Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52279

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Движения автоматизированные. Целенаправленные Д., осуществляемые без сознательного их регулирования в размеренных темпе, степени выраженности, амплитуде, соответствующие прежнему жизненному опыту.
Движения активные. Д., выполняемые произвольно, сознательно или бессознательно.
Движения Пассивные. Д., осуществляемые вследствие приложения силы извне.
Движения сознательные. Целесообразные Д., контролируемые сознанием.
Син.: Д. произвольные.
Движения фантомные (фр. fantome от греч. phantasma — призрак). Мнимые Д., ощущаемые больным в ампутированной конечности. См. Фантом ампутированных.
Двойная связь. Нарушения общения, наблюдающиеся в семьях больных шизофренией. Общение больных с родителями приобретает как бы разноплановый характер, протекает в двух плоскостях, несовместимых в аффективном отношении. Например, больной шизофренией, радуясь визиту матери к нему в больницу, кладет ей руку на плечо, на что та отвечает мимически неодобрительной реакцией, осуждая такие проявления (первая плоскость). Больной отдергивает в смущении руку и слышит заявление матери, что он ее больше не любит. Больной краснеет, и мать замечает ему, что нельзя так смущаться (вторая плоскость). Рассматривается как нарушение в сфере коммуникации [Batesson G., 1956].
Двойное мышление. Эхообразное повторение мыслей. Мысль одновременно возникает в обычной форме и в форме галлюцинаторного образования. Иногда они разделены коротким интервалом во времени. Так, в процессе чтения «голос» рассказывает о только что прочитанном или же «голос» как бы диктует больному, что он должен написать. Иногда этот феномен возникает при перечитывании только что написанного. Характерно для шизофрении и является одним из симптомов расщепления.
Двойные ощущения [Jensen J., 1868]. Совокупность симптомов, включающая феномены «уже виденного», «уже испытанного» и «уже пережитого». Наиболее часто наблюдается при эпилепсии, где может служить проявлением ауры. Отмечается также и при других психических заболеваниях — циркулярном психозе, шизофрении, органических поражениях головного мозга.
Двойственное отношение (нем. Doppelbindung) [Batesson G., 1958; Hirsch S.R., 1979]. Неадекватное использование речи родителями больных шизофренией, приводящее к внутренним, психическим конфликтам и дисгармонии взаимоотношений в семье. В разговоре больному ребенку адресуют два противоположных и взаимоисключающих стимула. Создается коммуникативная бессмысленность. Эти противоположные стимулы могут принадлежать не одному, а нескольким собеседникам: например, положительный стимул содержится в речи матери, а отрицательный — в речи отца [Lempp R., 1988]. Такая «ситуация двойственности» рассматривается как шизофреногенная, однако не исключается возможность, что она — проявление латентной шизофрении у родственников больного.
Двойственность психическая. Разделение личности больного, ее раздвоение. Собственная личность переживается, воспринимается больным как нечто отчужденное, как объект созерцания. Сюда относятся: галлюцинаторное видение двойника; амбивалентность с присущими ей полярно противоположными импульсами к деятельности; двойная ориентировка при некоторых формах бреда и нарушенного сознания; двойная жизнь — в реальном и фантастическом мирах; некоторые формы бреда, например, манихейский бред; двойное мышление, при котором одновременно протекают два ряда мыслей — реальных и аутистических, дереистических (при шизофрении, астении, в сновидениях у здоровых). К Д.п. относится и двойное, альтернирующее сознание, наблюдающееся в гипнотических состояниях и при истерии: происходит периодическое выключение нормального сознания и его замена иным, наполненным другими мыслями, чувствами, образами. Образуются как бы две параллельные личности, развивающиеся в разных системах временных и пространственных координат. Раздельность альтернирующей личности (двойного «Я») поддерживается наступающей после гипнотического внушения или истерических сумерек амнезией.
Дебильность (лат. debilis — слабый, неспособный). Легкая степень олигофрении, характеризующаяся примитивностью, конкретностью суждений, невысоким уровнем отвлечения и обобщения, недостаточной дифференцированностью, примитивностью эмоций, затруднениями обучения и сниженной социальной адаптацией. Для решения экспертных вопросов различают три степени Д.: легкую, умеренно выраженную и глубокую (на грани с имбецильностью). Наибольшие трудности возникают при диагностике легкой Д., при отграничении ее от педагогической и социальной запущенности и нижним уровнем так называемой интеллектуальной нормы (конституционально-глупые, по П.Б. Ганнушкину, физиологическая глупость). В ряде случаев наблюдается сочетание Д. с приобретенным слабоумием — например, при присоединении к ней эпилепсии, энцефалита, черепно-мозговой травмы.
Дебильность двигательная [Dupre Е., 1910]. Заболевание детского возраста, характеризующееся несостоятельностью, несовершенством движений, не соответствующих требованиям повседневной жизни. Это неловкие дети, которым трудны резкие и сложные движения. Составляющие синдрома: 1) паратония — затруднение произвольного расслабления мышц; 2) синкинезия — излишние, сопутствующие движения; 3) нарушения координации. Предполагается, что в основе синдрома лежит врожденная или приобретенная патология пирамидных путей (нерезко выраженная детская энцефалопатия), сопровождающаяся недостаточностью произвольного торможения двигательных функций. Часто сочетается с умственной отсталостью.
Ср.: Пейна синдром незначительного хронического поражения головного мозга.
Дебют (фр. debut — начало). В психиатрии: начальные проявления психического заболевания, имеющие известное диагностическое и прогностическое значение. Однако установление наличия дебюта болезни связано с большими трудностями, так как часто производится ретроспективно; кроме того, известны явления «зарниц» (предвестников, форпост-синдромов) , которые также, очевидно, должны быть отнесены к Д.
Девиации дезинтегративные ассоциативного процесса (лат. de — от, via — дорога) [Заимов К., 1979]. Элементы отклонения от нормального протекания ассоциативных процессов, характеризующие некоторую феноменологическую общность и сходство патогенетических механизмов в рамках органической и функциональной патологии, например, при шизофренической разорванности и жаргонафазии. Автором к ним отнесены, помимо выделенных E. Kraepelin и базирующихся на изменениях смысловых и фонетических отношений девиаций, также девиации вследствие вторжения чуждых личностных установок, персевераторные девиации, девиации бесконтрольности в связи с патологией пассивного внимания и т.д. В качестве их аналога, наблюдающегося в норме, рассматриваются речевые девиации (ошибки, оговорки). Патофизиологический механизм ассоциативных девиаций трактуется в аспекте Джексона концепций диссолюции, Введенского парабиоза, гипноидно-фазовых состояний И.П. Павлова и Ухтомского доминанты.
Девиация половая. Отклонение полового поведения от общепринятых и обусловленных социально-этническими критериями форм, не достигающие, однако, степени выраженности перверсии (см.).
Дееспособность. Способность собственными действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности. Дееспособными считаются лица, достигшие совершеннолетия, так как к этому возрасту человек достигает психической зрелости и приобретает жизненный опыт, необходимые для правильного понимания и регулирования своих поступков. Отсутствие Д. (недееспособность) является следствием психической болезни или (и) слабоумия. В отечественных гражданских кодексах указывается, что судом признается недееспособным человек, который «вследствие душевной болезни или слабоумия не может понимать значения своих действий или руководить ими». Медицинский критерий Д., как и вменяемости, учитывает многообразие форм психических заболеваний и различия выраженности психических расстройств. Вопросы Д. относятся к судебно-психиатрической экспертизе в гражданском процессе.
Дегенеранты (лат. degenerare — вырождаться, перерождаться). Лица с признаками психической дегенерации, проявляющейся в наследственно обусловленной дисгармонии личности. Термин устаревший, в настоящее время Д. относятся к психопатам различного круга. Во французской психиатрии различают Д. высших, обладающих какой-либо, часто односторонней, одаренностью, и низших, примитивных в интеллектуальном отношении, лишенных каких-либо способностей, но обладающих, как и первые, моральным ущербом. Считалось, что Д. предрасположены к дегенеративным психозам (см. Психозы дегенеративные).
Дегенерация кортико-стрио-спинальная. См. Якоба—Крейцфельдта болезнь.
Дегенерация психическая. Устаревшее, сохранившееся только во французской психиатрической литературе, определение психических отклонений, обусловленных наследственными факторами, вырождением. В возникновении Д.п. большое значение придавалось родственным бракам; как типичный пример этого обычно приводилось генеалогическое древо Габсбургов.
Деградация алкогольная (лат. de — от, gradus — шаг, ступень, движение). Совокупность изменений личности, в первую очередь ее морально-этических свойств, наступающих вследствие длительного, хронического злоупотребления алкоголем, главным образом, на II-III стадиях алкоголизма. Клинически характеризуется аффективными нарушениями, появлением или усилением имевшейся раньше психопатической (-патоподобной) симптоматики, снижением и утратой трудоспособности, социальной дезадаптацией.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Астазия-абазия
  • Всемогущество; omnipotence
  • Обсессия; obsession
  • Элефтерьяди Ольга Петровна. Формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
  • Синдром; syndrome
  • Мутизм; mutus
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Притча «Умение читать мысли»
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Советы логопеда: логопедические упражнения для детей в домашних условиях.
  • Дурнева Людмила Альфредовна. «Красиво говорить нам помогут «колючки» и Су-Джок массажеры»
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации.
  • Гласс Лиллиан. Я читаю ваши мысли
  • Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Притча «Угадывание мыслей»
  • Притча «Когда воруют мысли»
  • Изоляция; isolation
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Отдельнова Оксана Викторовна. Комплекс упражнений, направленный на коррекцию и предупреждение речевых нарушений.
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Морозова Карина Анатольевна. Проект инновационной деятельности: «Использование кинезиологии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Шангараева Мария Сергеевна. Нетрадиционные методы для развития речи у дошкольников
  • Пыжикова Олеся Григорьевна. Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.
  • Марина Силко. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников».
  • Помогайко Наталья. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Маршев В.И. История управленческой мысли
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Канева Елена Васильевна. Статья 'Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекции звукопроизношения в условиях логопункта'
  • Романтические мысли уменьшают стресс
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Шизофрения; schizophrenia
  • Компульсивный; compulsive
  • Короткова Татьяна Петровна. Занятия по детскому ПДД - Операция 'Светофор'
  • Радхакришнан Сарвепалли. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (т.2). ШЕСТЬ СИСТЕМ БРАХМАНИЗМА
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь