогущество; omnipotence
  • Обсессия; obsession
  • Элефтерьяди Ольга Петровна. Формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
  • Синдром; syndrome
  • Мутизм; mutus
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Притча «Умение читать мысли»
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Советы логопеда: логопедические упражнения для детей в домашних условиях.
  • Дурнева Людмила Альфредовна. «Красиво говорить нам помогут «колючки» и Су-Джок массажеры»
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации.
  • Гласс Лиллиан. Я читаю ваши мысли
  • Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Притча «Угадывание мыслей»
  • Притча «Когда воруют мысли»
  • Изоляция; isolation
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Отдельнова Оксана Викторовна. Комплекс упражнений, направленный на коррекцию и предупреждение речевых нарушений.
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Морозова Карина Анатольевна. Проект инновационной деятельности: «Использование кинезиологии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Шангараева Мария Сергеевна. Нетрадиционные методы для развития речи у дошкольников
  • Пыжикова Олеся Григорьевна. Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.
  • Марина Силко. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников».
  • Помогайко Наталья. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Маршев В.И. История управленческой мысли
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Канева Елена Васильевна. Статья 'Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекции звукопроизношения в условиях логопункта'
  • Романтические мысли уменьшают стресс
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Шизофрения; schizophrenia
  • Компульсивный; compulsive
  • Короткова Татьяна Петровна. Занятия по детскому ПДД - Операция 'Светофор'
  • Радхакришнан Сарвепалли. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (т.2). ШЕСТЬ СИСТЕМ БРАХМАНИЗМА
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь