|
Клюева Н.В.. под ред Педагогическая психология. Учеб. для студ. высш учеб заведений.Категория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 67217
Автор: Клюева Н.В.. под ред
Название: Педагогическая психология. Учеб. для студ. высш учеб заведений. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 1. В психологии воспитания имеется значительный разброс в позициях авторов. Каждый из компонентов процесса воспитания, рассмотренных выше, имеет обширное психологическое обоснование, содержащееся в различных областях психологической науки (возрастная психология, психология труда учителя, психология самовоспитания, психология формирования убеждений, психология общения и т.д.). Создание единого курса психологии воспитания представляется трудноразрешимой задачей, поскольку феномен воспитания исключительно сложен.
2. В сознании педагога психологическая и педагогическая информация нередко существует параллельно. Многозначность подходов к выявлению психологических механизмов процесса воспитания приводит к рассогласованию в его представлениях о возможных способах деятельности. Необходимо создать единое смысловое пространство. Это возможно лишь при условии, что и психолог образовательного учреждения осведомлен об имеющихся педагогических подходах к обсуждаемой проблеме. 3. Психолог может провести грамотную психологическую экспертизу и оказать педагогу помощь в выборе адекватной технологии решения поставленных задач. Кроме того, он может оказать адресную квалифицированную помощь педагогу в решении его индивидуальных проблем, в создании программы личностного роста, поскольку важнейшим условием эффективности воспитания является личность педагога. 4. Психолог также испытывает определенные затруднения в процессе общения с педагогами, поскольку он «не проживает тех многочисленных ситуаций, в которых оказывается педагог. Они предстают перед ним в «отраженном» виде, а потому психолог и педагог могут «не услышать» друг друга. Следовательно, психологу необходим личный опыт педагогической деятельности в форме факультатива по психологии, кружковой работы, взаимопосещения занятий и совместного обсуждения реальных ситуаций с позиции педагога и с позиции психолога." 5. Для того чтобы педагог стал более компетентен в психологическом плане, а психолог - в педагогическом, необходим системный комплексный подход в организации воспитательной работы. Отдельные «мероприятия» (лекции специалистов, деловые игры без участия руководителей учреждения и т.п.), как показывает практика, малоэффективны. Вопросы 1. В чем принципиальное отличие современного подхода к воспитанию от существовавшего ранее? 2. Обобщите описанные в тексте новые идеи в области психологии воспитания. Как они обогащают и изменяют практику воспитательной работы? 3. При каких условиях обучение есть средство воспитания и наоборот, воспитание есть средство обучения? Приведите примеры. 4. Какие затруднения могут возникнуть при осуществлении контакта «психолог - педагог» и как их разрешить? 5. Какова роль психолога в организации воспитательного процесса образовательного учреждения? План семинара «Психологическое обеспечение воспитательного процесса» 1. Психологическое обоснование целеполагания в воспитательном процессе. 2. Психологические условия эффективности использования принципов процесса воспитания. 3. Психологические механизмы, обеспечивающие результативность отдельных методов воспитания. 4. Взаимодействие психолога и педагога в процессе контроля и оценки результатов воспитательной работы. Основная литература 1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979. 2. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. М., 1994. Психология образования. Кн. 2. 3. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. 4. Сластенин ВА. и др. Педагогика: Учеб. пособие. М., 1997. 5. Шадриков В Д. Деятельность и способности. М., 1994. 6. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000. Дополнительная литература 7. Зинченко В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. М.,1997. 8. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. М., 1995. 9. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. 10. РожковМ.И. Теоретические основы педагогики. Ярославль, 1994. 11. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999. Психологические аспекты воспитательных технологий Идея технологизации педагогической деятельности все глубже проникает как в психологическую и педагогическую науки, так и в практику системы образования. Но степень проработанности этой идеи еще недостаточна, поэтому возникают терминологическая путаница и неточности, затрудняющие понимание! Наиболее полно отражает сущность педагогической технологии определение М.В. Кларина [1]: «Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей». Любая педагогическая технология должна удовлетворять определенным требованиям (критериям технологичности) [4]: системности (логике процесса, целостности, взаимосвязи всех его частей); управляемости (целеполаганию, планированию, проектированию процесса, поэтапной диагностике, возможности варьирования средствами и методами для корректировки результата); воспроизводимости (возможности воспроизведения любым педагогом); эффективности (гарантированности достижения планируемого результата). В соответствии с данными критериями технологичности в структуру педагогической технологии входят: теоретическое обоснование (целеполагание, концепция, адекватная целям конкретной технологии, гипотеза ее осуществления, планируемый результат); процессуальная часть (технологический процесс), которая может быть представлена как технологическая карта (описание процесса в виде пошаговой последовательности действий с указанием промежуточных результатов в каждом звене технологической цепочки, используемых средств, критериев и способов диагностики, вариантов коррекции). Классификация классических технологий очень разветвлена. Например, Г.К. Селевко [4] предлагает классификацию по 12 основаниям. В частности, по содержанию основной деятельности можно рассмотреть образовательные и воспитательные технологии. Но если некоторые образовательные технологии уже достаточно хорошо отработаны, то сам факт возможности применения воспитательных технологий вызывает сомнение у многих исследователей и педагогов-практиков. Действительно, если говорить строго, то большая часть критериев технологичности выполнима лишь частично. Одним из «продуктов» воспитательной технологии являются качества личности воспитанника. Но в психологической науке вопрос об описании личностных качеств отработан недостаточно, еще не создано адекватных диагностических процедур. Поэтому затруднены замеры конечных результатов воспитательной деятельности (и тем более промежуточных), особенно если речь идет об отдельной личности. В связи с этим воспитательные технологии пока еще не могут быть обозначены как целостные, а только лишь как частные, предназначенные для решения различных конкретных задач. Можно говорить лишь об элементах технологизации воспитания. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|