|
Сонди Леопольд. Учебник экспериментальной диагностики влечений.Категория: Библиотека » Судьбоанализ | Просмотров: 218160
Автор: Сонди Леопольд.
Название: Учебник экспериментальной диагностики влечений: Глубинно-психологическая диагностика и ее применение в психопатологии, психосоматике, судебной психиатрии, криминологии, психофармакологии, профессиональном, семейном и подростковом консультировании, характерологии и этнологии. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Вариация II Инфлятивная проекция Заброшенное Я «Кастрированное» Я Женское Я-мипор
С позиции эго-психологии Schg наделено следующими функциями Я: Одно из пары противоположных стремлений проецируется (Sch 0 -) на незнакомый объект, а другое пытается расширить (Sch 0 +) собственное Я посредством власти бытия. В качестве классического примера можно привести женское Я. Сфера Я проецирует свою собственную мужественность (анимус по К. Г. Юнгу) во внешний мир (Sch 0 -) и отыскивает такого мужчину, который латентно носит в себе приписываемую ему мужественность. Но при этом сфера Я сама желает оставаться женщиной (Sch 0 +). Гомосексуальный мужчина, который часто выдает ту же самую картину Я Sch 0 ±, поступает довольно схожим образом. Он отыскивает мужчину, которого он выкладывает из своей души в реальный мир, выбирая его в качестве партнера по любви, желая быть для него женщиной. Инфлятивная проекция — наряду с женским Я — указывает еще и на покинутость персоны. Она покинута мужским Я-мажор (Sch ± 0) в результате вертикального деления тенденций эго-влечения. С этим типом разделения четырех элементарных тенденций Я связано также то, что инфлятивное проек-тивное Я чаще всего истолковывается как кастрационный комплекс, причем такая интерпретация будет адекватной для представителей обоих полов. С позиции возрастной психологии «кастрированное» Я наиболее часто встречается у маленьких детей в предпубертатном (9-12 лет) периоде и у взрослых людей в климактерическом (40-60 лет) периоде. Клиническая психология: 1. пассивная гомосексуальность у мужчины (особенно при S + -; Р+ -; Р 0 -; С + +); 2. гебоидная шизофрения со скачкообразным мышлением (при повышенном количестве в -! hy, -! k, -! p); 3. преморбидная фаза параноида (с диагональным расщеплением в S, Р и С); 4. конверсионная истерия (в редких случаях). Характерологические черты: 1. мягкость, женственность; 2. стремление быть желанной, иметь поклонников, желание быть одариваемой и ведомой; 3. тенденция отдаваться партнеру; 4. сентиментальность; 5. мировая скорбь; 6. одиночество, чувство покинутости; 7. смирение, покорность; 8. теплые чувства; 9. интуитивное вживание в другого; 10. чрезмерная субъективность; 11. быстрая подверженность чужому влиянию; 12. плохая ориентация во времени и пространстве; 13. лирическо-мистические интересы; 14. алогичное, отрицающее причинно-следственные связи (акаузальное) мышление, часто к тому же еще с примесью оккультизма; 15. слабость, проявляемая в борьбе за существование; 16. неспособность принять свою отде-ленность. Криминально-психологическое значение: 1. гомосексуальная криминальность; 2. убийства на почве ревности. Для женского Я-минор характерно доминирование диастолы с предрасположенностью к расширению, к инфляции (+ р); желание партиципации (- р); склонность к проекции, упрекам, обвинениям и одновременно огромное стремление к полному слиянию с другим человеком; идеализм с высоко поставленными идеалами бытия; стремление к власти посредством желания бытия; нарциссизм; интроверсия (сопереживание); притязания на матриархат; иррационализм, ирреализм, имматериализм, идеализм, духовность в мыслях. В качестве «следохода» женского Я-минор постоянно присутствует (последовательно или симультанно) мужское, навязчивое Я-мажор. С позиции эго-психологии бессознательный процесс при интропроекции заключается в том, что выкладываемые во внешний мир стремления (- р) присваиваются собственному Я (+ k). Таким образом, если при тотальной проекции (Sch 0 -) стремления бессознательного направлены на объекты окружающего мира, то при интропроекции приемником и перехватчиком всех бессознательных стремлений Я является собственное Я. Но когда сфера Я одобряет и принимает в себя — эгоифици-рует — все проецируемые ею притязания, то такое Я закономерно должно становиться аутистично-недисциплинированным, так как оно не склонно от чего-либо отказы-ваться. Отсутствует отрицательная k-функция. По мнению Ойгена Блейлера, аутизм является особой формой поведения и мышления, при которой индивид выходит за пределы действительности и стремится к целям, которые внушаются ему исключительно его влечениями и чувствами. Аутизм превращает в «психическую реальность» даже то, что может явно противоречить реальной действительности и что может оказаться нелепым с точки зрения формальной логики. Чего же можно добиться посредством аутизма? О. Блейлер считал, что посредством аутистического мышления человек осуществляет свои тайные желания, удовлетворяет свои скрытые потребности влечений и превращает в реальность все то, чего он боится. Когда фантазирует ребенок, мечтает взрослый человек, галлюцинирует и порождает бредовые идеи больной шизофренией или паранойей, когда писатель или коллективная душа народа создает сказки и мифы, а творческий дух — нечто невиданное прежде, прорывая традиционно воздвигнутые реалистические барьеры, — тогда мы говорим о них, что думают они аутично. Блейлер говорит: «Аутичное мышление превращает ребенка в генерала, а играющую с куклой девочку — в счастливую мать». Используя склонность к аутизму, религия осуществляет «наше страстное желание вечной жизни, справедливости и получения удовольствия без страданий». Благодаря аутизму в сказках и творчестве писателей проявляются наши комплексы. Погрузившемуся в мечты человеку аутизм показывает его тайные желания и опасения; а для больного человека аутизм создает новую действительность, которая становится для него реальнее всего того, что мы обычно называем реальностью. Аутизм делает больного счастливым, наделяя его манией величия, освобождая от любой ответственности. Если желания начинают осуждаться окружающими людьми, то больной видит причины не в своей собственной неполноценности, а в ненависти своих преследователей. Таким образом, аутизм освобождает мышление от ограничений, накладываемых реальностью. Аутизм устраняет необходимость быть прикованным к адаптации и учитывать последствия действий. Область расположения аутистичного мышления Блейлер очертил четырьмя сферами: 1. Аутичное мышление захватывает нас, когда имеющихся познаний становится недостаточно, но наше стремление к знаниям побуждает нас и дальше продолжать думать. Созидание мира и человека, цель жизни и предназначение человека, происхождение Бога, происхождение болезней, ход солнца и луны — все это вопросы, на которые может ответить только аутичное мышление. 2. Аутичное мышление появляется тогда, когда невозможно выносить существующую реальность. Человек «сбегает» в аутизм. Вот так и появляются невротические симптомы, бредовые идеи, реализация желаний в сновидениях, мечты и т. д. 3. Аутистическим характером наделены процессы в бессознательном. 4. В сновидениях здоровых людей и галлюцинациях больных шизофренией провалы заполняются аутистичным способом; провалы возникли в результате того, что действительность ослабила или прервала в определенных пунктах течение представлений. «Аутичная логика» влечений и аффектов помогает процессу ассоциации идти дальше. К этому пониманию аутично-недисциплинированного мышления и поведения мы, опираясь на экспериментальный анализ Я, должны прибавить следующее: • «аутичным» мы называем только захождение за границы власти обладания (+ k). А переход границ власти бытия называется не аутизмом, а амбитен-денциозностью или инфляцией (+ р). Таким образом, мы ограничиваем понятие аутизма систолической функцией k, а понятие инфляции или амбитенденциозности — диастолической деятельностью р. Мы действительно вынуждены это сделать, так как результаты экспериментального анализа Я только в этом случае будут совпадать с клиническими данными; • в свое время О. Блейлер отделил понятие аутизма от понятия амбитенденциозности. Под амбитенденциозностъю О. Блейлер понимал одновременное присутствие таких противоположных тенденций, которые обычно исключают друг друга. (Например, больной в одно и то же время ощущает себя Богом и холопом, чертом и ангелом, мужчиной и женщиной и т. д.). Таким образом, амбитенденциозность является расширением власти бытия, удвоением существования. Опираясь на К. Г. Юнга, мы называем это диастолическое состояние «инфляцией». Инфляция является стремлением быть и тем, и другим, то есть всем. А понятие аутизм мы ограничиваем безмерным захождением за границы власти обладания. Таким образом, аутизм равнозначен стремлению «все иметь». Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|