Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52281

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Графология (греч. grapho — писать, изображать, чертить, logos — учение, наука). Наука, изучающая почерк людей, здоровых и больных. В психиатрии особенности изменения почерка могут иметь дифференциально-диагностическое, судебно-медицинское (для идентификации личности писавшего) и судебно-психиатрическое значение, особенно в случаях проведения посмертной экспертизы. По почерку в известной мере можно судить о характерологических особенностях автора письменного текста.
Графомания (греч. grapho — писать, чертить, изображать, mania — страсть, безумие, влечение). Патологическое стремление к сочинительству произведений, претендующих на публикацию в литературных изданиях, псевдонаучных трактатов и т.п. Графоманические тенденции нередки у сутяжных психопатов.
Графофобия (греч. grapho — чертить, писать, изображать, phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь писать, брать в руки письменные принадлежности. Наблюдается при неврозе навязчивых состояний, особенно у больных с графоспазмом. (писчим спазмом).
Грацидомания (лат. gracilis — щуплый, худой, mania — страсть, безумие). Непреодолимое стремление похудеть, боязнь полноты. Чаще всего наблюдается у девушек, стремящихся похудеть с помощью специальных медикаментозных средств, диетических ухищрений, голодания. Нередко является одним из первых симптомов дисморфофобии, психической анорексии.
Грации потеря [Kraepelin Е., 1910]. Симптом нарушений моторики при шизофрении, характеризующийся утратой естественности, гармоничности, грациозности движений. Движения становятся угловатыми, порывистыми, обнаруживают тенденцию к импульсивности. Жестикуляция и позы приобретают характер напряженных, ригидных, иногда чудаковатых. Периодически отмечается вялое расслабление мышц. Иногда жесты и мимика фрагментарны, незавершенны. Письмо становится вычурно-витиеватым, буквы изобилуют ненужными линиями и завитушками. Наиболее часто наблюдается при кататонических расстройствах.
Гревса—Базедова болезнь [Graves R.J., 1835; Basedow C., 1840]. Заболевание, характеризующееся тиреотоксикозом. Ведущая триада симптомов: гипертиреоидный зоб, экзофтальм, тахикардия. Психически — явления эндокринного психосиндрома (гиперстеническая астения, колебания настроения, расстройства внимания). Возможна психотическая симптоматика — делириозные и аментивные состояния, бред, галлюцинации, маниакальные и депрессивные синдромы.
Син.: болезнь Базедова, болезнь Гревса (Грейвза), зоб диффузный токсический.
Гретера формы раннего слабоумия (шизофрении) [Grater К., 1909]. Формы шизофрении с алкогольным началом. Вначале отмечается симптоматика белой горячки или острого параноида, а в дальнейшем наблюдается развитие шизофренического процесса. Алкогольная интоксикация в таких случаях способствует выявлению шизофрении и видоизменяет ее течение.
Грефе—Шегрена синдром [Graefe A.F.W.E., Sjogren T., 1950]. Наследственная патология, тип передачи аутосомно-рецессивный. Характерна задержка физического и умственного развития, возможны шизофреноподобные психические расстройства. Неврологически — мозжечковая атаксия, глухота, нистагм. Нередко — маленький рост, микроцефалия, различные уродства развития. Типичен пигментный ретинит, осложненный катарактой.
Гримасничание. Неадекватная ситуации и эмоциональному состоянию больного вычурная, манерная мимика. Одно из проявлений шизофренической манерности.
Гринфильда болезнь [Greenfield G., 1950]. Прогрессирующий склероз мозга с первичной дегенерацией олигодендроглии. Типичны расстройства речи, зрения. Нарушается походка, образуются мышечные контрактуры. Патологические рефлексы (Бабинского). Прогрессирующее слабоумие. По клинике напоминает Шильдера болезнь.
Гриффитса шкала [Griffits R., 1954]. Психологическая методика для определения способностей детей. Дифференцируют пять видов способностей: локомоторные, личностно-социальные, слух и речь, развитие рук и глаз, невербальные. Результат оценивают исходя из соотношения умственного и хронологического возрастов.
Группа инвалидности. Критерий степени выраженности утраты трудоспособности. Устанавливается врачебно-трудовыми экспертными комиссиями при длительном течении заболевания и является основанием для назначения пенсии и права пользоваться отдельными льготами. I Г.и. назначается при полной утрате трудоспособности и необходимости ухода за больным, II — нетрудоспособным, но не нуждающимся в постороннем уходе, III — частично нетрудоспособным, то есть нуждающимся в облегчении условий труда по своей прежней специальности (например, сокращение рабочего дня), или лицам, могущим работать по более легкой профессии.
Гуддена симптом [Gudden В.А.]. Сочетание зрачковых симптомов (миоз, анизокория, отсутствие или слабая реакция на свет) с нарушениями конвергенции. Наблюдается при тяжелом течении алкогольного делирия и алкогольных энцефалопатиях.
Гуденах тест «Рисунок человека» [Hoodenough F.L., 1926]. Психологическая методика для исследования интеллектуального уровня детей старше 11 лет. Рисунок человека, выполненный ребенком, оценивается по степени дифференцированности.
Гуревича окулостатический феномен [Гуревич М.О., 1938]. Вестибулярный симптом, проявляющийся нарушениями статики при движениях глаз. При конвергенции и взгляде вверх происходит падение или пошатывание назад, при движении глаз в стороны — падение тела в соответствующую сторону. При этом отмечаются головокружение, боль в глазах, слезы. Это состояние длится несколько минут. Наблюдается при закрытой черепно-мозговой травме во всех стадиях поражения, включая и поздние, чем обусловлено большое диагностическое значение окулостатического феномена. М.С. Маргулисом [1940] описан при вестибулярной форме энцефалита.
Гуревича—Голант—Озерецковского синдром насильственной непреодолимости влечений [Гуревич М.О., 1925; Голант Р.Я., 1929; Озерецковский Д.С., 1950]. Наблюдается главным образом при хроническом течении эпидемического энцефалита, а также при опухолях и травматических поражениях головного мозга. Приступообразно возникают насильственные влечения (стремление задушить кого-либо из окружающих, выкрикивать бранные слова, покупать ненужные вещи и т.п.). Одновременно могут отмечаться усиление неврологической симптоматики в виде ауры, судороги взора. Больные осознают нелепость своих влечений, неправильность вытекающего из них поведения, но преодолеть эти влечения не могут. В отличие от навязчивых состояний, насильственные влечения, противоречащие морально-этическим установкам больного, нередко реализуются в соответствующих двигательных актах.


_Д_

Дакномания (греч. dakno — кусать, mania — страсть, безумие). Навязчивое стремление кусать окружающих.
Дакриурия (греч. dakryon — слеза, uron — моча). Непроизвольное мочеиспускание при судорожном эпилептическом припадке.
Син.: энурез эпилептический.
Дактилоспазм (греч. daktylos — палец, spasmos — судорога, спазм). Внезапные судороги, захватывающие один или несколько пальцев руки или ноги. Наблюдается при органических или функциональных (истерия) заболеваниях ЦНС. Одной из форм Д. является графоспазм.
Дансомания (фр. danse — танец, греч. mania — страсть, помешательство). Болезненное влечение к танцам, в средние века приводило к психогенным истерическим эпидемиям (см. Эпидемия психическая, Тарантизм).
Дауна болезнь [Down L., 1866]. Форма олигофрении. Характерны задержка умственного и физического развития, соматические изменения, специфический облик (микробрахицефалия, близкое расположение и косой разрез глаз, широкая и запавшая переносица, полуоткрытый рот, неправильная форма ушей). Умственное недоразвитие различной степени: от нерезко выраженной дебильности до идиотии. Проявление врожденной трисомии 21-й хромосомы.
Двигательная буря. Резко выраженное импульсивное возбуждение, носящее бессмысленный, некоординированный характер. Сопровождается немотивированной агрессией, паническим бегством, хаотическими действиями. Наблюдается чаще всего при состояниях нарушенного сознания, иногда — в структуре кататонического возбуждения.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Астазия-абазия
  • Всемогущество; omnipotence
  • Обсессия; obsession
  • Элефтерьяди Ольга Петровна. Формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
  • Синдром; syndrome
  • Мутизм; mutus
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Притча «Умение читать мысли»
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Советы логопеда: логопедические упражнения для детей в домашних условиях.
  • Дурнева Людмила Альфредовна. «Красиво говорить нам помогут «колючки» и Су-Джок массажеры»
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации.
  • Гласс Лиллиан. Я читаю ваши мысли
  • Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Притча «Угадывание мыслей»
  • Притча «Когда воруют мысли»
  • Изоляция; isolation
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Отдельнова Оксана Викторовна. Комплекс упражнений, направленный на коррекцию и предупреждение речевых нарушений.
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Морозова Карина Анатольевна. Проект инновационной деятельности: «Использование кинезиологии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Шангараева Мария Сергеевна. Нетрадиционные методы для развития речи у дошкольников
  • Пыжикова Олеся Григорьевна. Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.
  • Марина Силко. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников».
  • Помогайко Наталья. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Маршев В.И. История управленческой мысли
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Канева Елена Васильевна. Статья 'Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекции звукопроизношения в условиях логопункта'
  • Романтические мысли уменьшают стресс
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Шизофрения; schizophrenia
  • Компульсивный; compulsive
  • Короткова Татьяна Петровна. Занятия по детскому ПДД - Операция 'Светофор'
  • Радхакришнан Сарвепалли. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (т.2). ШЕСТЬ СИСТЕМ БРАХМАНИЗМА
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь